Публикация № 381Конёво    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

К. И. Казанский

О Конёвском приходе (К. И. Казанский, 1892 г.)

*Устройство и освящение Конёвской церкви.

Прихожане Бережнодубровского прихода, крестьяне деревень: Лукояновской, Мишковской, Проймачёвской и Ектышской, отстоящих в 4-х вёрстах от Бережнодубровского погоста, на Архангельском почтовом тракте, на сельском сходе 19-го апреля 1881 года, приговором своим постановили, из чувства преданности, в виду увековечения памяти по в Бозе почившем Государе Императоре Александре Николаевиче, устроить при селе Большое Конёво, на собственные средства, храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с тремя приделами: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и побочные - в честь св. преподобномученицы Евдокии, память которой празднуется св. Церковью 1-го марта, и в честь св. Благоверного Князя Александра Невского, имя которого носил покойный Государь Император. Такого содержания приговор Конёвцов был представлен, чрез Каргопольское по крестьянским делам присутствие, на благоусмотрение Его Преосвященства, Олонецкого Архипастыря. Его Преосвященству благоугодно было благословить это святое дело, о чём Олонецкая консистория и не замедлила сообщить, кому следует, должным указом.

Дело постройки св. церкви началось. Вскоре, по получении консисторского указа, составлены были план и смета, которые и утверждены были должным порядком епархиальным начальством. По ходатайству того же епархиального начальства, лес на новую церковь был отпущен безмездно из Бережнодубровской дачи Каргопольского уезда, Лепшинского лесничества. В ноябре 1882 года, жители Большого и Малого Конёва (дер. Лукояновской, Мишковской, Проймачёвской и Эктыши) стали уже возить и самый лес к месту, где предполагалась постройка церкви. Каждый домохозяин обязан был вывезти по 2 бревна с ревизской души. Около 100 брёвен привезли, по своему усердию, жители соседних приходов: Чаженгского и Заднедубровского.

В марте 1883 года состоялись торги на постройку церкви, а 28 мая того же года произошла и самая закладка её на прекрасном месте - между Большим и Малым Конёвом, недалеко, впрочем, от первого, при самой почтовой дороге. Постройка пошла весьма успешно и к осени того же года подвинулась настолько, что 2 октября, при громадном стечении народа, состоялось торжество поднятия крестов на вновь созидаемый храм.

В 1884 г. церковь отделывалась внутри. Сложены были печи; подготовлялся иконостас.

В 1885 году были приобретены колокола (числом 5) и, по освящении, повешены на колокольню, устроенную над папертью, в связи с церковью.

2-го и 3-го июня 1886 года торжественно совершено было освящение приделов: св. Александра Невского и Преподобномученицы Евдокии. Освящение совершил местный о. благочинный, протоиерей И. С. Чернявский соборне с местным причтом и со священниками окрестных приходов: Плёсского, Заднедубровского, Луговского и Архангельского. Народа при освящении было весьма много, так как время освящения совпало с праздниками св. Троицы и Духова дня, и к этой поре работы по обсеменению полей у крестьян были уже закончены.

В сентябре того же года к новоустроенной и освящённой церкви церковным старостою на трёхлетие (1886 - 1889 гг.) единогласно был избран крестьянин дер. Мишковской Ив. Ив. Филин, принимавший весьма деятельное участие в постройке её. Главный же придел церкви - в честь Покрова Пресвятой Богородицы не освящён ещё до сих пор. Впрочем, всё уже готово к освящению, которое, по всей вероятности, состоится в самом скором времени. (Освящение состоялось 1 марта текущего, 1892 года).

В 1890 году церковь снаружи обшита тёсом, окрашена белилами, главы обиты белою жестью, - и, в таком виде, производит на зрителя приятное впечатление.

Возникновение Конёвского прихода и появление в нём особого причта.

Устроив у себя церковь, Конёвцы (жители деревень: Мишковской, Лукояновской, Проймачёвской и Ектыши) позаботились и об учреждении при ней особого причта, т. е., другими словами, позаботились отделиться от Бережнодубровского прихода и основать свой особый Конёвский приход. С этою целью, по распоряжению местного сельского старосты, собран был 13 июля 1886 года сход крестьян Конёвского сельского общества. На сходе присутствовали 82 человека-домохозяева из 104 всех имеющих право голоса. Обсудив всесторонне, в восьми пунктах, неудобства, вытекающие для них при отправлении богослужения во вновь устроенной церкви без особого причта, сельский сход, применяясь к 1 ст. Высочайше утверждённых правил 16 февраля 1885 года, единогласно постановил: „ходатайствовать пред Его преосвященством, преосвященнейшим Павлом, епископом Олонецким и Петрозаводским, учредить при вновь выстроенной Конёвской церкви новый причт, в составе священника и псаломщика, с отделением от Бережнодубровского приода четырёх деревень: Ектыши, Проймачёвской, Мишковской и Лукояновской, с населением 1010 душ обоего пола, и одной деревни от Плёсского прихода - Воробьёвской, с 160 душами. Mестные средства на содержание духовенства, независимо от жалованья, отпускаемые казною, суть следущие: обыкновенные, установленные из веков доходы при исполнении треб, венчании свадеб, праздничные доходы, в кои производятся сборы деньгами и хлебом, затем жалованье по должности законоучителя 100 р. (одноклассного образцового училища) и, наконец, доходы от ведения хозяйства землёю (так написано в приговоре), для коего, по прибытии причта в нашу церковь, обязываемся отвести в установленном законом количестве, да притом же как пахатную, так и сенокосную, удобную для владения (1), если будет учреждён новый причт, то для сведения Его Преосвященства объясняем, что дом для помещения священника у нас имеется и есть в дер. Лукояновской, в расстоянии от церкви в 1/2 версты, который достался церкви по духовному завещанию крестьянина Семёна Сметанина, умершего в 1884 году". Дальше писали Конёвцы: „Так как до 1871 года расходовалось казною на содержание причта при церкви в Бережной-Дуброве, к которой мы принадлежали и ныне принадлежим, то и при учреждении в нашей новой церкви причта в лице священника и псаломщика расход казны на содержание их отпускаемого жалованья ничуть не увеличится.

Мы же, лишённые слушания Божественной службы и духовных бесед, с учреждением причта будем при богослужении слышать духовные песни и молитвы Господу Богу о долгоденствии Царствующего Государя Императора, Святейшего Синода, духовенства и поминать в Бозе почившего Государя Императора Александра II, мученически павшего от рук злодеев, в память кончины Коего устроена и самая церковь". Помянутый приговор был скреплён надлежащею подписью присутствующих на сходе крестьян и, чрез особых уполномоченных, был представлен куда следует. Ходатайство Конёвцев было уважено. Декабря 1 дня 1886 года был уже объявлен указ Олонецкой духовной консистории о том, что открытие нового Конёвского прихода, согласно приговору крестьян по определению Святейшего Синода, от 13 ноября того же года, состоялось, и что в силу этого определения - преосвященным Павлом, епископом Олонецким и Петрозаводским, уже назначен в вновь открытый приход священник М. Тихомиров, перемещённый из Кенского прихода. В начале декабря того же 1886 года явился на приход и новый батюшка, который принял от Бережнодубровского священника вновь устроенную Конёвскую церковь со всем её имуществом и, по принятии, немедленно вступил в отправление своих обязанностей.

Таким образом, желание Конёвцев скоро исполнилось: разделение Бережнодубровского прихода состоялось. Вместо одного прихода стало два: Бережнодубровский и Конёвский.

(1) Этого условия Конёвцы до сих пор (до 1892 г.) не исполнили. Ни пахатной, ни сенокосной земли они не дали причту, у которого имеется теперь только сенокосная земля в количестве 47 десятин, находящаяся на берегу реки Онеги, в 5 вёрстах от Конёвской церкви, напротив Бережнодубровской церкви, от которой она и отчислена, по распоряжению епархиального начальства.

Деревни Конёвского прихода.

В состав Конёвского прихода входит всего пять деревень, а именно: Лукояновская, Мишковская, Проймачёвская, Ектыша и Воробьёвская, с населением 665 душ мужского пола, 740 - женского, а обоего пола, при 311 дворах - 1405 душ (1).

1) и 2) Лукояновская и Мишковская деревни расположены в 4 вёрстах от Бережнодубровского погоста, по Архангелскому почтовому тракту, и составляют одну деревню, известную в народе под названием „Большое Конёво", тянущуюся на 1 1/2 версты по линии тракта. Дома в них выстроены по обеим сторонам дороги и, за немногим исключением, по своему дородству, объёму и красоте, могут смело конкурировать с незатейливыми и убогими хижинами захолустных, небогатых городков нашей раскинутой Олонии. Жителей в Лукояновской деревне 193 мужчины и 227 женщин, а в Мишковской - 98 м. и 107 ж., а в обеих 296 м. и 334 ж.; обоего пола - 630 душ (2). Впрочем, в показанное число жителей не включены военные, которые составляют отдельный счёт от государственных крестьян. В Лукояновской деревне устроена довольно вместительная часовня, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Празднество в часовне совершается два раза в год: в день праздника - 1 октября и 25 июля - когда совершается водосвятный молебен - с хождением, по церковному обряду, на источник - родник, находящийся у деревни, под горою. Деревня Лукояновская 14 августа 1876 года, среди дня, потерпела сильный пожар, которым было истреблено 28 домов, но часовню и стоящие за нею дома спасли от огня во множестве прибежавшие на пожар крестьяне с Бережнодубровского погоста. В деревне Мишковской есть небольшой молитвенный дом. Он возник на месте простого обыкновенного креста, как рассказывают, по следующему случаю. Лет пятьдесят тому назад, в деревне и в окрестностях её сильно свирепствовала моровая язва на лошадях и рогатом скоте. При таком несчастии крестьяне обратились с молитвою за помощью к этому древнему кресту Господню, дали обет установить в честь Его настоящее празднество, и как только отслужили пред Ним водосвятное молебство и окропили скот св. водою, моровая язва прекратилась, а празднество, в память сего, с молебством Животворящему Кресту Господню, набожно справляется крестьянами ежегодно 14 сентября.

1-го января 1879 года, при селении Большом Конёве открыта почтовая станция, с приёмом простой и денежной корреспонденции под названием „Конёвская станция Олонецкой губернии". С 1889 года станция преобразована в почтово-телеграфное отделение.

В этом же селении имеют местопребывание: лесничий Лепшинского лесничества, становой пристав 2-го стана Каргопольского уезда и врач при приёмном покое, содержимом на средства Каргопольского земства.

В деревне Мишковской, в 1862 году, устроено, на средства крестьянина Луговского прихода Е. П. Попова, одноклассное образцовое училище, переименованное из земского, открытого Каргопольским земством в сентябре 1871 года.

3) и 4) Проймачёвская и Ектыша - так же, как деревни Лукояновская и Мишковская, расположены по тому же тракту, в 1 1/2 вёрстах от последних, в одну линию - длиною на целую версту, при 85 дворах, с населением 165 мужчин и 190 женщин, и составляют одну деревню, под названием "Малого Конёва". В этом селении построена очень вместительная и нарядная часовня в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Постройки крестьян и здесь также довольно прочны, но несравненно меньше и не так красивы, как Больше-Конёвские.

5) Деревня Воробьёвская, со 115 мужч. и 112 женщ., при 52 дворах, находится в стороне от почтового тракта, вёрстах в трёх от Малого Конёва, на правом берегу р. Онеги. По внешности, эта деревня беднее четырёх предыдущих. В ней есть небольшая часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В указанных пяти деревнях Конёвского прихода считается военных людей: 88 м. и 87 ж., при 48 дворах, и раскольников беспоповщинского толка: 3 мужч. и 17 женщ.

(1) Сведения взяты за 1890 год.

(2) Стало быть, немного меньше Повенца, где считается всех жителей 760.

Казанский К. И. Бережнодубровский и Конёвский приходы Пудожского и Каргопольского уездов Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1892. № 67. С. 718-719, № 68. С. 728-729.

К. И. Казанский






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2015-11-26





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: