Публикация № 18Прилуки    (рубрика: История края)

Виктор Викторович Киселёв

Прилуки

За Турчасовом Онега идет широкими плесами. Берега открытые, невысокие. Часты деревни, леспромхозовские поселки. Берега эти, некогда причислявшиеся к турчасовскому стану, заселены давно.

Прилуки, например, впервые упоминаются в середине XVI века. О происхождении названия Прилук есть местная легенда. Будто бы в давние времена крестьяне сплавляли лес на церковь и решили поставить ее там, где лес прибьет течением, то есть там, где лес “прилучится”. С тех пор, с XVI века, здесь сменилось несколько церквей. Последний храм Рождества Христова, недавно утраченный, датирован 1869 годом. Он заслуживал внимания и почтения как памятник строительного мастерства умельцев-плотников. Онежские мастера воздвигли монументальное сооружение, дерзновенно повторяющее в дереве величавые формы каргопольских соборов.

На красивом изгибе реки Онеги на небольшом холме раскинулось старинное северное село Прилуки. Редко удается узнать точную дату основания села или деревни, но Прилукам повезло. Этим мы обязаны аккуратным прилукским церковнослужителям, которые заносили в свои шнуровые и памятные книги не только даты рождения, венчания и смерти своих прихожан, но и записывали старинные легенды, имена тех или иных жителей для потомства.

Например, когда новгородцы поселились в Клещеве, Кернешке и других местах будущего Прилукского прихода и решили для себя церковь строить, то по этому поводу вот что читаем в памятной книге: "Когда лес по реке Онеге плавлен был и поставлен званием на Клещеве, ...собрались сперва для общесогласия по сему делу положить начальное утверждение о всем потребном к сооружению, тогда отдумали и не согласились на сие место построить потому, что прежде тут жила Чудь...".

Новгородцы вновь подняли лес верх по Онеге и вторично пустили его уже без людей с намерением "где бог прилучит лес поставить, так и приход называться будет". Точной даты древний летописец не указал, но по имеющимся у него письменным источникам Прилуки впервые упоминаются в 1557 году. Около центра образовался приход с деревнями: Канзапелда-1557 год, Клещево - 1569, Кернежка - 1571. Но летописец тут же оговаривает, что эти даты поздние. Приход существовал несколько раньше и был приписан к Турчасовскому стану. Отсюда он относит его образование к началу XIV века.

О первоначальном составе деревень точных данных не сохранилось, только известно, что в 1817 году числилось в нем 676 душ мужского пола и 673 женского, а дворов насчитывалось 233. К 1890 году численность населения составляла уже 1370 душ мужского пола и 1640 женского. К этому времени в приходе насчитывалось 16 деревень с 525 дворами.

С развитием торговли и ремесла у населения возникает потребность в открытии школы, на что местный священник долго отказывал ввиду "скудности средств в казне церковной". И все же под давлением прихожан в 1865 году школа была открыта как сельское училище на "мирском содержании". В 1886 году она разместилась в здании, которое существует и по настоящее время. С 1895/96 учебного года открывается второклассная приходская школа "с учительским при ней курсом и школою грамоты". Первой учительницей в ней была Лариса Васильевна Сидорова с жалованьем 100 рублей в год.

Любили местные богатеи быть попечителями того или иного заведения, поэтому и вкладывали деньги в строительство школ, больниц, а чаще церквей, чтобы прослыть среди односельчан "радетелями" народных интересов, хотя эти деньги нещадно ими собирались с местных жителей. Был такой "радетель" и у прилукской школы - Лев Филиппович Можайцев. Во время службы в церкви ему отводилось лучшее место, а на открытии учебных занятий в школе крестьянки кланялись ему в пояс и желали "многие лета".

В центре села в те далекие годы красовался целый пантеон из церквей и колоколен. Самой древней из них была Покровская. О точной дате ее постройки сведений не сохранилось, кроме купчей крестьян, датированной 1557 годом за подписью церковного дьячка Ефимки Онфимова.

Вторая церковь была построена в 1647 году с разрешения Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси, который и велел сделать соответствующую надпись над одним из надвратных крестов. Эта церковь просуществовала 218 лет. Третьей церковью была Христорождественская (1660 год). Она дважды подверглась перестройке - в 1770 и 1857 годах. Четвертой была Климентовская церковь. Для летнего богослужения в 1791 году над теплым этажом был построен второй, холодный. Этот храм стоял несколько в стороне и меньше пострадал от пожара, который 26 июля 1864 года уничтожил все церкви и три колокольни, самая высокая из которых была 56 метров с шатровой крышей и чешуйчатой маковкой. На этой колокольне было семь колоколов.

Кроме вышеназванных церквей, сгоревших при пожаре, у жителей Прилук было еще две церкви - кладбищенская и Канзапельская. Через пять лет жители вошли в Христорождественский храм, который был освещен в 1869 году.

На территории прихода существовало также семь часовен. Самой древней из них была в д. Кернежка во имя Никодима Кожеозерского, перестроенная в 1732 году. В нее часто приходил "просить божьего благословения" Никон, будучи настоятелем Кожеозерского монастыря. Он же впоследствии приписал всю деревню с жившими в ней крестьянами и их покосами к монастырским угодьям по царской "милости".

Много сил приложил монастырь для закабаления крестьян прихода, но так всех подчинить и не смог. В трудное время они откупались от него или сопротивлялись силой. Поэтому, как только монастырь ослаб и в 1764 году был закрыт до 1852 года, прилукский священник быстро организовал крестьянский обоз и вывез старинные иконы в свой храм по зимнему пути из Кожозера.

До пожара в библиотеках церквей хранились древние рукописные книги - это Евангелие 1651 года, а также "жития" различных святых, в том числе основателя Ошевенского монастыря на Каргополыцине Александра. О богатстве последней церкви говорят такие факты, что церкви принадлежало до 12 десятин земли, которая приносила дохода 190 рублей 10 коп. от аренды ее крестьянами.

В казну церкви шли доходы от продажи 12 пудов свечей в год, а также 6 процентов от капитала в 5600 рублей, не говоря о всем кошельковом сборе с крестьян. С учетом расходов и вычетов чистая прибыль составляло до 1000 рублей в год.

После сильного пожара, который в 1890 году уничтожил дома в центре деревни Клещево, местный купец Петр Тимофеевич Лазарев решил на погорелом построить церковь по красоте и богатству лучше, чем в Прилуках. Она была сооружена из кирпича в византийском стиле и по словам современников, превзошла прилукскую. Окончательный день постройки ее 10 марта 1896 года. На средства этого же купца была построена и школа, правда, она содержалась силами крестьян.

Мало нам история оставила имен северных умельцев, которые топором и долотом прославляли свое ремесло. Долгое время не нравилась им поперечная пила, хотя с ней они были знакомы. От пильного среза быстрее начинал гнить торец бревна, в то время как плотницкий топор в умелых руках при ударе уплотнял годовые кольца и предохранял бревно от гниения.

Славились прилукские плотники на всю округу. Не каждому выпадала честь быть руководителем артели на стройке села. Поэтому на сельском сходе при постройке общественного или административного здания детально взвешивалось мастерство того или иного плотника. Он должен был обладать многими качествами, в том числе твердой рукой, зорким глазом и веселым нравом.

Вот почему сейчас, знакомясь с архитектурными памятниками прошлого, мы восхищаемся простоте и уму при решении сложных конструкторских задач, изяществу формы и красоте отделки этих творений.

В числе мастеров плотницкого дела на постройке храмов в Прилукском приходе были Григорий Матвеев Кузьминский из Кутованги, Степан Васильев Воронин из Клещева, Иван Михайлов Романовский из Фехтальмы, Петр Степанов Дьяков из Прилук. Каждый член артели мало уступал в мастерстве своему вожаку.

Виктор Викторович Киселёв






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2018-01-13





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий,  E-mail: Dmitrorl58@rambler.ru


Очень интересно откуда такие сведения о пожаре 1890 года взял автор?

Пожар в Клещёво был был в 1855 году. Сгорело около 57 домов.

А год 1890 вероятно выдумал, из-за того, что церковь была построена в 1891-1896 гг.







Ваше имя: Ваш E-mail: