Публикация № 1024Погост (Надпорожье)    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Илья Леонов

Надпорожье и Пабережье



Год с лишним назад в группе «Старинный Каргополь» (1) была опубликована эта фотография из архива ГНИМА им. Щусева, подписанная как «Подпорожье» и ставшая предметом оживлённых дискуссий и споров касательно того, что за храм изображён на ней. Так, авторами группы высказывалось предположение, что на фото запечатлена церковь Ряпусовского (очевидно, подразумевалось, Ряговского) погоста на Волошке, но исторические источники свидетельствуют о том, что Благовещенская церковь Ряговского погоста сгорела ещё в 1824 г., после чего на её месте был построен каменный храм, в 1930-е гг. разобранный на кирпичи (2), (3), (4). Рассматривались и другие версии, например, отмечалось значительное сходство с Покровской церковью Ольховского погоста (также утраченной), однако имеющиеся при этом существенные различия (в частности, положение колокольни – над папертью у церкви на фото и отдельно стоящая при Покровской), всё же не позволяют считать, что это один и тот же храм.

Более вероятно, что имелось в виду не «Под-», а Надпорожье, то есть, Надпорожский погост, что в 7 км от Каргополя, ниже по Онеге. До 1930-х гг. здесь стояла церковь Николая Чудотворца, известная по описаниям, приведённым в «Сведениях о приходах каргопольских» (из собрания Е. В. Барсова), относящихся к 1832 и 1851-1853 гг. и в Известиях Императорской Археологической Комиссии (в дальнейшем – ИИАК), вып. 52.

Итак, что же следует из данных описаний? Это был пятиглавый кубоватый храм («церковь же самая о пяти главах, главы стоят на куполе четырёхугольном») (4) с тремя приделами в холодной части здания – главным, освящённым в честь св. Николая Чудотворца, боковыми – во имя священномученика Климента и великомученицы Параскевы, и тёплым приделом св. Зосимы и Савватия в трапезной. Над папертью церкви была устроена колокольня.

Сведения о дате постройке храма в двух вышеупомянутых источниках разнятся: так, в первом указан 1792 г., в ИИАК – 1801 г. (это объясняется тем, что в первом источнике указана дата постройки, а во втором - дата освящения). Там же уточняется, что «в 1803 г. вместо одной главы устроены три и верх церкви поднят; теперь шесть глав». В 1824 г. церковь была обшита тёсом, в 1879 г. поновлён иконостас в трапезной, а в 1900 г. – в Никольском приделе. В 1893 г. перестроена колокольня. /(5), вып. 52, с. 160/.

Сравнив описание с фотографией, мы можем видеть, что в общих чертах храм на снимке соответствует предполагаемому облику Никольской церкви. Обращает на себя внимание массивный, без повала, четверик основного объёма, а такие архитектурные формы, как правило, характерны для поздних кубоватых храмов, что возводились в XIX в. (наиболее яркий пример – Преображенская церковь в Нименьге 1878 г.).

Также, учитывая, что ареал распространения церквей с четырёхгранным кубоватым завершением ограничен Поонежьем и Поморским берегом Белого моря (с некоторыми исключениями, как-то: Куртяево и Ильинский погост на Водлозере) (6), и почти все эти храмы, как сохранившиеся, так и утраченные, запечатлены на фотоснимках, можно воспользоваться методом «от противного» и исключить известные варианты. В итоге остаются опять же Надпорожье и Благовещенская церковь в Лугах (7) 1620 г., фотографий которой нет, но из описания следует, что в 1863 г. она подверглась «исправлению» – вместо одной главы устроены пять, крыша покрыта железом, само здание обшито тёсом и окрашено. Церковь имела три престола – один холодный и два тёплых /(5) с. 157, (8) с. 114/. Однако с учётом времени её постройки и последующей реконструкции, с большей вероятностью можно предполагать, что первоначально это был шатровый или клетский храм, позже перестроенный в соответствии с архитектурными вкусами середины XIX в.

Никольская церковь была разобрана в 1930-е гг. и перевезена в д. Абакумово, где перестроена под школу /(3), с. 131/. В настоящее время единственное, что напоминает о существовании погоста – деревянные ворота северной стороны церковной ограды. Часть ограды с западными воротами присутствует и на заглавной фотографии, позади храма, и если сравнить фото с современным, можно убедиться, что конструкция ворот на обоих снимках практически идентична: такой же арочный проём, такое же двускатное покрытие.

Слева – увеличенный фрагмент фотографии церкви, справа – ворота ограды в 2004 г. (9)

Казалось бы, всё ясно, истина установлена, и на этом можно было бы завершить, но люди знающие, несомненно, возразят: а что же за храм в таком случае изображён на другой фотографии, также хранящейся в архиве Музея архитектуры и считающейся «каноническим» изображением надпорожской церкви? Я имею в виду фото за авторством К. Ф. Некрасова, снятое в 1911-1913 гг. и опубликованное в начале этого года на Соборах.ру Егором Сельским (10). Данная фотография также присутствует в «Чёрной книге», своде памятников архитектуры утраченных в XX веке, вышедшей в 2003 г. (11), и озаглавлена там как церковь св. Николая в с. Надпорожье Онежского района.

В том-то и дело, что это совершенно иной храм, и у вашего покорного слуги при взгляде на фото не осталось в том никаких сомнений. На снимке - Троицкая церковь Пабережского погоста, что когда-то стоял на средней Онеге между деревнями Польской и Фалёво (в некоторых списках населённых мест храмы были приписаны к последней), недалеко от современного посёлка Оксовский Плесецкого района. Церковь эта, построенная в 1724 г., известна по фотографиям А. А. Каретникова, две из которых помещены в альбоме «Деревянное церковное строительство» (12), ещё одна – в ИИАК /(5), вып. 41, с. 108/. Наиболее часто встречается фото, снятое с южной стороны (опубликовано также в книгах Н. А. Макарова и Н. Н. Харитонова). Сравним теперь фотографии Каретникова и Некрасова:

Троицкая церковь Пабережского погоста. Слева – фото А. А. Каретникова, ок. 1904 г., справа – фото К. Ф. Некрасова, 1911-13 гг.

С первого взгляда, казалось бы, смущает то, что на левом снимке церковь имеет две алтарные апсиды, а у церкви на правом их три, и кроме того пристроен придел с южной стороны, покрытый на два ската. Также отсутствуют окна нижнего этажа, в то время как на первом фото мы можем их наблюдать. Но, с другой стороны, четверик основного объёма храма, форма куба, алтарной бочки и глав поразительно схожи.

Разгадка здесь кроется в том, что в период времени, разделяющий два этих снимка, церковь подвергалась ремонту путём полной переборки, о чём упоминает Н. А. Макаров в книге «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья», ссылаясь на материалы ГААО. Первое фото, судя по всему, относится к 1904 г., когда Каретников, как епархиальный архитектор, был приглашён для осмотра состояния храма, по результатам которого было принято решение о капитальном ремонте здания. И, как пишет Н. А. Макаров, цитируя ИИАК, «…тогда же, в 1905 г. Императорской Археологической комиссией было разрешено переустройство храма с расширением небольшими боковыми пристройками.» /(8), с. 214/. Там же, ниже, мы читаем, что «…в феврале 1909 г. причт и прихожане Пабережского прихода заключили договор на переустройство с разборкой всего здания с последующим восстановлением и расширением здания Троицкой церкви с крестьянином деревни Эховской Посадной волости Евгением Фёдоровичем Полежаевым.» (с. 216). По всей видимости, было решено вместо двух нижних приделов устроить третий в верхнем этаже, и с этой целью расширить основной объём храма дополнительным прирубом (на другом снимке А. А. Каретникова видно, что с северной стороны также имелся прируб с односкатной кровлей, но было ли покрытие в ходе перестройки храма изменено на двускатное, по аналогии с новым, южным приделом – неизвестно). Здание было разобрано и вновь возведено к весне 1910 г., а окончательно работы по переустройству церкви завершены в 1912 г.

Есть на обеих фотографиях и ещё одна деталь, свидетельствующая о том, что это одно и то же место: двухэтажное каменное здание, расположенное позади церкви (фрагмент его виден справа от алтаря). Это – так называемая «Белая школа», здание Пабережского сельского училища, построенное в 1866 г. и сохранившееся до наших дней. О существовании же в прошлом каких-либо каменных построек вблизи церкви Надпорожского погоста никаких сведений нет; известно только что Надпорожское земское училище помещалось в деревянном одноэтажном доме.

Слева – здание бывшего Пабережского сельского училища (д. Фалёво), вид с запада, с реки Онеги. Троицкая церковь располагалась правее и чуть дальше от реки. Фото автора, 2014 г.

На правом снимке – Надпорожское земское училище. Фото 1913 г. из фондов Каргопольского музея /(3) c. 129/.

А теперь попытаемся разобраться, с чем же связана такая путаница в названиях – Подпорожье – Надпорожье – Пабережье. Возможно, ответ на этот вопрос подскажет фрагмент подписи к одной известной старой фотографии. Прежде чем читать далее, взгляните на неё и попробуйте определить, о каком месте идёт речь:

Полностью же текст подписи выглядит так: «Общий вид церквей в с. Подпорожье Онежского у(езда) Архангельской губ(ернии)», а фотография сделана академиком В. В. Сусловым в ходе поездки по Русскому Северу и Норвегии в 1886 г., и запечатлён на ней, как нетрудно догадаться, тогда ещё храмовый ансамбль в Подпорожье на Нижней Онеге (13). Но если не смотреть на фото и не знать, что изображено на нём, то, с учётом особенностей почерка, написание слова «Подпорожье» скорее, можно интерпретировать как «Надпорожье». Вероятно, аналогичная ситуация имела место и с оригинальными подписями к фото в заголовке статьи и снимку К. Ф. Некрасова. А поскольку храмы эти, утраченные ещё в 1930-е годы, всё же не были настолько широко известны кругу исследователей, как подпорожские (в особенности, знаменитая Владимирская церковь), то при атрибутировании фотографий вполне могла возникнуть ошибка, и Пабережье таким образом «преобразовалось» в Надпорожье, а Надпорожье – в Подпорожье. Вспомним, что в «Чёрной книге» местонахождение пабережской церкви обозначено как с. Надпорожье Онежского района, а не Каргопольского (где находился Надпорожский погост) и не Плесецкого (где в действительности располагался храм). Не объясняется ли это тем, что и на фотографии Некрасова мог быть указан Онежский уезд, к которому до образования в 1929 г. Плесецкого района относились деревни Пабережского прихода? Т. е. при составлении сборника Онежский уезд отождествили с современным Онежским районом.

Итак, похоже что очередная загадка истории церковного строительства в Поонежье решена. Возможно, в будущем обнаружатся и другие фотографии надпорожской Никольской церкви или архивные документы, которые подтвердят правоту доводов, а может быть, и опровергнут их. В любом случае, можно с полной уверенностью утверждать, что храм в Надпорожье выглядел иначе, чем представлялось ранее.

Ещё одна загадка решена… но сколько же церквей и часовен, что когда-то стояли по берегам Онеги, вероятно, никогда не были запечатлены на фото, и мы знаем о них только лишь из скупых описаний! Уже упоминавшаяся Благовещенская церковь в Лугах, каменные храмы Владыченского прихода… Хочется верить, что не всё это исчезло с земли Поонежья без следа, и что где-нибудь в семейных архивах ждут своего часа старинные фотографии, которые позволили бы нам в полной мере представить утраченную красоту прошлого.

Илья Леонов. OnegaOnline.ru

01.11.2016.

Ссылки и примечания

(1) Фото в группе «Старинный Каргополь»:

http://vk.com/stargradkargopol?z=photo-91796839_361046329

обсуждение в группе "На Севере Русском":

http://vk.com/nasevererusskom?w=wall-63430759_7876

(2) Ряговская волость (Олонецкой губернии Каргопольского уезда). (Корреспонденция) // Олонецкие губернские ведомости. 1885. № 67. С. 602 – 603.

http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=502

(3) Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. – Каргополь, 2011.

(4) Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собрание Е. В. Барсова), дело № 698 «Сведения о приходах каргопольских», л. 24 - 24 об. (по публикации А. Н. Старицына «Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда»).

http://www.sedmitza.ru/lib/text/2549368

(5) Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 41, 52. – СПб, 1911, 1914.

http://forum.relicvia.ru/topic/45541-izvestiia-imperatorskoi-arkheologicheskoi-komis/

(6) Бодэ А. Б. Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. Изд. 2-е. – М.: КомКнига, 2010. С. 57.

(7) д. Луги (Мартемьяновская) Плесецкого района, расположена на историческом Архангельском тракте между Конёвом и Архангело, в стороне от реки Онеги.

(8) Макаров Н. А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. – Архангельск, 2007.

(9) Тормосов Д. В., Тормосова Н. И. Эволюция сельских поселений окрестностей города Каргополя (конец XIX - начало XXI вв.) // Народный костюм и обрядность: материалы VIII Каргопольской научной конференции. (Науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина.) – Каргополь, 2004. С. 126.

(10) Фото К. Ф. Некрасова на Соборах.ру. Качество заметно выше, чем в «Чёрной книге», но левый край обрезан. Местоположение ныне исправлено:

http://sobory.ru/photo/272502

(11) Судьба культурного наследия России XX в. Чёрная книга. Утраты. – М.: Искусство - XXI век, 2003. С. 366.

(12) Каретников А. А. Деревянное церковное строительство. – Архангельск, 2010. (В книге местоположение церкви ошибочно указано в д. Наволок. Фотографии Троицкой церкви можно посмотреть в альбоме "Пабережский погост" на странице д. Фалёво)

(13) Фотографии В. В. Суслова размещены на сайте Российской Национальной библиотеки:

http://vivaldi.nlr.ru/lh000010002/view#page=16

P. S. А. Б. Бодэ и Д. А. Вадатурский подтвердили, что на фотографии в заголовке действительно изображена Никольская церковь Надпорожского погоста (атрибуция фото была выполнена Е. Б. Заручевской в 2011 г.)

P. P. S. И, как выяснилось впоследствии, эта фотография также сделана К. Ф. Некрасовым во время поездок по Северу в 1911-1913 гг.

Илья Леонов






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2023-04-30





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:






Ваше имя: Ваш E-mail: