Публикация № 1047Погост (Глазовская)    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

А. Ивановский

ЦЕРКОВЬ Святыя Варвары Великомученицы в Ордоме

*

Архангельской Епархии, Онежского уезда, в Ордомском Погосте <1>, есть приписная к Владыченскому Приходу церковь во имя Святыя Варвары Великомученицы, существующая уже двести семь лет.

В церковном архиве хранится рукопись XVI века, в которой о построении сего храма Божия рассказывается следующее: <2>

Во дни Царя Иоанна Васильевича IV-го, при Архиепископе Велико-Новгородском и Псковском Макарие, 1539-го года в Марте месяце, один из жителей Ордомы, именем Вукол, по обыкновению своему вышел поутру в лес, для рубки его на домашние поделки, и уже начал было подсекать большую берёзу, которая по своей величине показалась первая ему годною на то, как вдруг брызнула из неё кровь, и Вукол, объятый ужасом, немедленно возвратился домой. Увидев скорое его возвращение, домашние спросили о причине, и он рассказал им подробно о случившемся с ним в лесу.

Весть об этом чудном приключении того же часа разнеслась по окрестным домам. Все соседи Вукола собрались в дом его, и пошли с ним в лес, узнать, что бы там было такое?

Не тщетна была дорога, не лжива речь старика. Достигши показанного им места, все увидели кровь, точащуюся по дереву. Не зная, от чего бы это было, они срубили берёзу, и в отрубленном конце её усмотрели икону, от коей из отсечённого уголка струилась ещё кровь. На иконе изображены были лики: Святителя и Чудотворца Николая, Великомученницы Варвары и Св. Параскевы, наречённой Пятницы. С благоговением взяли они икону, и, принесши в жилище Вукола, разошлись по домам своим, возвещая всем об обретении сего драгоценного сокровища.

Дивны во Святых своих Бог проявил над домом Вукола богатую милость, щедро излив благодать свою. Слепорождённая дочь его Екатерина, тогда уже пятидесятилетняя, осязая своими руками принесённую икону, пала перед нею на колени, и из глубины души стала слёзно взывать к посетившим их дом Угодникам Господним, потом с верою и надеждою на милосердие Божие облобызав Святую икону, быстро вскочила и громко вскрикнула: «Я вижу!»

Чудесное прозрение слепорождённой предъявленною иконою скоро разгласилось по окрестным селениям, и все от мала до велика стеклись в дом Вукола, но, не обретши святыни, стали спрашивать у прозревшей: где явившаяся икона, куда она её сокрыла? Отрицаясь и сама не видя более оной, она напомнила им: нет ли её там, где она найдена? Встревоженные сим жители пошли на место обретения, и там, на пне срубленной берёзы, опять узрели ту Святую икону, недержимую никем. Почему, не дерзая более трогать её с места, тут же нарубили леса и устроили окрест неё часовню малую.

Скоро дошёл слух об этом дивном событии в Новгород до Архиепископа, известно стало также и Великому Государю, меж тем, собираясь почасту, народ стал приносить в часовне молебные пения Угодникам и получать от них безмездно исцеления. Благочестивый Царь послал сюда из своей казны золота, серебра и камней, повелев украсить ими явленный образ, что и было исполнено. А Святитель Новгорода Макарий указал привести её в Новгород и поставить в соборном храме Св. Софии.

Опечалились такою вестью жители Ордомы, но полнослушные гласу Пастыря, отпустили с нарочитыми людьми обретённое сокровище. Архиепископ со всем освящённым собором встретил Святую икону за вратами града и благоговейно внёс её в свой престольный храм, где так же обильно излилась от неё Благодать Божия всем с верою притекшим к ней.

Архиепископ Макарий, желая навсегда оставить сию Св. икону в Новгороде, перенёс её в девичий Варварский Монастырь, бывший в земляном городе на Софийской стороне. Но изволением Божьим она внезапно скрылась. Начался было розыск в городе, но все усилия отыскать её остались тщетными, потому что она снова водворилась на месте своего обретения, в Ордомской часовне. Слух о сем круто донёсся до Архиепископа, и он, дивясь событию, повелел немедля построить тут церковь во имя Св. Варвары Великомученицы, прислав для сего довольное количество золота и серебра, а снятый с иконы список представить к нему в Новгород. Храм этот, воздвигнутый и освящённый в 1539 году, существовал до 1639 года, в котором по ветхости разобран и на месте его сооружён новый, по благословению Преосвященного Митрополита Афония. Но не долго существовал сей второй храм, не известно от чего, сгорел он со всем благолепным украшением, кроме явленной Иконы, которая невидимо вынесена из пожара не повреждённою, на поле.

Дивное спасение её из пламени оживило жителей, и они с помощью Божиею, по благословлению того же Преосвященного Митрополита Афония, вскоре поставили новую церковь на прежнем месте, которая освящена в 1641 году, при державе Благочестивейшего Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича и существует до ныне. В 1845 году, с разрешения Преосвященного Георгия (бывшего Епископа Архангельского), на пожертвования разных лиц, обита она тёсом и выкрашена зелёною краскою.

Сей холодный одноглавый храм имеет пирамидальный верх, крытый гонтом из мелкого тёса. Высота его от основания до креста 16 сажень, стоит на левом берегу реки Онеги, за горою, на низменном месте, от приходской церкви расстоянием в 2-х, от Турчасов в 18-ти, а от города Онеги в 143 верстах.

Чудотворная Икона древнего Греческого письма стоит до ныне невредима в местном ряду иконостаса, на 2-м месте от Царскиих врат с правой стороны. На ней особенно замечательны: во первых, небольшой четвероконечный серебряный под золотом крест, с частью мощей Святой Варвары Великомученицы, вклад Боярина Леонтия Неплюева (бывшего Киевским Воеводою), данный им при проезде через сие место в 16-й день Октября 1690 года. Сим крестом благословил его в путь Киевского Свято-Михайловского Монастыря Игумен; во вторых: девять разноцветных камешков в 3-х венцах её, вклад (как выше писано) Царя Иоанна Васильевича.

Святая Икона сия известна всему Онежскому поречью и привлекает в день празднества, в 1-е Воскресенье Петрова поста, ежегодно множество поклонников Св. Великомученице. Празднество сие установлено в память обновления храма в 1641 г.

Из вкладов особенно примечательно напрестольное Евангелие в лист, печатанное 7149 года, и приложенное Кожеозерским Игуменом Никоном, в последствии Всероссийским Патриархом, 7152 года Июня 3-го дня, в вечное владение Церкви, как это видно из собственноручной его подписи на Евангелии.

<1> По десятинной книге, за приписью Митрополичьего Дьяка Григория Мальгина и грамоте Митрополита Новгородского Макария, данной 7164 года 19-го Февраля, на постройку храма Николая Чудотворца, Владыченский Приход называется Погостом Ордомским.

<2> См. Сказание об иконе Св. варвары Великомученицы и Памятную Книгу Владыченского Прихода.

Священник Александр Ивановский

Турчасово

Архангельские Губернские ведомости, №16 1849 г. Отдел второй. Часть неофициальная. С.119-120.

А. Ивановский






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2017-01-08





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: