Публикация № 270Архангельск    (рубрика: История в лицах)

Е.П. Бронникова

Каретников А.А.

*

К числу людей, которые в начале ХХ столетия приложили немало усилий по сохранению культурного наследия на Русском Севере, в том числе и деревянного зодчества, бесспорно, можно отнести и Андрея Андреевича Каретникова.

Он родился 7 августа 1875 года, происходил из тамбовских мещан. После окончания Института гражданских инженеров императора Николая I начал государственную службу в чине Х класса младшим инженером по дорожной части в Лифляндской губернии. Спустя год переехал в Архангельск. С 1903 по 1916 годы прошёл путь от должности младшего инженера (в чине коллежского секретаря), губернского архитектора (коллежский асессор, надворный советник) до губернского инженера строительного отделения (коллежский советник). Одновременно до 1908 года исполнял должность епархиального архитектора. Благодаря своим служебным обязанностям Андрей Андреевич смог побывать во многих отдалённых местах огромной по территории Архангельской губернии. Русский Север стал для него близким и дорогим. В прошении от 2 января 1909 года епископу Архангельскому и Холмогорскому Михею Каретников писал: « ... люблю и интересуюсь вообще архитектурой, церковной и исторической ... Должность епархиального архитектора даёт мне возможность заниматься этой отраслью искусства и приносить посильную пользу национальной исключительно русской культуре».

Гражданская позиция и преданность профессии проявлялись и в других делах архитектора. С 1887 года в Архангельске существовал Епархиальный церковно-археологический комитет, при котором было создано Древнехранилище. Из всех уголков губернии передавались в это музейное собрание памятники материальной, духовной культуры. Постепенно сформировалась уникальная коллекция. Свою лепту внёс и Андрей Андреевич Каретников. В октябре 1904 года он избран членом Комитета, в 1910-1911 годах - секретарём. В архивных документах сохранились записи о передаче от него различных предметов, в том числе оконного переплёта со слюдяной вставкой из Паниловской церкви Холмогорского уезда, деревянного резного образка из развалившихся крестов с Кемского кладбища, железного копья из церкви с. Двинской Березник. Он понимал значение движимых и недвижимых исторических памятников и, по мере возможности, старался их сохранить.

Каретников был не только архитектором, но и прекрасным фотографом. Занимаясь реставрационными, строительными работами, он одновременно проводил фотофиксацию. Сегодня сохранившиеся снимки являются уникальными и позволяют видеть многие памятники архитектуры, которые, к сожалению, утрачены безвозвратно. К 1909 году Андрей Андреевич сформировал интересную коллекцию фотографий культовой архитектуры. Церковно-археологический комитет задался целью приобрести её. Вопрос на заседаниях обсуждался неоднократно. В одном из протоколов было записано: « … полезно было бы приобретение коллекции фотографий старинных церквей Архангельской епархии, но высокая цена, заявленная на них А.А. Каретниковым - 200 рублей (самому Каретникову она стоит 400 рублей), и скудные средства Комитета затрудняют для последних приобретение таковых». В связи с предстоящим 25-летним юбилеем Комитета проводился сбор пожертвований, и член Комитета Владимир Андреевич Ленгауэр предложил: «Собранные мною в пользу Комитета 360 рублей не должны, по моему мнению, оставаться долго без употребления, т. к., будучи израсходованы с видимой для жертвователей пользой, можно было бы надеяться через это на привлечение новых жертвователей. На указанные средства могли бы быть приобретены фотографии старинных церквей, часовен, крестов Архангельской губернии и предметов, хранящихся в Древнехранилище, каковые фотографии, ценные в историческом отношении, переданные размножению, могли бы широко популяризировать северную старину. Как мне известно, владельцами коллекций фотографий, полезных Комитету, являются г. Каретников в Архангельске, художник г. Плотников в Петербурге и студент Академии художеств г. Некрасов».

Только в 1910 году снимки поступили в Архангельский церковно-археологический комитет. В отчёте было записано: «Согласно предложению члена своего А.А. Каретникова, приобрёл (Комитет) от него коллекцию фотографических снимков со старинных храмов епархии, а также и находившихся в них памятников художественной русской старины в количестве 112 экземпляров, уплатив за таковые 150 руб.».

Забота о памятниках проявлялась не только в ежедневной кропотливой работе, но и в выступлениях перед различными аудиториями. «Судьба старого церковного зодчества в Архангельской губернии» - большой и интересный доклад о современном положении церковной архитектуры и иконописи. Он был сделан Андреем Андреевичем на заседании Архангельского общества изучения Русского Севера в декабре 1909 года и основан на личных наблюдениях, истинном понимании проблем. Автор не только констатирует факты, но и призывает принять действенные меры для сохранения и поддержания памятников.

Другое яркое выступление Каретникова - «Деревянное церковное строительство в старину на севере России» состоялось на торжественном заседании, посвященном 25-летию церковно-археологического комитета 9 сентября 1912 года. В библиотеке Архангельского областного краеведческого музея сохранился оттиск статьи с дарственной надписью автора: «В библиотеку Архангельского церковно-археологического комитета».

В 1909 году в Архангельске было создано фотографическое общество. Товарищем председателя правления был сразу же избран Андрей Андреевич Каретников. И на этом месте он не только популяризировал фотографию, но старался показать самобытность и уникальность культуры Русского Севера.

Как член церковно-археологического комитета и как профессиональный архитектор, А.А. Каретников прилагал немало усилий по сохранению памятников церковной архитектуры в Архангельской губернии. В 1910-е годы от многих причтов поступают ходатайства о переделках, перестройках церквей, колоколен, часовен. В Государственном архиве Архангельской области сохранилась большая переписка по этим вопросам. На документах можно встретить резолюции архитектора или его мнения о реконструкции. Он не всегда

одобрял перепланировки, отмечал уникальность церковных построек и просил прислать кроме чертежей и проектов фотографии архитектурных объектов, чтобы лишний раз убедиться в правильности принимаемых решений. В 1910 году Каретников писал: «Архангельская Духовная Консистория в течение отчётного года неоднократно обращалась к мнению Комитета по поводу ходатайств со стороны причтов о производстве тех или других перестроек и ремонтов старинных приходских храмов. Таковы были запросы о разборке ветхой Спасской церкви в Олемском приходе в Мезенском уезде, о внутреннем ремонте иконостаса Николаевской церкви Нижнекойдокурского прихода Архангельского уезда, о внешнем ремонте древней Николаевской церкви в Шатогорском приходе Пинежского уезда и каменного Свято-Троицкого храма в Ухостровско-Троицком приходе (построенного в 1690 г.) Холмогорского уезда, о ремонте колокольни в Ваймужском приходе Пинежского уезда, о переустройстве колокольни в д. Сухонаволоцкой Сороцкого прихода Кемского уезда, о перенесении колокольни от холодной Богородицкой к тёплой Николаевской церкви в Верхнепаденьгском приходе Шенкурского уезда, о перестройке заново колокольни в Осиновском приходе того же уезда ... Во всех случаях Комитет, по собрании археологических данных, почти всегда высказываясь за сохранение старины и предполагая возможные условия для этого, окончательное однако решение того или другого вопроса относил к компетенции Императорской С.-Петербургской Археологической Комиссии». Мнение профессионалов для Каретникова было очень важно, равно как и признание его деятельности. Ещё в 1908 году из указанной Комиссии на имя архитектора поступило письмо, в котором отмечалось: «Милостивый Государь Андрей Андреевич! Императорская Археологическая Комиссия, рассмотрев фотографические снимки с реставрированной под Вашим наблюдением древней Паниловской церкви, признала работы проведёнными вполне хорошо и постановила выразить Вам свою искреннюю благодарность за Ваши просвящённые труды. Примите уверение в совершенном почтении и преданности».

Отстаивать профессионально свою точку зрения Андрею Андреевичу Каретникову было не просто. Это можно видеть и из биографии архитектора, и из сохранившихся архивных документов. Но преданность делу, гражданская позиция были для него важны. Есть данные, что после революционных событий он эмигрировал и проживал в Брюсселе. Но память о нём как о человеке, действительно много сделавшем для Русского Севера, должна сохраниться в поколениях.

Епархиальное древнехранилище было закрыто в 1920 году. Часть экспонатов после нескольких лет скитаний, реорганизаций существующих в те годы в Архангельске музеев перешла в Северный краевой (с 1938 года Архангельский областной краеведческий музей). Среди них удалось сохранить, к сожалению не полностью, коллекцию авторских фотографий архитектора А.А. Каретникова Его снимки можно также встретить в Институте истории материальной культуры (г. Санкт Петербург), Государственном архиве Архангельской области.

Деревянное церковное строительство: (фотоальбом / фот. и авт. текста А.А. Каретников; (авт. вступ. ст. и сост. : Е.П. Бронникова); Арханг. обл. краеведч. музей.- Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2010.- 160 с. : ил.- (Серия: «Архангельский Север в фотографиях»; вып. 6).- 1000 ЭКЗ. ISBN 978-5-85879-639-8

Е.П. Бронникова






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: