Публикация № 416Дениславье    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Дениславский приход (1896 г.)

Дениславский приход, или, как называют его в простонародье, Дениславье, расположен по С. - Петербургскому тракту близ озёр, которыми питается р. Емца, в 212 вёрстах, от г. Архангельска, в 216 ½ вёрстах, от г. Онеги, в 10 вёрстах от Пабережского прихода, в 50 от Тарасовского Холмогорского уезда, с северо-восточной стороны; с юго-западной же стороны граничит с Каргопольским уездом Олонецкой губернии. В состав его входят 6 деревень, из которых 5, а именно: Островская, Петрушинская, Артёмовская, Жаравинская и Сухачевская - находятся близ приходских храмов (не далее 1 версты) и одна – Плесецкая (1) - в 23 1/2 вёрстах по тракту; сообщение с ними открыто во всякое время года. Жителей к 1 января 1896 г. состояло 221 мужского пола и 265 женского пола, дворов 85. Жители занимаются частью землепашеством, хотя труд их в большинстве случаев не оплачивается, так как, при песчано-каменистом грунте земли, хлеб (рожь, ячмень и отчасти овёс) здесь плохо родится; притом, за недостатком сенокосных лугов не развито между жителями и скотоводство, что соединяется с недостатком удобрения. Если жители и ловят рыбу из своих озёр, то только для домашнего употребления, но не для продажи. Главным промыслом здешних жителей в летнее время служит бурлачество, которым занимается едва ли не всё мужское население, начиная от 10-летних мальчиков и кончая стариками, отправляющимися ежегодно с 1-го марта в Олонецкую губернию и С.-ПБ, и возвращающимися обратно уже в глухую осень. В зимнее же время, с 1 ноября, начинается извозный промысел, состоящий, преимущественно, в перевозке бурлаков от Дениславья до Плесецкой ст. При всём том эти промыслы дают мало дохода жителям; некоторые из них, по недостатку собственного хлеба, после рождественских праздников уезжают целыми семействами для пропитания милостынею Христа ради в хлебные приходы Каргопольского уезда. Такой образ жизни, а особенно бурлачество, вредно влияет на нравственность жителей.

Судя по писцовым книгам пятины Обонежской (как назывались в древности стан Устьмошский, погосты Красновский, задний и ближний Дубровский,- ныне приходы Олонецкой губ., - и волости Дениславль и Пабережье), составленным в 1622 г., по всей вероятности, Иваном Воейковым и дьяком Копниным, нужно полагать, что в эти годы в пределах описываемого прихода церкви ещё не было, так как в книгах тех сказано: „Волостка Дениславль на озерках, а в ней погост пуст". Вообще о времени построения здесь первой церкви сказать трудно за сгорением церковного архива; но несомненно, что во второй половине XVII в. уже была церковь в честь Николая Чудотворца, как можно судить по одному антиминсу, освящённому для этой церкви 11 июня 1675 г. Новгородским митрополитом Питиримом. Была ли эта первая церковь, и одна ли она была до устройства нынешней в 1795 - 1805 г., сказать трудно, так как в 1795 г. тогдашняя церковь сгорела вместе с архивом.

Нынешний храм, зданием каменный, начат постройкою в 1795 г. и освящён в 1805 г. священником Пабережского прихода Иоанном Нечаевым. Вследствие недоброкачественного материала и за неимением в продольных стенах алтаря и в поперечных самого храма железных связей, появились во многих местах трещины, замазанные лишь глиною и неотложно требующие капитальной поправки храма. Точно так же и крыша этого храма очень ветха и даёт течь, проникающую в самую церковь. В этом храме два престола: главный Никольский и придельный Петропавловский. Возле церкви стоит деревянная шестиугольная колокольня, обнесённая вместе с храмом ветхою деревянною оградою (2).

Кроме Никольского храма, в 1 версте от него, при д. Островской, на средства покойного дворянина Николая И. Русанова (3) в память 17 окт. 1888 г. (4) устроен деревянный Александро-Невский однопрестольный храм, освящённый 12 янв. 1893 г, Оба храма утварию, ризницею и богослужебными книгами достаточны. Церковного капитала к 1 янв. 1896 г. состояло 200 руб., из которых 100 руб. пожертвованы о. прот. И. И. Сергиевым на исправление Никольского храма, а остальные 100 р. другим лицом на приобретение напрестольных креста и евангелия для Александро-Невского храма. Кружечно-кошелькового дохода в 1895 г. поступило 11 р. 56 к., свеч продано до 2 пуд. Вообще содержание церквей скудное.

В деревне Плесецкой находится часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, устроенная в 1760 г., обшитая тёсом и окрашенная.

13 декабря 1889 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в наёмной (25 р.) от крестьян квартире. В ней в 1895-6 учебном году обучалось 24 мальчика и 6 девочек. Законоучителем безмездно состоит местный священник, учительницею - кончившая курс Епархиального женского училища девица Евд. И. Зуева, получающая от Епархиального училищного Совета 120 руб.

Причт (священник и псаломщик) имеет 14 десятин земли, получает с 1895 г. жалованья - священник 294 руб., псаломщик 98 руб., и дохода до 30 руб. в год. Священник живёт в общественном доме, построенном в 60-х годах, а псаломщик занимает только одну комнату над двором близ старого развалившегося причётнического дома. Имена священников, служивших до половины ХVIII в. неизвестны; с этого же времени священниками состояли: 1) Никита с 1760 г. по день смерти в 1785 г., 2) Семён - по 1795 г., 3) Родион Никитин (сын вышеназванного Никиты) до 1808 г., 4) Андрей Рогуев до 1815 г., 5) Иаков Петров до 1828 г., 6) Иоанн Андреев, кончивший курс семинарии, с 1830 г. до 1835 г., 7) Самуил Ф. Келарев с 28 июня 1835 г. до июля 1846 г., 8) Николай Герасимов Петухов до 1852 г., 9) Павел В. Петровский, студент Псковской семинарии, бывший учителем Шенкурского духовного училища с 15 июля 1849 г., служил священником в Дениславье с 1 марта 1853 г. до 1855 г., 10) Иоанн Г. Плотников, кончивший курс семинарии, с 1855 г. до 1861 г., 11) Василий А. Ивановский, студент семинарии, с 6 авг. 1862 г, до окт. 1864 г., 12) Иосиф В. Нечаев, студент семинарии., с 2 окт. 1864 г. до декабря 1865 г., 13) Михаил М. Ульяновский, кончивший курс семинарии, с 5 дек. 1865 г. до 1867 г., когда перемещён был в Иркутскую епархию, 14) Алексей Ф. Новиков с полным семинарским образованием, с 18 авг. 1868 г., до перемещения в 1875 г. в Турчасовский приход, в котором служит по настоящее время, 15) Фёдор Б. Павлов с 1876 г. по 1877 г., 16) Стефан Зин. Шульгин с 1878 г. до 1882 г., 17) Владимир Макаров Видякин с 1882 г. до 10 авг. 1890 г. и 18) Иоанн Иоаннов Казанский с 27 сент. 1890 г. почти до конца 1894 г.

Ныне приходским священником состоит Димитрий Иоаннов Лебедев, 45 лет, уволенный из низшего отделения Олонецкой семинарии, состоял народным учителем с 1874 г. по 1894 г.; в сане священника и на занимаемом месте с 18 дек. 1894 г. Псаломщик - Иван Алекс. Галактионов, 41 года, уволен из низшего отделения духовного училища, на службе и в настоящем приходе с 4 ноября 1888 года.

Извлечено свящ. Смирновым из описания, составленного бывшим приходским священником Иоанном Казанским (рукопись 1892 г.) и из клировой ведомости 1895 г.

Краткое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Выпуск 3: Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. / Архангельск, 1896.

(1) Не следует путать со станцией Плесецкой. Деревня Плесецкая (Плесцы) стояла на берегу одноимённого озера, примерно на месте современного г. Мирного.

(2) Церковь с колокольней были разобраны вскоре после закрытия прихода в 1937 г.

(3) Н. А. Макаров, ссылаясь на «Архангельские епархиальные ведомости», уточняет, что храм был построен на средства купца и дворянина Андрея Николаевича Русанова, усыновлённого племянника Н. И. Русанова.

(4) В память о чудесном спасении Его Императорского Величества Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки.






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: