Публикация № 328Вонгуда    (рубрика: История края)

Легенды и ремесла

Вонгуда. Это село немного в стороне от большой дороги. Дмитриева гора, деревня Заручевье, Большая гора составляют деревню Вонгуду. По церковной летописи, деревня получила свое административное значение в 1685 году, затем была приписана к Порожскому приходу. В 1685 году жители построили пятиглавый собор в честь Пресвятой Богородицы с папертью и колокольней о пяти колоколах. Рядом с собором стояла холодная шатровая церковь постройки 12 - 13 веков. Завершала архитектурный ансамбль рубленая колокольня. Судьба шатровой церкви неизвестна, по летописи пятиглавый собор от удара молнии 7 мая 1815 года сгорел. Пострадала и колокольня, но жители успели снять колокола.

Жители обратились к своему односельчанину, настоятелю Сийского монастыря архимандриту Вениамину с просьбой, чтобы он походатайствовал перед Москвой о строительстве нового белокаменного храма. Он с радостью согласился, сам пожертвовал на строительство своих 2000 рублей, добился разрешения на право кружечного сбора с населения и 6050 рублей из казны Святейшего Синода. Так были построены две церкви в одних связях. Теплая получила прежнее название, а вторая, холодная, в честь 3-х святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освящена она была в 1820 году. Местный купец, разбогатевший на перепродаже горшков вверх по Онеге, Григорий Егоров и его сын Константин вложили свои капиталы в новые иконостасы, за что получили право стоять в первом ряду во время службы.

В 1889 году в селе открылась церковно-приходская школа, в которой на 1895-96 учебный год насчитывалось учеников 25 мальчиков и 15 девочек. Здание под школу полностью содержали жители. В 1896 году в Вонгуде насчитывалось 407 душ мужского пола и 440 душ женского.

Крутые склоны гор быстро высыхают под лучами солнца, покрываются изумрудной зеленью. За жителями Вонгуды издавна закрепилась слава горшечников, и слава эта была заслуженной. Во многих домах города и района еще можно встретить глиняные миски, роговики и крынки. Посуда удобная, пусть не очень привлекательная по современным меркам, но необходимая в любом хозяйстве. Хорошей хозяйке и тесто замесить, молоко разлить, кашу сварить - на все посуда вонгудская сгодится.

Почему именно в этой деревне прижилось гончарное ремесло? По древней легенде, новгородцы, обосновавшись по реке Онеге, нашли в этом местечке хорошего качества глину, она была жирной, и что важно, хорошо поддавалась обработке. Новгородцы постепенно ушли с этих мест, а оставшиеся из поколения в поколение передавали секреты гончарного мастерства. Онежане и сейчас приезжают в Вонгуду, чтобы набрать глины, кто для лепки в художественной школе, кто для баловства, а кто и для кладки печей. Говорят, что такая глина и тепло в печи хранит дольше.

Из гончаров были известны братья Кашины, Никита и Александр Андреевичи. Глину брали вонгудскую, белую, чтобы посуда не пропускала воду, ее обрабатывали специальным составом из расплавленных свинца и белого кварцевого песка. После этого посуду обжигали в печи за огородами, в поле. Есть еще одна вонгудская легенда о том, что горшечники для обжига посуды израсходовали весь ближайший лес, потому и стоит деревня в чистом поле. Быть может, забытое ремесло вновь возродится в этой красивой деревеньке. Стоит она теперь на большой дороге, на склоне Дмитриевой горы, поблескивает витринами магазин, правда, сделан он не из вонгудского, а из силикатного кирпича.

Евгения НЕКРАСОВА.

из статьи «Там где семужка живет», газета «Онега», 05.04.2011 г.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: