Публикация № 303Гора Жеребцова    (рубрика: История края)

Общее описание с. Подпорожье

Село Подпорожье Онежского района Архангельской области (дорожный указатель – «Камениха»!) находится в 16 км от райцентра г. Онеги, расположенного в устье р. Онеги (Онежская губа Белого моря), и состоит из 7 небольших деревень: Грибановская (Грибаниха), Гора (Гора Жеребцова), Лахта, Медведевская (Средний Двор) и Наумовская (Подтайболье) – по левому, противоположному, берегу р. Онеги; Софроновская (Машелиха) и Амосовская (Камениха) - по правому берегу, где проходит автодорога.

В этом месте ширина водной глади реки составляет порядка 500 – 600 метров. К этому расстоянию можно смело прибавить метров 300 ширины самой речной долины. Поэтому, жемчужина окружающего пейзажа – деревянный кубоватый девятиглавый (к настоящему времени осталось восемь) храм Владимирской иконы Божией Матери (1757 г. постройки), стоящий на довольно высоком левом берегу (по местному – Жеребцова Гора; около 22 метров) и сам высотой 32 метра, блистает во всей своей строгой северной красоте. За свой солидный 250 –летний возраст церковь не утратила былой стройности, а только потемнела, лишилась всех своих крестов и северного шатра. Конечно, специалисты – «деревянщики», да и все неравнодушные люди давно слышат молчаливый зов помощи. Когда–то стоявшие рядышком: тоже кубоватая семиглавая Троицкая церковь (1727 г.) и колокольня (XVIII в.), закончили свой земной путь в грозных 1940-х годах. А представьте на миг красоту этого ансамбля, парившего на протяжении нескольких километров над рекой, лесом, деревнями! Как говорится, «…осталось только на фотографиях».

Вот такое получилось лирическое вступление. Так что спешите увидеть, что ещё осталось! И поверьте, что даже в таком «урезанном» виде местные пейзажи Вас не оставят равнодушными…

Как добраться.

Самым идеальным на данном случае является автомобильный транспорт

(любой л/а, кроме иномарок с низким дорожным просветом) , т.к. железные дороги диктуют свои условия (нет такой разветвлённой сети, как в Центральной России, масса нестыковок расписаний и т.д.).

В качестве самой свежей информации о передвижении, вернее всего, Вам подойдёт (и мы на него опираемся) Автодорожный атлас «Архангельская область, Ненецкий автономный округ» из серии «Автодорожные атласы России», Санкт – Петербург, ФГУП «Аэрогеодезия», 2004 г.

Буквально несколько лет назад вводом в эксплуатацию 70 – километрового участка «г. Северодвинск – д. Кянда Онежского района», проложенного в центральной части Онежского полуострова, замкнулось гигантское транспортное кольцо, а именно: федеральное усовершенствованное шоссе М8 «Холмогоры» (Вельск – Архангельск – Северодвинск) соединилось с территориальной автодорогой с покрытием переходного типа (Северодвинск – Онега – Плесецк) и усовершенствованным покрытием (Плесецк – Каргополь – Няндома – Долматово (М8) – Вельск) или (Няндома – Коноша – Вельск (М8).

Направляясь со стороны Москвы, можно двигаться в направлении «по часовой стрелке» или наоборот – большой разницы нет: через Няндому на Каргополь - попадаешь на оз. Лача, откуда Онега вытекает, если ехать через г. Архангельск на г. Онегу – попадаешь в устье, на берег Онежского залива Белого моря.

А цель нашего проекта «Деревянное зодчество» - охватить бассейн р. Онеги на всём её протяжении (440 км) от истока (г. Каргополь, оз. Лача) и до устья (г. Онега), как уникальный по концентрации деревянных памятников культового и гражданского зодчества, ещё пока сохранившихся на своих исторических местах, попытаться в очередной раз привлечь внимание людей неравнодушных к нашей обшей славной истории и попытаться общими усилиями хоть что-то ещё спасти для наших детей. К тому же мы живём в г. Онеге и поэтому не берёмся представлять бассейн р. Северной Двины. Хорошо бы там нашлись наши единомышленники …

Очень интересен район оз. Кенозера (Национальный парк «Кенозерский» в Плесецком районе), тоже бассейна р. Онеги (р. Кена, вытекая из Кенозера, впадает в р. Онегу). Своего рода исключение из всеобщей разрухи. Здесь как, видимо, нигде в Архангельской области охраняются и развиваются исторические поселения со своими памятниками архитектуры и уникальными планировочными традициями. Главное, что Парк старается, чтобы местные жители сохраняли свой традиционный уклад природопользования и были в этом сами заинтересованы. Поэтому, здесь особый режим посещения, как на территории особо охраняемой.

Река же Онега доступна на всём своём протяжении. В этом, естественно, свои «+» и « - «. И чаще всего приезжающие посмотреть на достопримечательности гости больше ратуют о сохранении оставшихся уникальных памятников, чем местные жители, измученные добыванием хлеба насущного или просто потерявшие интерес к жизни. Это реалии нашего времени – никуда не денешься. Хотя, Слава Богу, есть неравнодушные люди и в деревнях, которые как–то стараются, в меру своих сил, сберечь наследие своих предков.

Есть такие «ангелы – хранители» и у Владимирской церкви с. Подпорожья. Это семья Келаревых, живущая недалеко от храма, в д. Гора Жеребцова (левый берег). У них хранится ключ от церкви. И всем цивилизованно к ним обратившимся они не отказывают в посещении памятника. К тому же сам хозяин в 2004 г. со своим конём (будет на фото) очень помог нам в проведении консервационных работ, подвозя рубероид, доски, которые хранились какое-то время на его личном подворье.

Советы туристам.

1. О наших дорогах. На картах, конечно, всё идеально. Но, естественно, на самом деле, есть проблемные места: много участков обычной грунтовки, которые раскисают в период продолжительных (в несколько дней) дождей, появляются огромные лужи непредсказуемой глубины и т.д. Но, Слава Богу, те времена, когда буксовали грузовики – ушли в прошлое. Единственное - нужно быть внимательным, когда сворачиваешь куда–нибудь с основной дороги: в лес, к реке, в поле и т.д. Не зря говорят: «Не зная брода – не лезь в воду», лучше проверить пешком…

Во время весеннего разлива некоторые реки (Мудьюга, Кодина и др.) могут подтоплять некоторые участки дороги в своих долинах, но это происходит в годы больших половодий, да и к середине июня обычно уже сухо. А самое благоприятное время для автомобильных путешествий в наших широтах – с конца июня и до середины августа. Раньше и позже этого промежутка времени, на наш взгляд, сюрпризов может быть на порядок больше.

2. Экипировка. Желательно, ехать с друзьями (с надёжными людьми) на двух, трёх машинах. А так как гостиничный бизнес у нас, мягко говоря, в зачаточном состоянии (гостиницы только в райцентрах и мест в них обычно не много), то лучше с собой иметь палатки, спальники, соответствующую одежду, в идеале – надувную лодку, чтобы не зависеть от местных жителей в передвижении по водным объектам, т.к. специально никто из них обслуживанием туристов не занимается. В общем, на комфорт лучше не рассчитывать, а только на себя и друзей, как в дикой природе.

К сожалению, мы не располагаем точной информацией о местах ночлега в деревнях: как говорится, нет спроса - нет и предложения: как повезёт. Если что-то узнаем, поместим на сайте. Единственное – больших запасов продуктов не нужно брать с собой, можно купить всё здесь и не дороже, чем, скажем, в Москве. На сайтах туристов – байдарочников, которые давно (ещё со времён СССР) путешествуют по р. Онеге и её притокам, наверняка найдётся много полезной информации и для автотуристов. А мы, в свою очередь, будем стараться оперативно освещать главные новости.

Сергей Головченко






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-11-29





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: