Публикация № 267Варзуга    (рубрика: Разное)

Варзугский Петропавловский приход

*

составлено приходским священником Мих. Истоминым

Варзугский Петропавловский приход в настоящее время состоит из одного села Варзуги, расположенного по обеим берегам реки Варзуги, в 23 верстах от впадения её в Кандалакшскую губу, в 18-ти от села Кузомени с одной стороны и в 27-35 от Кашкаранского прихода с другой, в 500 от г. Колы и в 1040 от г. Архангельска. Жителей в нем к 1896 г. состояло 396 м.п. и 426 ж.п., дворов 146.

Означенный состав прихода окончательно определился только с 12 декабря 1890 г. До сего же времени половина (меньшая) с. Варзуги, находящаяся на правом берегу реки, где имеется Успенская церковь, вместе с дер. Кашкаранскою и Сальницкою составляли особый Варзугско-Успенский приход. Затем, по указу Св. Синода от 12 декабря 1890 г. за № 4529, Успенская половина с. Варзуги присоединена к Петро-Павловской и образован из них один Варзугско-Петропавловский приход; а из деревень Кашкаранца и Сальницы, приписных к бывшему Варзугско-Успенскому приходу, и из Оленицы, входившей в состав Варзугско-Петро-Павловского прихода, учрежден особый Кашкаранский приход. Затем в состав Варзугских – Петро-Павловского и Успенского приходов входили до 1844 г. вышеописанные Тетринский и Чапомский приходы и до 1881 г. – Кузоменский.

Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были новгородские выходцы, привлеченные обилием рыбных промыслов. Причиною же возникновения селения в 23х верстах от моря, за 5 верстными порогами реки, было вероятно, желание жителей несколько обезопасить себя от нападений Шведо-Норвежцев, о хищнических подвигах коих на Кольском полуострове и вообще по берегам Белого моря достаточно известно*.

*Вблизи селения есть место под названием «Немецкая падь», где по преданию погибла шайка этих хищников, не достигнув своей злой цели.

Увеличению населения способствовала и самая отдаленность края от административных центров; как видно из грамот – митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., Царя Михаила Федоровича от 1643 г. и патриарха Иоакима от 1676 г. (Архив Соловецкого монастыря), в Варзуге не редко селились беглые – лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.

С течением времени земли и угодья с их насельниками обращаются в вотчины бояр Новгородских. Известной Марфе Борецкой принадлежал недальний от Варзуги (15-20 в.) Кашкарский берег. Затем являются здесь вотчины монастырей: Соловецкого, Спасского – Нового Спаса (ныне Спасо-Прилуцкий приход, в 50 в. От Архангельска), Сийского, а может быть и др. Наглядными памятниками бывших здесь монастырских владений могут служить луга (пожни), до сего времени называемые «Соловецким», «Спасским», «Троицким», «Сийским» и т.п. Позднее образуется вотчина патриаршая. Поэтому, по духовным росписям второй половины прошлого столетия, прихожанами Варзугских приходов (в состав которых входили селения трех вышеописанных приходов – Чапомского, Тетринского и Кузоменского – и нижеследующих Кашкаранского и отчасти Умбского) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский приход) и Спасской (Петропавловский).

Село Варзуга издавна служило для окрестного населения центром в религиозноцерковном, административном и торговом отношениях. Здесь проживали не только единственные на сотни верст в окружности священноцерковнослужители, но и архиепископские (митрополичьи), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была и таможня. Позднее, до 50-х годов настоящего здесь же было сосредоточено волостное и сельское управление, была сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней и т.д. Зимняя торговля с лопарями (с половины ноября до начала января, а главным образом около Николина дня – 6 декабря) ещё и ныне происходит более всего через Варзугу: лопари пригоняют на продажу оленей, привозят оленьи кожи, рыбу и т.п., закупая здесь (и в Кузомени) необходимые в их быту предметы; здесь же (и в Кузомени) они нередко удовлетворяют и свои духовные нужды: крестят детей, исполняют христианский долг исповеди и св. причащения.

Древнейшими (нам известными) документами, свидетельствующими о давности церковно-приходской жизни в Варзуге, нужно признать:

1). Тарханную грамоту новгородского архиепископа Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской, принадлежащей Соловецкому монастырю, церкви).

2). Затем грамоту преосвящ. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьян на построение новой (ныне упраздненной и разобранной) Зосимо-Савватиевской церкви, вместо таковой же, «ветхой». 3). О древности прихода свидетельствует так же упраздненная и разобранная в 1877 г. Афанасьевская церковь, которая была построена, как видно из надписи на храмозданном кресте, «лета 7105 месяца апреля в 10 день», т.е. в 1597 г.

Приходское предание считает из бывших двух Варзугских приходов древнейшим приход Успенский; но и Петро-Павловский, по крайней мере, уже в конце XVII ст. следует признать существовавшим самостоятельно, что видно из надписи на колоколе: «202 г. купил сей колокол Варзугской волости в церковь верховных апостолов Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25п. 11ф.», а так же на напрестольном деревянном кресте: «лета 7205 мая месяца в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигнеев сын Попов, да сын его Иван Андреев».

Из четырех, ныне существующих в с. Варзуге церквей (по две в обеих половинах селения):

1). Древнейшая – во имя Успения Божией Матери, деревянная, верхшатровая, одноглавая, в основании имеющая форму равноконечного креста, с папертью – галереей со всех сторон, кроме восточной, вышиною около 15 саж., - построена в 1674 г., как видно из надписи на храмозданном деревянном восьмиконечном кресте: «освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего И. Христа и водружен был крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 месяца августа в 9 день, при благочестивом царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, меж патриаршестве, и при Митрополите Иоакиме Великого Нова-града и Великих Лук». Храм сей стоял без ремонта до 1847-48 г.г., когда был перекрыт, снаружи обит тесом и окрашен охрою; в 1888-95 г.г. храм снова отремонтирован: перекрыт, бит снаружи (начиная с главы) и внутри и окрашен, причем первоначально он был, по возможности, выпрямлен, так как сильно наклонялся на юго-западную сторону. Величественный пятиярусный иконостас сей церкви почти со времен постройки её, что видно из надписи на одной доске: «освятися олтарь.. в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славного Ея успения в лето 7185 г. месяца августа в 9 день, при державе» … Этот иконостас был поновлен в 60х годах настоящего столетия (не совсем удачно) и ныне вновь требовал бы самого тщательного исправления, как дов. замечательный памятник церковной живописи XVII в., на что и обращаем внимание благотворителей и любителей церковной старины, так как местных средств едва лишь достаточно для поддержания 4х приходских церквей в более или менее приличном виде.

Вероятно, означенная церковь не первая; к сожалению, не можем с уверенностью сказать, о какой именно Варзугской церкви говорится в вышеупомянутой грамоте от 1491 г., наименование же древнейшего прихода Успенским позволяет предположить и древнейшую церковь того же имени.

2). Церковь – во имя Св. и Чудотворца Николая, с приделом во имя прор. Ильи, деревянная, с шестью главами (6-я глава на приделе), с папертью, крыта на 4 ската, квадратной формы построена, как видно из надписей на храмозданных крестах и таковой же на доске из старого иконостаса, в 1705 г. и освящена – первый придел 28, а второй – 29 июня того же года. Церковь эта ремонтировалась в 1836, 1841-48 и 1892-93 г.г., при чем в последнем случае было совершено вновь освящение храма – Св. Николая 8-го и пр. Ильи 9 апреля 1893 г. свящ. Михаилом Истоминым, совместно со священниками, Кузоменским – Алексеем Синцовым и Умбским – Иоанном Окуловым. Прежние иконостасы были заменены новыми, с подновлением старых и написанием новых икон, сработанными в Соловецком монастыре для Ильинского храма в 1851 г. и Никольского в 1864 г.

3). Церковь – во имя св. Апостола, Петра и Павла, деревянная, одноглавая, крыта на 4 ската, в виде корабля, построена в 1864 г. и освящена 1 декабря того же года благоч., Понойским священ. Дмитрием Перовским, совместно со священниками Кузоменским – Григорием Орловым, Варзуго-Успенским – Михаилом Томихиным и местным Василием Гурьевым. Этой церкви предшествовали другие того же наименования, но более ранней постройки, историю которых восстановить к сожалению трудно. Из вышеперечисленной надписи на колоколе известно, что в 1694 г. был храм (или храмы) в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. Затем из других источников известно, что 5 июля 1757 г. был освящен новый Петро-Павловский храм, который затем сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. опять устроена была новая Петро-Павловская церковь, так же сгоревшая 21 декабря 1862 г. Вместо последней устроена ныне существующая и освящена в 1864 г.

4). Церковь – во имя преп. О.о. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, и св. Афанасия Александрийского, двухпрестольная, деревянная квадратной формы, одноглавая, крыта на 4 ската; построена она вместо двух пришедших в ветхость, вышеупомянутых – Зосимо-Савватиевской, устроенной в 1683 г. и Афанасьевской в 1597 г., по благословенной грамоте преосв. Макария от 17 февраля 1878 г.; освящение первого придела было совершено 16 августа 1882 г. священниками: местным Сильвестром Заринским, Кузоменским – Алексием Синцовым и Умбским – Савватием Гурьевым, а второго, теми же лицами 17 января 1883 г. Иконостасы и иконы в обоих приделах новые, за исключением 2х храмовых икон и 1 Спасителя; много древних икон находится в алтарях и паперти сей церкви*.

*В 1893 г. в кладовой Петро-Павловской церкви найден холщевый св. антиминс, с ясными следами гвоздей, которыми он был, по древнему обычаю, прикреплен к престольной доске, поверх срачицы, относящийся как видно из надписи на нем, к концу 50х или началу 60х г.г. XVII ст., но без обозначения храма. Согласно же приходскому преданию, в с. Варзуге существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, на престольном месте которого еще в 30х годах настоящего столетия, по словам старожилов, был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви; и в настоящее время 25-го сентября – день преставления преп. Сергия, чтится как храмовый праздник. Очень может быть, что этот антиминс (представленный Преосв. Никанору) с престола Сергиевского храма.

При сих церквах две деревянных колокольни: одна при Никольской и Петропавловской – построена в 1885 г., вместо древней ветхой, время построения которой неизвестно. Другая при Успенской и Зосимо-Савватиевской церквах, неизвестно когда и кем устроенная, как значится в прежних описях церквей. На первой из них 7 колоколов: 1й весом 125п. 11ф., с вышеприведенной надписью кругом и на боку: «лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины»; 2й весом 13п. 14ф., с надписью кругом: «лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу – 1755 г.», а на боку: «лил мастер Иван Христофоров»; прочие без надписей. На второй 4 колокола; из них на одном, вес 21п., надпись: «лил сей колокол Иван Христофоров, дьячек Кегостровский – 1771 г.»; и на другом, вес 10п.: «DE+EER+AEN+CODT+GLAES+IANSN+VI+FEGIT+AO 167 (т.е. 1659 г.?)»; другие два без надписей.

Деревянные ограды построены на Успенской стороне села в 1889 г., а на Никольской – в 1890 г.

Описанные церкви никаких аренд. Статей не имеют, а содержатся исключительно на добровольные пожертвования (в 1895 г. 44 р.) немногочисленных прихожан, а так же на свечную (продано 8 пуд 13 ф. и выручено чистой прибыли 189 р. 80к.) и кружечнокошельковую суммы (47 р. 9 к.). Открытое в 1895 г. церковно-приходское попечительство наличными средствами пока не располагает.

В церковном архиве хранятся немногие указы и т.п. с 1740 г.г., церковные документы: метрики, дух. росписи, приходорасходные и обысковые книги, описи церквей и т.п. с 1770 г.г.; в церквях и кладовых – немалое количество икон древнего письма, между прочим резная икона (2 арш. выш.) муч. Параскевы Пятницы, - вышеупомянутые храмозданные кресты, два слюдяных фонаря, два подсвечника, в идее столбов-тумб, с железными верхами для свечей, 6 Евангелий, два прибора священных сосудов и 4 напрестольных креста, относящиеся к прошлому XVIII ст., медное литое паникадило, весом около 5 пуд., в Успенской церкви, и 4 таких же мелких в других церквях и т.п. По распоряжению епарх. Начальства, отослано в Епарх. Церковно-археологический Комитет в 1890 г.: 3 оловянных потира, 3 таковых же дискоса и 1 звездица, 1 серебряная звездица и 1 медная, дарохранительница деревянная (в виде креста), дарохранительница оловянная, напрестольный деревянный, под серебропозлащенным окладом (вышеупомянутый) крест, кожаный с кистями священнический пояс, часовник Могилевской печати XVII в. и др.

С достаточною вероятностью можно предположить, что первоначально служителями в Варзугских храмах были монашествующие монастырей: в Успенском приходе – Соловецкого, в Петропавловском – Спасского. Это отчасти подтверждается синодиками сих церквей, из которых в синодиках первой в ряду «священнослужителей храма сего» стоят на первом месте имена иеромонахов: Варсанофия (утопшего), Исмаила и 7 других иноков Соловецких, погребенных при сей церкви, затем род преп. Зосимы, святителя Филиппа и т.д. Равным образом и в синодике Петропавловской церкви в ряду священнослужителей значатся имена: схимонаха Евфимия, священноирея инока Нафанаила, и так же роды пр. Зосимы и св. Филиппа. Ряд священнослужителей из белого духовенства возможно проследить по документам только с половины XVIII стол. Именно, согласно памятной книги 1822 г. и церковным документам, в Петропавловском приходе были следующие священники:

1. Игнатий Федорович Попов, из крестьян, с 1736 г. до смерти в 1761 г.

2. Иоанн (фамилия не известна), присланный на покаяние из Кевролы (посл. Слово в пам. Книге написано очень неразборчиво), с 1761 до 1764 г., когда возвращен в прежний приход.

3. Алексей Степанович Федотов (так же по видимому из крестьян), с 1764 г. до смерти в 1795 году.

4. Василий Кириллович Гурьев, из дьячков сего прихода, сын дьячка Успенского прихода с 1795 г. до 1836 г., когда лишился зрения; умер в 1842 г.

5. Сын его Гавриил Васильевич Гурьев, из дьячков сего прихода, с 1836 г. до 1845 г., когда перемещен в Понойский приход.

6. Василий Дмитриев. с 1845 г. до августа 1882 г., когда уволен на покой; умер 3 июля 1888 г.

7. Василий Григорьевич Дьячков с августа 1883 г. до смерти 12 января 1884 г.

8. Сильвестр Иоаннович Заринский с апреля 1884 г. до смерти 24 октября 1884 г.

9. Иннокентий Яковлевич Подосенов, из Солзенского прихода Архангельского уезда, с августа 1887 г. до февраля 1893 г.

В Успенском приходе священствовали:

1. Стефан Гурьев, из крестьян Спасской вотчины, малограмотный, священствовал с 1745 г. до смерти в 1791 г.

2. Сын его Иоанн, «в школах не бывал», из пономарей того прихода, с 1791 г. до смерти в 1795 г.

3. Дмитрий Кириллович Гурьев, с 1796 г. до 1839 г., сын дьячка того же прихода, в 1780 г. 11-ти лет взятый в семинарию и с 1788 г. бывший пономарем в Петропавловском приходе.

4. Сын его Василий Дмитриевич Гурьев, с 1839 г. до 1845 г., около 10 лет обучавшийся в семинарии (Д.У.), с 1826 г. до 1838 г. был дьячком в Успенском приходе, в 1838 г. посвящен в диакона в Мудьюгу – Архангельского уезда.

5. Алексей Васильевич Алексеевский, до 1851 г. из кончивших курсы семинарии. При нем состав причта был четырехчленный: диакон Диомид Козьмин, дьячок Степан Терентьев и пономарь Александр Гурьев.

6. Михаил Павлович Томихин, с 1853 г. до 1871 г., студент семинарии. По выходе Томихина в приход, священника не было до 1877 г., когда поступил:

7. Сильвестр Иоаннович Заринский, служивший до 1884 г.

8. Николай Шкорбатов с 1884 г. до 1885 г.

9. Михаил Николаевич Истомин, с сентября 1886 г. до конца 1890 г., когда приход Успенский закрыт и причт перемещен в новооткрытый Кашкаранский приход.

В настоящее время причт Варзугский двухчленный: священник Михаил Истомин, 33 лет, студент семинарии, в сане священника с 18 сентября 1886 г. и на занимаемом месте с 1 июля 1893 г. Псаломщик Александр Иванович Сидоров, 52 лет, уволен из низш. отделения духовного училища, на службе с 1860 г. в сем приходе с 1892 г.

Во владении причта находится около 1 ½ дес. сенокосной земли (на две коровы); жалованья положено – священнику 137 р. 20 к., псаломщику – 58 р. 80 к., так что причт, при отсутствии хлебопашества, содержится, главным образом, на доброхотные даяния прихожан за требоисправления, поминовение и т.п., каковых получается в год от 400 до 500 рублей.

Причтовые дома построены на церковно-общественную сумму: священнический в 1889 г., псаломщический в 1893 г. и для просфорни из старого псаломщического – в том же 1893 г.; необходимые службы при них имеются.

Церковно-приходская школа открыта в 1884 г., помещается в собственном здании, тут же квартира для учителя, каковую должность с сентября 1895 г. занимает уволенный из I кл. арханг. Семинарии – Михаил Соколов, получающий вознаграждения 36 р. В год от Епарх. Училищн. Совета и 120 р. От общества, которое отпускает так же 20 р. В год на прислугу, отопление и освещение для школы; здание школы застраховано обществом в 400 р. В 1894-1895 уч. г. обучалось в школе 35 мальчиков и 6 девочек. Закон Божий преподается священником безмездно.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 247-257.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: