Публикация № 344Ореховская    (рубрика: Разное)

Рассказ о деревне Ореховская

« Озеро Воже Новгородской губернии Кирилловского уезда из своего северного угла выпускает поток Свидь, который, дойдя до пределов Олонецкой губернии, скрывается в озере Лаче. Не вдалеке от города Каргополя, озеро Лаче начинает вытягиваться в длину, теряет свое название и дает начало реке Онеге, которая уходит в Архангельскую губернию и наконец втекает в залив Белого моря. Из притоков Онеги замечательны: Волошка, Моша, Кена, Кодима, Мюдьюга, Шемокса, Тевза и другие ее притоки. Длину Онеги, можно положить, составляют 500 верст (если считать Свидь, собственно река Онега простирается на 400 верст). В весеннее полноводье река судоходна на всем своем протяжении, но зато летом вода в ней так мала, что в иных местах реку можно перейти вброд или переезжать на мелких лодках, сделанных из дерева и известных в народе под именем челноков. Другим и более важным препятствием для судоходства по Онеге служат пороги и подводные камни. Важнейшие пороги на Онеге находятся между Каргополем и впадением в реку Волошки, ниже впадения Кены, у волока Маркомузского и недалеко от города Онеги между деревнями Порожье и Подпорожье. Берега Онеги очень возвышены и не отличаются растительностью, которая уменьшается постепенно с приближением Онеги к своему устью. Главные роды хлеба здесь: ячмень и овес (особенно около станции Конево), а из трав – дикая рябина.

Еще в прежние времена обращено было внимание на реку Онегу и на то, чтобы сделать ее рекою судоходной на всем протяжении, но предположения эти не осуществились. До открытия водного пути между морями Балтийским и Каспийским, торговля наша с иностранцами производилась через Белое море. Товары с Волги шли в реку Шексну, из которой вступали в ее приток Пыдьму и поднимались им верст 20 до Кородецкой пристани. От Кородецкой пристани перетаскивались через волок в 45 верст до озера Воже, оттуда Свидью, Лаче и Онегой следовали до города Онеги.

Директор Водяных коммуникаций граф Сиверс предполагал соединить Онегу с Сухонью, но такое соединение сопряжено с значительными издержками, а поэтому все проекты остались без исполнения. Однако бывший некогда путь и торговля с Белым морем имеют историческое значение для нашего края. Может быть, это было главною причиной к известности города Каргополя и к заселению жителями северной части России, а известно, что заселения распространяются преимущественно по берегам рек и озер. Онега же река изобильная рыбою, по берегам ее в иных местах хорошо родится хлеб, крестьянин сверх того мог с избытком заниматься извозом и , наконец, скопив небольшой капитал, и сам пускался в торговлю. И теперь, смотря на селения при Онеге, и сравнивая с селениями других мест нашей губернии – видишь страшную разницу. Крестьяне живут довольно зажиточно: они предприимчивы, не живут постоянно в углу, да на печи; видя, что земля при суровости климата, иногда не оправдывает их трудов – пускаются в промыслы: сплавляют лес, уходят в Петербург, там находят себе занятия, зарабатывают деньги, и семья живет безбедно. Надо заметить, что главный промысел жителей Онеги – есть сплавка леса, к чему они привыкли с малолетства. Вода для онежан – родная стихия. Онежанин с 14 лет уже сам себя кормит и помогает семье своей. Летом в деревнях Онеги вы видите только половину числа жителей; лучшая часть работников вся на промыслах. Те же, кто остается в деревне, не живут сложа руки: занимаются извозом или ловлей рыбы, которой в Онеге довольно. Главные роды рыбы здесь: лейма, щука, окунь, семга, лоховина, сиг, лещ, кумжа, туржа и сорога, ловят ее у города Онеги приколами, а по реке неводами, мережами, лучем с острогою и поездами (кереводом). Лов рыбы производится преимущественно весною и осенью.»

Так написал о северной реке Онеге К.Петров (Олонецкие губернские ведомости, 1859 год № 42, стр.201-202.

На левом берегу этой реки напротив устья реки Волошка, стояла деревня Ореховская. Как она там возникла? Скорее всего, вездесущие новгородцы, активно заселяющие северные окраины Руси, облюбовали эти места за удобство положения возле реки, изобилие рыбы в озерах и реках, зверя в лесах, да и места эти подальше от всевидящего ока государева. Вот и селились на реке Онеге, осваивая новые земли. Поселяне строили добротные высокие дома, где под одной крышей были и жилые, и хозяйственные постройки. В морозные холодные зимние дни не надо бегать на улицу, чтобы ухаживать за скотиной, да и теплее ей под одной крышей с хозяевами. А сенокосы были знатные, хватало сена на всю зиму.

Строили поселяне и церкви, часть из которых сохранилась и до нынешнего времени. Северные церкви не поражают воображение размерами, богатством и великолепием. Они ласкают взор скромной северной красотой, сделаны из дерева искусными мастерами-столярами. В деревне Ореховской церкви не было, зато на берегу реки стояла часовенка, где можно было помолиться православному верующему человеку. С историей появления часовни связана легенда, записанная Шайжиным Н. в Олонецких епархиальных ведомостях № 13 за 1909 год.

"Приведем здесь легенду о часовне святого Николая, что в деревне Ореховская Каргопольского уезда. Часовня эта первоначально была не здесь: она стояла недалеко от верховьев Волошки, притока реки Онеги в лесу. Но потом она сама передвинулась по лесу к Волошке. Путь ее к реке до сих пор заметен: на нем, как на просеке, не растет крупный лес. По реке Волошке часовня в целом виде спустилась вниз на 70 верст к устью речки и, поднявшись на версту вверх по реке Онеге, пристала к берегу у самой деревни Антиповской. Но антиповцы с ругательствами оттолкнули от берега приплывшую святыню, боясь установления у них праздника и связанных с ним расходов. Тогда из часовни раздался грозный голос: "живите же вы ни серо, ни бело!" И часовня поплыла прямо через реку к деревне Ореховская. Ореховцы с радостью встретили часовню угодника Николая, подняли ее на высокий берег Онеги, украсили ее и особенно почитали и ныне почитают святого Николая, видя в нем своего покровителя и помощника. Помощь святителя для них очевидна и из того, что при сравнительном малоземельи они живут лучше антиповцев, над которыми и до сих пор, как будто, тяготеет прещение святого Николая: " живите вы не серо, не бело!" Святынею Ореховской часовни, кроме древней иконы святого Николая является каменный не особенно большой крест. Крест этот четырехконечный и совершенно гладкий, без надписей. Концы его обгрызены богомольцами, страдающими зубной болью.

Такова легенда о часовне святого Николая."






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2016-11-04





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



местный житель,  E-mail: iv-ys@mail.ru


Возможна опечатка в названии деревни. Антипина по Волошке, "По Онеге на версту вверх" это деревня Ананьевская, Ореховская, как, раз через реку.







Ваше имя: Ваш E-mail: