Публикация № 4Гора Жеребцова    (рубрика: История края)

Генрих Павлович Гунн

Подпорожье, вольное место...

*

Путь наш по Онеге заканчивается. Река идет от плеса к плесу в тех же невысоких берегах с неширокими лугами и подступающим к воде лесом. Не часты селения. Но вот за последним речным изгибом открылись впереди голые седые холмы, а под ними поселок. Это — Порог. До города Онеги отсюда немногим более двадцати километров, но судоходства ниже нет — сразу же за железнодорожным мостом, пересекающим здесь реку, начинаются пороги и тянутся на девять километров. И вот там, где пороги кончаются и Онега разливается широким, как озеро, плесом, на высокой горе левого берега вы увидите красиво стоящую церковь. Это последний в нашем путешествии памятник деревянного зодчества — Владимирская церковь 1757 года в селе Подпорожье.

В “Подлинной дозорной книге” по городу Каргополю 1648 года о селе Подпорожье сказано: “Волость Подпорожья на реке Онеге... Деревня Жеребцова Гора, а в ней стал новый погост, а на погосте церковь Живоначальныя Троицы, да в приделе Никола Чудотвореца...” Подпорожье — место на Онеге известное. Здесь ловилась лучшая на всем Севере семга сорта “порог”. И в настоящее время производится отлов этой ценнейшей царь-рыбы.

Но вот мы на старинной Жеребцовой Горе. До чего же прекрасное, вольное место! Простор всюду, куда ни взглянь. Онега вышла из теснин порогов и, обогнув горку, уходит вдаль широким руслом к виднеющемуся там городу. А где-то там и море... Здесь уже сказывается действие приливов: заметно, как река становится полноводнее и обсыхает, сужается в отлив.

Некогда церкви на горке встречали всех проплывших пороги. Они были поставлены с расчетом на дальний обзор. Сначала были видны вершины церквей, а за поворотом здания представали во всей красе. Церквей было две, обе кубоватые: пятиглавая Троицкая с приделом, тоже крытым кубом с одной главой (1725—1727), и Владимирская. Была и колокольня середины XIX века. Сохранилась доныне одна Владимирская.

Церковь в Подпорожье достойно завершает блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды — здесь торжествуют. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок.

Владимирская церковь вызывала восторги многих исследователей, начиная с академика В. Суслова, в свое время зарисовавшего ее и сделавшего обмер. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества. Его надо охранять и как бесценное произведение искусства и как часть исторического пейзажа — нижних порогов на древнем новгородском пути к Студеному морю. Пока еще держится остов здания, свидетельствующий о прочности работы онежских плотников. Но необходимы срочные консервационные меры. Иначе опустеет Жеребцова Гора...

Генрих Павлович Гунн






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-11-29





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: