Публикация № 1156Пешельма    (рубрика: Страницы истории)

© В.В. Елфимов

Исчезнувшая деревня на Онеге

Время течёт как река. Однако река неизменно течёт в своих берегах, а время меняется. С берегов реки Онеги, с течением времени, исчезли многие населённые пункты, оставив кое-где на топографических картах только названия в виде урочища …

Фрагмент топографической карты масштаба 1:50000 изд. 1995 г.

На правом берегу реки Онеги, между с. Клещёво и д. Чешьюга, в XVII-XX веках находилась деревня ПЕШЕЛЬМА (ПЕШАЛЬМА). Расстояние до ближайших сёл, было примерно следующее: с. Клещево – 6,7 км.; д. Чешьюга – 5,1 км.; д. Кялованга (Кяловангская) – 3,7 км.; д. Кернежка – 7,1 км. Географические координаты: 63°18´20.6´´; 39°08´48.5´´

Каким же было первоначальное название деревни? По самым ранним найденным материалам (1648 г.), называлась она ПЕШАЛИМА. Когда и как образовалось это название, неизвестно. Если рассматривать его с точки зрения топонимики, то для дешифрирования его можно разбить на две части: пеша+лима. Этимология основы пеш может восходить, как к прасаамскому пиеесь – «берёза», так и прибалтийско-финскому petaja – «сосна». Есть ещё более древнее, финно-угорское pets в том же значении – «сосна». Формант лима от финского – «водянистое болото, сырой луг». Таким образом, вариант перевода названия Пешалима, можно представить как: «берёзовый сырой луг» или «берёзовое водянистое болото», а так же: «сосновый сырой луг» или «сосновое водянистое болото». И тот и другой перевод подходит. Местность, где находилась деревня, представляет собой низменный луг, затапливаемый в половодье, с мелкорослыми соснами и берёзами, а так же, неподалёку, примерно в 350-400 метрах, находится водянистое болото.

На географических картах, деревня впервые появилась в 1730 году под названием Пешелма. В дальнейшем изображение деревни можно было встретить на картах различных годов издания, на них название указывалось так же по-разному.

В писцовых книгах 1712, 1718 и 1723 гг., деревня называется своим древним названием – Пешалима, и лишь начиная с материалов 2-й ревизии населения (1744 г.), она именуется как Пешалимская. Так же в различных картографических и документальных материалах, встречаются преобразованные названия – Пешалинская и Петалинская

К концу XIX века, название снова трансформировалось почти к первоначальному варианту, только вместо буквы «и», появился мягкий знак. ПЕШАЛИМА-ПЕШАЛЬМА. Ну, а в XX веке, вероятнее всего, составители списков населённых мест, заменили букву «а» на букву «е», и во все официальные справочники и картографические материалы, она вошла под названием ПЕШЕЛЬМА. Исключение составляет разве что «Список населённых мест Архангельской губернии, 1918 г.», где деревня написана под названием Пещолиска, но почему здесь указано такое название, установить не удалось.

История возникновения деревни, уходит в далекое прошлое. Когда точно появился в этой деревне первый житель, неизвестно, но по всей вероятности это произошло на рубеже XVI и XVII веков.

В середине XVI века, на глухом таёжном озере Коже, что находится примерно в 55 км к западу от реки Онеги, возникла монашеская обитель, которая стала постепенно обустраиваться, впоследствии превратившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь. Грамотой Царя Фёдора Иоанновича от 30 сентября 7093(1585) г. под строительство монастыря была отведена земля – остров Лопский, и кругом озера Коже, имеющего в длину 25, в ширину 4 версты, матёрой земли по четыре версты во все стороны. Ещё до начала строительства монастыря, вместе с увеличением числа монахов, увеличивались и расходы на его содержание. Большинство средств содержания заключалось в добровольных пожертвованиях почитателей подвижников, а так же вследствие покупки земли и других угодий в деревнях на реке Онеге.

То, что деревня Пешалимская была вотчиной Кожеозерского монастыря, указывают сведения из источников преподавателя Архангельской духовной семинарии Феофилакта Гавриловича Громова:

«Дела монастырского архива начинаются с 1585 г. и оканчиваются 1779 г. и заключаются в семи связках по неравному числу номеров, которых всех 544. Из числа сих дел некоторые заключают в себе жалованные грамоты (почти все в копиях) разных государей, касающиеся или земель и угодий или торговли солью по разным городам беспошлинно, - каковых грамот по ведомости 1739 г. значится 15; некоторые заключают крепости, которых по той же ведомости в казенном амбаре значится 97, а именно… 4 крепости таковых же на Пешалинскую деревню разных годов…».

Эти крепости, или купчие, до наших дней сохранились только в копиях, написанных в первой половине XVIII века. Хранятся они в фондах СПбИИ РАН (Санкт-Петербургский институт истории Российской Академии наук), бывший ЛОИИ АН (Ленинградское отделение института истории Академии наук). Называется этот уникальный документ «Копийная книга купчих, выписей из вкладных книг, жалованных грамот на земельные владения Кожеозерского монастыря», объёмом в 70 листов, на которых находится 141 купчая. Формат книги примерно 25х35 см. Самая первая купчая в книге, датируется 1 мая 1557 г., она же самая ранняя по летосчислению. Самая поздняя, датируется июлем 1746 г. Все документы расположены не в хронологическом порядке, а несколько в разнобой. Записи сделаны различными, отличающимися друг от друга почерками. Это доказывает, что книга была переписана различными людьми, и в различное время. Большую часть книги составляют купчие на земли расположенные вдоль реки Онеги, как непосредственно на деревни, так и на лесные, сенокосные и водные угодья.

Непосредственно на местность, где находилась деревня Пешалимская, имеется пять купчих, с № 61 по № 65, за период с1603 по 1621 гг. Однако, таковое название, как именно деревня Пешалимская, в самих текстах не пишется, а имеется лишь в заголовке перед этими купчими, и так же на полях вдоль всего текста купчей № 63. По всей вероятности, в подлинных материалах, это название не было написано, а добавлено уже при переписывании книги.

№ 61 – купчая датируется 18 декабря 1604 г. В ней сказано, что: Леонтий да Томилей да Василей Сидоровы дети Козловы, да Мартын Фёдоров сын Козлов, продали Копосу Ильину сыну да Тимофею Шевелю на Пешалиме треть обжи своей земли, а по новому письму четверть обжи, чем сами владели, со всеми угодьями, куда входит плуг, соха, коса и топор. С лесными угодьями, с водяными ловищами, деревенскими дворами, и с водным местом. Покупателем был старец Леонтий с братиею.

№ 62 – купчая датируется 12 июня 1603 г. В ней сказано что: Томило Ильин сын из Чешьюги, продал брату своему Копосу Стефану Ильину часть своего владения на Пешалиме, восьмую долю обжи земли, а так же топор, косу, соху, плуг и серп, речные и озерные ловищи, и пожни и лес у той деревни, Кожеозерским старцам.

Как видим, здесь нет прямого указания, что Пешалима это именно название деревни, более это напоминает название местности. В купчей № 61, так имеется дата 7102 год, что в переводе на современное летосчисление означает 1594 г. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что здесь, в местности Пешалима, уже в конце XVI века жили люди, а значит и существовали какие-то постройки.

№ 63 – купчая датируется 25 апреля 1615 г. В ней сказано что: Матрона Минина дочь и Стефана Копоса жена из Кялованги продала все владения своего мужа старцу Кожеозерского монастыря Димитрию в Пешалимской волости, четверть обжи земли, чем владел муж её Стефан, что он купил у своих братьев Козловых. Со всеми деревенскими угодьями, куда так же входили плуг, коса, соха, топор и серп. А так же с лесными угодьями, речными и озерными ловищами, двором и дворовым местом.

В этой купчей писец однозначно допустил ошибку, написав «Пешалимской волости», т.к. волость в то время назвалась «на Клещеве поле», речь здесь шла, скорее всего, о деревне.

№ 64 – купчая датируется 25 сентября 1619 г. В ней сказано что: Марфа Сысоева дочь, а Копосовская жена малого из Кялованги продала Клещепольскому приказчику старцу Кожеозерского монастыря Дмитрею, восьмую долю обжи земли в деревне Патракеевской на Пешалиме, без двора и дворовых хором, но с дворовым местом и со всеми деревенскими угодьями. С полевыми землями и сенными покосами, куда так же входили плуг, соха, серп, коса и топор. С лесными угодьями, речными и озерными ловищами, и что к этому участку исстари принадлежало. А владела Марфа этим имуществом по старым купчим, которые были у её покойного мужа Остафья Копоса.

№ 65 – менная датируется 7 октября 1621. В ней сказано что: Ирина Козмина дочь, Ивановская жена Терентьева, со своими детьми Семёном и Иваном Ивановыми детьми Терентьева из Хачелы, променяли старцам Кожеозерского монастыря Пахомью, Нифонту и Иосифу на Пешалиме в Патракеевской деревне четверть земли обжи, с подворною землёю и со всеми дворовыми хоромами. С полевыми и озимыми землями, с сенными покосами, с лесными угодьями, речными и озерными ловищами. Так же плуг, соха, коса и топор. А выменяла она с детьми против той Патракеевской деревни, у старцев, в кирилловской волости в Бронцыной деревне полторы осмины обжи земли, с половиной двора и половиной дворовой земли. И во дворе коровий хлев, да половину сенника и гумна, с полевыми землями и сенными покосами, с лесными угодьями, речными и озерными ловищами, и со всем, что к этой полуторе осмины земли принадлежало, плуг, соха, коса и топор.

Таким образом, мы видим, что Кожеозерский монастырь, владел практически всей землёй и угодьями, в местности, где находилась деревня Пешалимская. На пустом ли месте возникла эта деревня, или же рядом с другой, можно только предположить. Деревни XVI-XVII веков были небольшими, некоторые из них состояли из одного-двух дворов. Самыми ранними известными источниками, дающим представление о деревнях на реке Онеге, является «Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда, 1556 г.» и «Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562 года». Место, где находилась деревня, находится практически на границе между двумя волостками: Пияла и Клещево Поле, в сотных ни в одной из этих волостей д. Пешалимская не упоминается, зато упоминается деревня Патракеевская, название которой присутствует в выше приведённых купчих.

Если взглянуть на топографическую карту, то мы увидим, что неподалёку от деревни Пешельма, находится оз. Пешельмское. Вполне возможно, что своё название деревня получила по имени озера, однако есть предположение, что озеро раньше называлось иначе. В купчей №19 (1603 г.), имеется упоминание об «озерке Пустосмехово», находившееся в этой местности, а в Сотной 1556 г., в составе волостки Клещево Поле имеется деревня Пустосмеховская. Таким образом, по схожести названий, можно предположить, что данная деревня находилась вблизи вышеназванного озера. В книге «Архангельский сборник», в главе описывающей основные озёра Онежского уезда, в юго-восточной его части имеется озеро Пустосмехово. В этом списке рядом находятся озёра Пияльское и Канзозеро, которые так же располагаются на правом берегу реки Онеги, первое в 11 км. к северу, второе в 8 км. к югу. По данным, приведённым в сборнике, размеры оз. Пустосмехово следующие: длина – 1 верста, ширина – 200 саженей, глубина – 1/3 сажени. Озеро Пешельмское в настоящий момент имеет примерные размеры в длину 500 м. в ширину 200 м. Однако если учесть размер болота, на котором оно находится, а несомненно, что раньше это было озеро, то тогда размеры болота, примерно соразмерны с величиной оз. Пустосмехово.

Фрагмент топографической карты масштаба 1:100000, изд. 1939 г.

Деревня Пустосмеховская, так же являлась вотчиной Кожеозерского монастыря, о чём указано в той же Копийной книге купчих – №28 от 7127(1619) г. Следовательно, можно предположить, что неподалёку от неё и возникла деревня Пешалимская. В те давние времена, даже один дом назывался деревней. Поэтому можно так же предположить, что обе деревни в какой-то период времени слились в одну, оставив более звучное название.

Первое известное упоминание о количестве дворов и населения д. Пешельма, имеется в «Дозоре Турчасовского стана 1648 г.»:

Дер. Пешалина Кожеозерского монастыря а в ней

Д. монастырские половники Симанко Трофимов да Тимошка Иванов.

В писцовых книгах XVII указывались только лица мужского пола, за редким исключением женского, когда хозяйкой двора была вдова, или одинокая женщина, в начале XVIII вв. семьи указывались уже в полном составе. В нашем случае мы имеем двух лиц мужского пола – половников, т.е. крестьян зависимых от землевладельца, которые работая на него, получали половину или треть урожая, проживающих в одном дворе.

В материалах 1-й ревизии населения (1723 г.), в деревне Пешалиме указан один двор и один человек: бобыль Федор Анфимов, 70 лет, и скотский двор один. Бобылём называли крестьянина, который был полностью или частично освобождён от выплаты налогов и лишённый земельного надела.

По материалам 2-й ревизии населения (1744 г.), количество жителей значительно увеличилось.

Кожеозерского монастыря вотчины в Пияльской волости в деревне Пешалимской в прежнюю перепись прописанные

Дия Яковлев сын Пелевин 40 лет, у него дети Михайло 3, Иван 2 лет, Константин 30 нед.

в прежней переписи прописанные

Пётр Максимов сын Пелевин 32 лет

Иван Данилов сын Чесноков 30 лет, у него сын Фёдор 6 лет

ИТОГО в деревне Пешалимской 7 душ

Судя по этим данным, в 1744 г. в деревне было два или три двора, семь жителей мужского пола, и как минимум должно быть две женщины, т.к. в двух семьях были малолетние дети.

В этих же материалах мы видим, что деревня находилась в составе Пияльской волости, тогда как в 1648 г. она была в составе Клещепольской. Может быть из-за того, что деревня находилась примерно на границе волостей, переписчик ошибочно её вписал в Пияльскую волость, т.к. в дальнейшем в этой волости деревня уже не встречается.

По данным духовной (исповедной) росписи Олонецкой епархии Онегской округи Крестновского заказа Прилуцкой волости 1786 года, в деревне было два двора, на которые приходилось 20 человек жителей.

132 двор

Михайло Диев 45 лет

брат его родной Иван Диев 43 лет

Михайлова жена Анисья Осипова 42 лет

у них дочь девка Ксения 19 лет

сноха Евдокия Григорьева 24 лет

Иванова жена Евфимия Яковлева 40 лет

у них дочери: Ульяна 20 лет

Ирина 13 лет

подсоседник Василий Петров, холост 21 лет.

В этом дворе мы находим двух человек, имена которых упоминаются в переписи 1744 г. – Михайло и Иван Диевы. Следует отметить, что в 1775 году эта семья числилась в д. Клещепольская.

133 двор

Абрам Михайлов 45 лет

жена его Ирина Гаврилова 39 лет

их дети: Иван 15 лет

Кондрат 11 лет

Тимофей 7 лет

Гликерия 19 лет

подсоседник Иван Фёдоров 32 лет

брат его родной Никифор 30 лет

Иванова жена Параскева Петрова 38 лет

у них сын Константин 8 лет

Никифорова жена Марья Григорьева, бездетны 28 лет.

Как мы видим из выше написанного, совместно с этими двумя семьями проживали подсоседники. Подсоседник (подсуседник) – это крестьянин, лишившийся своего хозяйства, и живший во дворе другого крестьянина, которому помогал вести его хозяйство. В дальнейшем многие подсоседники обзаводились собственным двором, и становились полноценными хозяевами.

К сожалению, в этих духовных росписях фамилии не указаны, и поэтому привязать этих жителей к семьям, проживавшим в деревне в XIX-XX веках, оказалось довольно сложно. Но, тем не менее, изучив многочисленные другие документы, было установлено, что фамилия Михайло Диева – Зайцев, Абрама Михайлова – Турыгин, его подсоседника Ивана Фёдорова – Суханов. В дальнейшем Зайцевы из деревни исчезли, и основными жителями были потомки семей Турыгиных и Сухановых.

По административно-территориальному делению, первоначально, до 1831 г. деревня относилась к Клещепольской волости, затем к Прилукской.

В таблице 1, составленной по разным источникам, мы можем увидеть, что так называемый расцвет деревни приходится на конец XIX – начало XX веков.

Таблица 1

Характеристика д. Пешельма по различным источникам.

Среднее число жителей деревни по этим данным составляет 23 человека. Как видим, деревня была совсем небольшая, и перспектив её развития не было. Пути сообщения с ней были в основном по реке, дорога – почтовый тракт проходил по левому берегу. Разумеется, и на правом берегу были свои дороги местного значения для связи с соседними деревнями, тем более что в д. Пешельма не было своего кладбища, и умерших отвозили хоронить в соседнее село Клещёво.

Как известно, большую роль в жизни населённых пунктов играли церковные приходы. Ближайший к деревне приход находился в 12 верстах в селе Прилуки, на левом берегу реки Онеги, хотя ближайшее село Клещево было достаточно крупным, но своего прихода там не было до конца XIX века. Клещёвский приход был открыт 29 мая 1898 года, и Пешельма была причислена к этому приходу. На большие церковные праздники, и на исповедь, жители деревни ходили в приходскую церковь. Но в связи с тем, что в период распутицы до неё добраться было трудно, а также была потребность в посещении церкви и в другие дни, жители с разрешения вышестоящих церковных инстанций построили деревянную часовню, которая после освящения носила имя Преподобного Феодосия Тотемского. Точных данных, когда была построена часовня, не имеется. В конце 1930-х годов, согласно протокольного постановления религиозного объединённого общего собрания Прилуцкого сельского совета, часовня была передана общине деревни, и использовалась под зернохранилище. В 1980-е годы здание часовни использовалось как пастушья избушка. Внутри неё была поставлена печь, сколочены нары. Летом, здесь в урочище Пешальма, находились летние пастбища для телят, которых пригоняли из села Клещёво, и в ней проживали пастухи. Затем, в конце 1980-х годов, её разобрали и перевезли в Клещёво, где из бывшей часовни была сделана частная баня.

Как были расположены в деревне дома, можно увидеть по рисунку (хранится в архиве автора), выполненному уроженцем деревни Григорием Ивановичем Сухановым.

д. Пешельма, примерно 1920 год, рис. Г.И. Суханова

С правой стороны, около зимника в Клещёво нарисовано какое-то строение, вероятно, это и есть часовня, т.к. по воспоминаниям некоторых уроженцев д. Пешельма и их потомков, а так же рыбаков и охотников из соседних деревень, она находилась на этом месте. Основная часть домов в деревне располагалась в одну линию (улицу) перпендикулярно к реке, сзади и спереди их находились бани и хозяйственные постройки. Два дома, хозяева которых достоверно известны, стояли справа от улицы окнами на реку.

Деревня находилась на низменном берегу, поэтому в половодье вода доходила до самых домов. Сообщение с внешним миром, помимо просёлочной дороги, было по реке. Пассажирские пароходы не могли пристать к берегу из-за мелководья, поэтому пассажиров на берег перевозили на лодках.

Конкретных сведений о том, чем занимались жители деревни, не имеется. Поскольку первоначально деревня была монастырской вотчиной, крестьяне работали в пользу монастырей, обеспечивая монахов. После секуляриризационной реформы Екатерины II в 1764 г. монастырские крестьяне получили свободу, и стали называться экономическими. По общему описанию Экономической Клещепольской волости за 1797 г. жители деревень кроме хлебопашества не имели никаких промыслов. Некоторые жители уходили на заработки в другие города. Основными сельскохозяйственными культурами были рожь и ячмень. Так же выращивали овёс, лён и коноплю. В хорошие годы рожь и ячмень давали урожай, превышающий посеянное в четыре раза. Мукомольная ветряная мельница была одна на всю волость. Из овощей выращивали на полях репу, капусту и редьку. В каждом хозяйстве держали скот, лошадей, коров и овец.

Характеристику благосостояния деревни середины XIX века, дают следующие сведения, на этот период по сословию крестьяне уже были государственными. По данным на 1865 г. в деревне было 23 человека, 12 – мужского пола, 11 – женского. По вероисповеданию – православные. Грамотных было всего два человека мужского пола. Деревня состояла из 6 жилых домов, 2 амбаров, 2 бань, 1 овина. Имелась одна малая лодка. Из скота имелось 5 лошадей, 10 голов крупного рогатого скота, 20 овец. Из общего количества жителей, 11 человек находились в отлучке, вероятно на отхожих заработках.

По материалам подворной описи Посадной волости 1866 г., а именно к ней относилась деревня в это время, мы можем узнать конкретные имена домовладельцев, с описанием их хозяйства на данный период (таблица 2).

Как видим из этой таблицы, большинство хозяйств были достаточно крепкими, держали лошадей, коров и мелкий скот (овец). Но, всё-таки, некоторые члены семей уходили на отхожие промыслы. Можно сказать, что вся деревня жила натуральным хозяйством, и полностью обеспечивала себя пропитанием.

Таблица 2

Некоторые пояснения к графам таблицы.

Работники – это могут быть как сам хозяин, так и его жена.

Отлучившиеся по паспортам – взрослые члены семьи, уехавшие на заработки в другую местность, но приписанные к данному двору.

В графе «Какой доход получают», суммы, вероятно, указаны в рублях.

Площадь земель, вероятно, выражена в десятинах.

Дробное выражение, вероятно, означает следующее. Число над чертой – десятины, число под чертой – кв. сажени.

В графе последнего из дворов, не указано количество скота, и не указано название промыслов, в оригинале эти графы не заполнены.

Григорий Иванович Суханов, вероятно уже в зрелом возрасте писавший воспоминания о своей малой родине, оставил нам две странички своего текста. (хранится в архиве автора). Скорее всего, данное описание относится к 1910-1920 гг.

«...это селение было. На берегу реки стояли 8 невидных домиков. Судя по их ветхости, все они были столетней давности. По воспоминаниям долгожителей, её основателем было Монастырское подворье. Место удобное для выпаса скота. Но развития своего не получило. Заброшенный это был участок. Проезжая дорога была только в зимнюю пору, когда промерзали болота. В то время, по дороге ездили на лошадях, санным путем. Возили с г. Онега, со ст. Обозерской разные товары по заказам местных торговцев. Тогда в деревне было некоторое оживление. Это обычно продолжалось 2-3 месяца. С открытием навигации, по реке плавали два пароходика. На памяти запомнились их названия «Онега», «Компаньон». Они проходили мимо. Наше селение не привлекало ничьего внимания. Ближайшим селением со связью была дер. Прилуки - центр нашей волости, что было в 10 км вверх по течению. Почтовой связи тоже не было. Газет, журналов никто не выписывал. А если приходило от бурлаков письмо, то оно доставлялось с редкими попутчиками, что случалось нечасто.

В деревне было две фамилии. В двух домах жили мои предки Сухановы, в остальных Турыгины. До уездного города Онега лежал путь в 100 километров. Ближайшие торговые пункты были в соседней деревне Клещёво, где были частные две лавчонки, да в Чешьюге, где была, если можно назвать такую - чаем, сахаром, мылом, да спичками. Заработки были на лесозаготовках, сплаве и др. мелких работах. В общем, дорожили каждой копейкой. Деньги давались с большим трудом. Семья жила и кормилась своим хозяйством - сеяли ячмень, да сажали картошку. Подспорьем служили грибы, ягоды, брюква, да капуста. Была корова, несколько овец и лошадь. Своего хлеба обычно на год не хватало, покупали на стороне.

Однако нам своя деревня нравилась, Кругом лес, рядом река, близко несколько озер. В свободное время ловили рыбу для личных нужд. Порой охотились, тем более, что в лесу в немалом количестве водились рябчики, тетерева, куропатки и другая дичь, а на реке вдоволь было уток. Особенно восхищала нас весна, когда от своей избы можно было наблюдать тетеревиные тока, плавающих чуть не под окном уток, а по сухому берегу разгуливающих других птиц - петушков, куличков и другую живность.

Приятно вспомнить, как в чистое весеннее утро, все кругом в чудных звуках и зрелище окружающей живой природы ...»

Начало XX века особых изменений в жизнь деревни не принесло. Первая мировая война, для не хлебородной деревни, ознаменовалась ещё большим бесхлебьем. Деревенские дети ходили в школу сначала в Клещёво, за 6 километров, затем в Прилуки. Уходили в Прилуки на неделю. С собой брали корзинку хлеба и картошки. Утром пили чай без сахара, днем хлеб да картошку ели, а вечером опять пустой чай. Мир для жителей маленькой деревни, был замкнут двумя-тремя соседними деревнями. Целое событие произошло, когда у одного из жителей появилась первая газета. Черносотенный листок «Копейка» рассказывал, какие события происходят на фронтах. Заодно и о событиях на небе на полном серьезе повествовала газетка. Небесные явления трактовались как знамения «несомненной Победы россиян в этой священной войне». Печатная информация о большом мире стала захлестывать некогда глухую деревушку.

Наступила революция. Кто-то принял её, вступив в комитете бедноты, кто-то нет. Появляется масса политической литературы, брошюрки, газеты. В школе учителя агитируют учеников: «Говорите дома, чтобы голосовали за список №3». Но большинство взрослых отвечали: «Нет, врёте, список №3 – это эсеры. А мы будем голосовать за большевиков».

Большевики победили. Началась Гражданская война. В Пешельму приходили разные отряды вооружённых людей. Сегодня одни. Завтра другие. Люди вроде одинаковые, а песни разные пели. Боёв красных с белыми, здесь не было, в основном в соседних деревнях Кернежке и Клещёво, но отзвуки стрельбы были слышны хорошо. Окончилась Гражданская война победой большевиков. Интервенты и белогвардейцы были изгнаны с Онежской земли, и в деревне снова наступила тихая, привычная жизнь.

В период коллективизации, в Клещево был образован Колхоз им. XII лет Октября. Были ли в деревне крепкие (кулацкие) хозяйства, не известно. Но, как указано в похозяйственной книге за 1936 г., все хозяйства до вступления в колхоз были середняцкими. По этой книге, мы можем увидеть, какое было благосостояние у жителей деревни. На пять семей проживающих в деревне в 1936 году, приходилось 5 телят и 24 ягнёнка (в среднем по 5 голов на семью). Под посевами (картофелем), каждая семья имела всего по 2 сотки земли. Можно ли, владея таким скудным хозяйством, считаться середняками?

По воспоминаниям Валентина Фёдоровича Суханова, в конце 1930-х годов в деревне была одна сенокосилка, неподалёку от часовни находилось гумно-молотилка, где обмолачивали зерно, так же имелась конюшня. Картофельные поля были на другой стороне реки, куда лошадей переправляли на плоту. В деревне жили очень бедно, жили в страхе. Дети в школу ходили в соседнее село Клещёво. Если многие дети из других деревень Ковкулы и Чешьюги ездили в школу на неделю, то Пешальминским детишкам приходилось утром ранним по темноте, и вечером обратно опять по темноте, каждый день ходить по шесть километров. Обуви и одежды не было, ходить было не в чем. Взрослые круглый год только и работали, тяжёлые были времена. Многие поэтому и уезжали из Пешальмы.

Запомнилось ему так же, что у соседа Ивана Андреевича Турыгина была «белая» баня, в то время как у всех были бани по-чёрному. Одним из страшных воспоминаний детства было то, когда в дом врывались незнакомые парни. Они срывали со стен иконы, и выбрасывали их в окна, а на стены вешали транспаранты с лозунгами: «Идёшь на выборы!», Даёшь индустриализацию!». Что это за индустриализация, и кому её давать люди не знали. Всё это Валентин Фёдорович рассказывает со слезами на глазах, спустя 80 лет.

Деревня постепенно приходила в упадок. Со слов сына Г.И. Суханова – Гелия Григорьевича, он был в Пешальме с матерью в 1943 году, в деревне в то время было 3-4 дома стоящих в ряд, но почти все дома были пустые. В одном доме проживала его бабушка Анна, а в соседнем доме муж с женой, имён он не запомнил, а фамилия была Турыгины. Дом бабушки Анны был очень большой, около 30 метров в длину, высокий с двухэтажной пристройкой. Остальные дома были уже ветхие. Ползая с двоюродным братом по заброшенным домам, однажды они провалились сквозь прогнившие доски крыльца.

В Похозяйственных книгах 1949-1951 гг., значилось всего четыре двора. В 1954 году, сюда в Пешальму приехали переселенцы из глухой таёжной деревни Кривой Пояс. Здесь они занимали пустующие дома, оставленные хозяевами. Со слов одного из переселенцев, Павла Ивановича Таразанова, в 1956 году его семья купила дом в с. Клещёво и переехала туда. На этот период в Пешальме, из жителей оставался всего один человек. На топографической карте 1961 года, в условном знаке квартала, нарисовано всего три дома, но вероятно, что дома в это время уже были не жилые. Со временем оставшиеся дома были разобраны и перевезены, одни в г. Онегу, другие в с. Клещёво.

Около 400 лет просуществовала деревня Пешальма, но перспектив для развития у неё не было. На сегодняшний день остался здесь большой луг, который постепенно зарастает кустами и деревьями. Редкий путник посещает эти места, разве что рыбаки и охотники или жители соседних деревень приходят на берега озера Пешельмского, и многие из них может быть являются потомками жителей этой исчезнувшей деревни.

Литература.

1. Атлас Всероссийской империи. Собрание карт И.К. Кирилова. СПБ. 1722-1737.

2. К. Докучаев-Басков. Подвижники и монастыри крайнего севера. Кожеозерский монастырь. Христианское чтение. №1-2. 1886. С.266-267.

3. Архангельские Епархиальные ведомости. №11. 1895. С.261.

4. КРЕПОСТЬ – в России акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью; то же, что купчая. БЭС. Москва. 1993. С.651.

5. СПбИИ РАН. К.115.Оп.1.Д.31

6. Там же. Л.33.

7. Там же. Л.33об.

8. Там же. ЛЛ.33об.-34.

9. Там же. Л.34об.

10. Там же. Л.35.

11. Там же. Л.12.

12. Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова. 1556 г. сост. Ю.С. Васильев. Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда. 1981. С.105.

13. Архангельский сборник. Ч.1.Кн.2. Архангельск. 1865. С.162.

14. СПбИИ РАН. К.115.Оп.1.Д.31.ЛЛ.16-16об.

15. РГАДА. Ф.1209.Оп.1.Д.168.Л.521.

16. Там же. Ф.350.Оп.2.Д.1268.Л.482.

17. Там же. Д.1271.Л.278об.

18. НАРК. Ф.25.Оп.11.Д.6/60.Л.32об.-33.

19. Там же. Д.14/34.Л.15об.

20. ГААО Ф.465.Оп.2.Д.2.Л.8

21. Там же. Ф.1533.Оп.5.Д.23.Л.15

22. Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. БЭС. С.1190.

23. ГААО. Ф.6.Оп.9.Д.133.ЛЛ.144-144об.

24. Там же. Д.147.ЛЛ.253об.-255.

25. Десятина – основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 кв. саженей (1,09 га. – казённая). В XVII- нач. XIX вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 кв. саженей (1,45 га.) БЭС. 1993. С.378.

26. ГААО. Ф.3410.Оп.1.Д.60.

Список сокращений.

РГАДА – Российский Государственный Архив Древних Актов

НАРК - Национальный Архив Республики Карелия

ГААО – Государственный Архив Архангельской Области

СПбИИ РАН – Санкт-Петербургский Институт Истории Российской Академии Наук

ААЕ - Атлас Архангельской Епархии

СНМАГ - Списки населённых мест Архангельской губернии

ТК ГШКА - Топографическая карта Генерального Штаба Красной Армии

ТК ГУГК - Топографическая карта Главного Управления Геодезии и Картографии

Труды Архангельского центра Русского Географического общества. Выпуск 5. Архангельск, 2017. С.246-256.

© В.В. Елфимов






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2018-06-03





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: