Публикация № 43Прилуки    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Прилуцкий приход (1896 г.)

+Описание прихода из "Атласа Архангельской епархии, 1890 г."

План прихода из "Атласа Архангельской епархии, 1890 г."

В приделах прихода, как и вообще по б-гам р. Онега, первоначально обитала Чудь, вытесненная затем Новгородцами и скрывавшаяся от них в соседних лесах (? –С.Г.). Об этом напоминают чудские названия некоторых местностей (Канзапельда, Кутованга, Пияла и др.) До настоящего времени (на 1896г.) сохранились ямы, в которых, по словам старожилов, скрывался дикий чудской народ.

Поселившись в Клещёве, Кернежке и др. местах нынешнего Прилуцкаго прихода, новгородцы задумали строить для себя ц-вь. По сказаниям старожилов, занесённых в памятную книгу 1824г.. На том месте, где жила Чудь, решили не строить, а определить место по Божьему соизволению, спустив лес по р.Онега без людей. Там где его « прилучит» к берегу - там и храм ставить. Лес пристал опять к старому месту (где жила Чудь), значит, и ц-вь здесь строить. И приход стал называться «Прилуцким».

Год этих событий неизвестен. Самые ранние упоминания об этих селениях мы находим в «купчих» книгах Кожеозерскаго м-ря. Там Прилуцкий приход упоминается с 1557г. и в следующие годы, и указываются деревни: Канзапельда (1557г.), Клещёво (1569г.), Кернежка (1571г.), Прилук (1606г.) и др., причём, тогдашние жители причислялись к Турчасовскому Стану Каргопольскаго Округа. Так что время образования прихода можно отнести к началу 16 века или к концу 15 в. (?)

О первоначальном составе прихода и его дальнейшем разрастании точных сведений не сохранилось. Известно только, что в 1817г. числилось в нём 676 душ м.п. и 673 ж.п. , дворов на то время было 238.

В настоящее же время(1896г.) состоит 1370 душ м.п. и 1640 ж.п., дворов же 525.

Всех селений в приходе 16, из них 9 расположены на одном (левом) б-гу с приходскими ц-ми, а остальные – на противоположном. Самая отдалённая из них от приходских церквей - в 11-ти верстах.

Центр прихода – д. Носиловская, от г. Архангельска – в 340-ка в-х , от ближайших приходов: Пияльскаго – в 23-х в., Турчасовскаго – в 15-ти в.

Первая школа в пр-де открылась в 60-х годах 19 в. Первоначально она была церковной, а потом перешла в ведение Министерства Народ-го Просвещения под названием «сельскаго» училища, существующаго и на 1896г.

Кроме уч-ща, с 1886г. имеется церковноприходская школа, помещающаяся в собственном обширном доме; в 1895-96 уч. году в ней обучались: 21 мальчик и 13 девочек. З.Божий преподаёт местный свящ-к , о. Михаил Кононов, а другие предметы – окончившая Епархиальное жен-е училище девица Лариса Васильевна Сидорова, с жалованием 100р. в год.

Попечителем школы состоит местный кр-н Лев Филиппович Можайцев.

Здесь же, в 1896-97 уч. г. предполагается открытие второклассной церковноприходской школы с учительским при ней курсом и школой грамоты.

О преданности Православной Ц-ви местных прихожан лучше всего свидетельствуют построенные ц-ви и часовни , и крупные пожертвования на содержание и украшение оных.

Нынешним приходским хр-м предшествовали более древние. Первая ц-вь(из известных) была устроена и освящена в ч. Покрова Б. Матери, вследствие чего, по сохранившимся документам от 1557 по 1660гг., приход первоначально назывался Прилуцко – Покровским.

Об этой ц-ви упоминается только в подписях под 2-мя сохранившимися «купчими» и в одной «рядной» грамоте, а именно:

под «купчей» крестьян от 1557г. находится подпись: «Купчую писал Покровский дьячёк Ерёмка Онфимов»;

под «купчей» Кожеозерскаго м-ря от 1563г.: «Купчую писал Прилуцкой церковной дьячёк Ерёмка Онфимов»;

«рядная» грамота Григория Трофимова от 1660г. начинается словами: « Я, Григорий Трофимов, Прилуцко – Покровскаго прихода церковный пономарь ….Покрова Святой Б-цы церковному старосты…».

Эта ц-вь просуществовала до 1647г. Вторая ц-вь Покрова Б. М-ри была выстроена по благословению Новгородскаго митрополита Никона от 1647г, как гласит об этом следующая надпись на храмозданном Кресте, найденном в 1853г.: « …освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; водружён бысть сей Крест в ц-ви Пресвятыя Б-цы честнаго и славнаго Ея Покрова Лета 7155 (1647г.) июля в 1-й день, на страсть Чудотворцев и Безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Ново-Града и Великолуцком.»

Эта ц-вь, простояв ок. 218 лет, сгорела 26 июня 1864г. вместе с другими приход-ми храмами .

Кроме Покровской ц-ви издавна была в приходе ц-вь во имя Рождества Х-ва и Св. Священно – мученика Климента, папы Римскаго.

Когда была устроена 1-я Христорождественская ц-вь, - неизвестно; впервые о ней упоминается в « рядной» записи Григория Трофимова от 1699г. Климентовский престол был упразднён по благословению Новгородскаго митрополита Иова, а Христорождественский был перенесён на другое место, и ц-вь была переосвящена 30 сент. 1700г.

Простояв после этого более 150 лет, ц-вь эта была разобрана за ветхостью в 1857г.

Вместо разобранной начата постройка новой Христорождественнской ц-ви по благословению Преосвященнаго Антония в том же 1857г.

Предполагалось устроить в ней 3 престола: Рождества Хр-ва, Св.священно-мученика Климента, папы Римскаго и Живоначальной Троицы. Но, ещё не совсем достроенная, эта ц-вь сгорела 26 июня 1864г., когда в ней был освящён только один Христорождественский престол.

Вместо Климентовскаго храма, бывшаго до 1700г. в одном здании с Х.- Рождественским, в том же (1700г.) году был устроен и освящён небольшой храм в ч. того же Угодника Божия, по благословению Иова, митрополита Новгородскаго.

Затем, в 1791г., по благословению Преосвящ. Дмитрия, архиепископа Новгородскаго, над этим хр-м был устроен 2-й этаж и в нём холодный храм во имя Пресв. Троицы. Этот храм за ветхостью был разобран в 1857-60гг.

При храмах существовали, по всей видимости, отдельно стоящие колокольни, из которых известно только об одной, сгоревшей вместе с церквами 26 июня 1864г., что она устроена была в 1764г. по благословению Новгородскаго архиепископа Дмитрия. Высота её была 28 саженей, глава чешуйчатая, колоколов было 7, весом от 1-го до 47,5 пудов.

Из всего выше сказанного следует, что до 26 июня 1864г. в описываемом приходе было 2 храма: Покровский, устроенный в 1647г., Х.-Рождественский, ещё не достроенный.

Однако, после пожара, прихожане не оставались без храмов и утешений духовных. На то время (1864г.) в приходе оставались два храма: кладбищенский, существующий и ныне (на 1896г.) и приписной.

Кладбищенская ц-вь 1-престольная, в ч. Препод. Феодосия Тотемскаго Чудотворца, зданием каменная, с такою же колокольнею, устроена на средства прихожан в 1828г.

Приписная ц-вь в ч. Мучеников Кирика и Иулиты находится в д. Канзапельда

(Давыдовская), устроенная в 1847г. вместо часовни, по благословению Преосвящен-го Варлаама; зданием деревянная, с такою же колокольнею, освящена 16 фев. 1847г. священником Турчасовскаго пр-да о. Александром Афанасьевичем Ивановским.

В этих 2-х хр-х служили до устройства ныне существующаго (на 1896г.) приходского храма, поражающаго своим величием и благолепием.

Храм этот 5-престольный: первый, главный престол, в ч. Рождества Х-ва, освящ. 27 янв. 1869г. Настоятелем Крестнаго м-ря, архимандритом Кириллом ; второй, Покрова Пресв. Б-цы, освящён 28 янв. Того же года и тем же лицом; третий, Священно- Мученика Климента, освящён 28 янв. 1870г. свящ-м о. Василием Григорьевым; четвёртый, Живоначальной Троицы, и пятый, Тихвинской Иконы Б.Матери, освящены тем же свящ-м Григорьевым 27 и 28 янв. 1874г.

Особенно живое и деятельное участие принимали в устройстве этого храма крестьяне: Пётр Степанович Дьячков, Григорий Матвеевич Кузминский, Степан Васильевич Воронин и Иван Михайлович Романовский.

Вся постройка производилась под непосредственным наблюдением тогдашнего свящ-ка о. Фёдора Дмитриевича Кононова.

Кроме этих храмов, в д. Клещёво начата постройка приписной каменной ц-ви в ч. Иконы Б. Матери «Всех скорбящих Радость» и Св. ВЛКМ-ка Георгия Победоносца 23 мая 1893г., а освящённая 10 марта 1896г. настоятелем Кожеозерскаго м-ря игуменом Питиримом.

Храм устроен исключительно на средства местнаго кр-на Петра Тимофеевича Лазарева, в «Византийском» стиле, снаружи с весьма изящными лепными украшениями. Внутреннее его устройство величественно, а особенно украшенный резьбою позлащённый иконостас.

Кроме ц-вей в приходе имеется ещё 8 часовен, а именно:

Во имя Казанской Иконы Б. Матери в д. Фёхтальма, устроенная в 1797г.;

Преподобнаго Онуфрия, в д. Онуфриевской (д. Погостище) --- в 1791г.;

Сретенская, в д. Щипинской (в составе Большой Фёхтальмы);

Тихвинской Иконы Б. Матери, при д. Выдринской (в составе Малой Фёхтальмы) --- в 1741г.;

Петро - Павловская, при д. Ивановской(Кутованга) ;

Ильинская, при д. Кузьминской (Хаяла);

Никодима Кожеозерскаго, при д. Кернежской, ----в 1732г., вместо прежней древней, в которой неоднократно бывал и молился Патриарх Никон, в бытность свою игуменом Кожеозерскаго м-ря;

Приходские и приписные храмы утварью и богослужебными принадлежностями достаточны.

В числе предметов утвари есть несколько письменных и вещественных памятников, а именно:

Евангелие 1651г.;

Евангелие 1703г.;

Три потира (Священных Сосуда – С.Г.) с тремя оловянными лжицами (ложечками - С.Г.), с такими же дискосами, звездицей, двумя блюдами и дарохранительницей;

Складень с двумя Иконами: Благовещения Пресвятой Б-цы и Усекновения Главы Иоанна Предтечи;

Резной образ Николая Чудотворца;

Икона « Страшный Суд».

Из рукописей:

Служба и Житие Св. Священномученика Климента, папы Римскаго;

Служба и Житие Преподобнаго Александра Ошевенскаго Чудотворца;

Сказание о Тайной Вечери;

Епистолия в Рим, к царю Тиберию от епарха (?) Пилата;

Сказание «Како и колико Страстей притерпе Господь Христос.

Не церковнаго характера: «Рядная» запись Григория Трофимова от 1660г.

Средства на содержание храмов складываются из круж. – кошельк. Сбора, свечной прибыли (продаётся до 12 пудов свечей в год), арендной платы в сумме 190р. 10 к. в год (с 11 десятин 1738 саж-й земли) и %% с капитала в 4100 р.

Причт состоит из 5 членов и имеет в своём владении свыше 24 –х десятин земли; жалования на причт (исключая диакона) получается 312 р., доход от требоисправления составляет до 800р. в год; кроме того причт пользуется %% с капитала в 1500р.

Для причта устроены 3 дома на средства прихожан, хотя двое псаломщиков живут в наёмных квартирах.

Священниками в приходе в древности часто состояли монашествующие, как из духовнаго звания, так и из крестьянскаго, но о них не сохранилось почти никаких сведений. В древнем Синодике записаны имена следующих священно – церковнослужителей 16 века:

о. Зиновий; 2) о. Даниил; 3) о. Мина; 4) о. Тимофей ( о котором упоминается в «купчей» Кожеозерскаго м-ря от 1592г., что совместно с несколькими крестьянами он продал м-рю участок земли).

Из служивших в 17веке:

о. Иустин, служ. в 1619г., при нём был дьячёк Архип Минин;

о. Кирилл;

о. Федот, иеромонах,

иеромонах Филипп;

о. Григорий, из пономарей Прилуцкаго прихода, от него сохранилась «рядная» запись от 1660г.;

о. Феодор Артемьев, служ. В 1688 и следующих годах, как видно из Грамоты Новгородскаго митрополита Корнилия, данной в Турчасовский Посад в 7196- 98 гг.(1688-90гг.).

Из служивших в 18 веке:

иеромонах Сергий; иеромонах Дионисий;

о. Стефан – с 1728 по 1735гг.;

о. Иоанн Дмитриевич Заринский - с 1736 по 1773 гг.

------- в 19 веке:

о. Алексий Иванович Заринский – с 1774 по 1808 гг., особенно много заботившийся об украшении храмов, за что и пользовался среди прихожан уважением;

о. Дмитрий Иванович Шангин – с 1808 по 1837гг.;

о. Климент Дмитриевич Шангин – с 1837 по 1853 гг.

О последних 2-х священниках известно как о хороших и трудолюбивых хозяевах, а о всех предыдущих замечено в «памятной» книге, что в школах не учились, а имели домашнее образование, были только грамотны.

Но такое образование имели и дьячки с пономарями в 16 и 17 вв., умевшие писать даже и «купчие». Из них известны:

Трофим Яковлевич Попов в 1557 – 58 гг.;

Еремей Онфимов в 1563-75 гг.;

Фёдор Иванов в 1588г.;

Фёдор Поздеев в 1593г.;

Семён Иванович Падерин в 1600-09 гг.;

Архип Минин в 1617г.;

Григорий Трофимов до 1660г.

Ныне (на 1896г.) состав причта:

Настоятель, о. Михаил Семёнович Кононов, 53 л., окончивший семинарию, в сане св-ка с 26 сент. 1867г., в Прилуцком пр-де с 1877г.;

О. Матфей Петрович Поликин,66 л., уволен из низшаго отделения семинарии, на службе в должности дьячка с 13 окт. 1846г., в сане диакона с 25 марта 1856г., --- священника с 21 сент. 1869г., в этом приходе с 20 дек. 1886г.

Диакон о .Прокопий Иванович Петровский, 45 л., уволен из высшаго отделения дух. училища, на службе с 11 окт. 1868г., в сане диакона с 16 фев. 1889г. и на занимаемом месте с 18 июля 1891г.

На вакансии псаломщика диакон о. Евгений Иванович Шангин, уволен из 2-го класса семинарии, на службе с 1880г., в сане диакона с 27 сент. 1885 г., в настоящем пр-де с 10 авг. 1895г.

Псаломщик, Николай Викторович Ворфоломеев,24 л., уволен из 2-го класса семинарии, на службе с 13 сент. 1891г., на данном приходе с 5 авг. 1895г.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: