Публикация № 44Турчасово    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Турчасовский приход (1896 г.)

Приход состоит из 15 деревень, расположенных по обоим берегам р. Онеги, между Прилуцким приходом – с севера, Городецким – с юга.

Из них 6: Черёмухогорская, Тевзагорская, Пертемская, Мелеховская, Никоновская и Посадная – на левом б-гу, и 9: Череповская, Гоголевская, Вандимская, Острожная, Колосовская, Фирсовская, Нёрмушская, Евдокимовская и Фоминская – на правом б-гу.

Приходские храмы – на правом берегу, не далее 4-х вёрст от названных деревень.

Дворов в приходе к 1896г.- 309, жителей: м.п. – 1068, ж.п.- 1216.

Описываемый приход, как видно из «Десятинной» книги митрополичьего дьячка Григория Малыгина, вместе с нынешними соседними приходами – Прилуцким, Биричевским, Владыченским, Городецким и Шелековским, и монастырями – Кожеозерским и (бывшим) Ямецким входил в состав т. н. Турчасовской Десятины или Стана Каргопольскаго уезда.

Центром же этой Десятины был Турчасовский Посад, едва – ли не первое поселение Новгородцев (после Каргополя) на р. Онеге.

Вместе с Новгородцами сюда проникла и Христианская вера, распространителями которой и строителями храмов были иноки, исполнявшие для переселенцев все христианские требы.

Это подтверждается древним Синодиком Турчасовской ц-ви, в котором первыми свящ-ми названы иеромонахи: Дионисий, Пимен, Арсений, Фирс, Прокл и Иннокентий.

Затем, во Вкладной Книге Кожеозерскаго м-ря под 1565г. упоминается ,что в Турчасове были : игумен Евстратий со старцем Боголепом Турчасовцем, давшими вклад в 53 р.

Наконец, есть предание, что икона Благовещения Пресвятой Б-цы, находящаяся до ныне ( на 1896г.) в Турчасовской Благовещенской ц-ви писана рукой Преп. Антония Сийскаго ( ум. 1556г.).

Все эти данные заставляют думать, что описываемый приход образовался в конце 15 в., но никак не позже 16в.

К сожалению, никаких сведений о первых храмах этого прихода не имеется, известно только (из Грамоты от 1650г., данной б. Ямецкой пустыни), что эти храмы в Смутное Время были разграблены и разрушены литовцами и поляками, не пощадившими и жителей, скрывавшихся в Челядиновом Остроге ( у д.Целягино), бывшем на Церковном холме, где стояли и храмы. По удалении врагов жители, оставшиеся в живых, построили новые ц-ви. Так, в 1647г., на память Афанасия Афонскаго (5 июля ст.стиля) был освящён по благословению митрополита Новгородскаго Афония храм Преображения Г-ня, как видно из надписи на одном Запрестольном Кресте(потерявшемся в 1866г.).

Храм этот сгорел в 1776г., простояв 130 лет.

Нынешние (на 1896г.) два приходских храма освящены: Преображенский, по благословению Преосвященных Гавриила, митрополита Новгородскаго и СПБ – го, и Амвросия, епископа Олонецкаго, 2 июля 1786г., в память чего до ныне в этот день совершается Праздник Обновления с Крестным ходом вокруг храма; Благовещенский, по благословению Преосвященного Вениамина, - 29 янв. 1795г.

Преображенский храм в 1869г. был опять перестроен, а Благовещенский пока остаётся в прежнем виде, но и его предложено перестроить (на 1896г.)

Оба этих храма зданиями прочны, обнесены деревянной оградой вместе с колокольней, построенной отдельно в 1793г.

В храмах имеется 6 престолов. В Преображенском, кроме главного, Преображенского, - в ч. Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Освящены они 2, 3 и 4-го июня 1869г. архимандритом Крестнаго м-ря Кириллом. В Благовещенском храме, кроме главного, Благовещенского, - в ч. Михаила Архангела и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Утварью оба храма благолепны. Из икон, кроме Благовещенской, писанной, по преданию, Антонием Сийским, обращает на себя внимание своей древностью Образ Пресвятой Б-цы « Умиление страждущим», писанный в 1648г.

Средствами к содержанию храмов служат: арендная плата (в 1895г. – 47р.) с 33 десятин 51 сажени пахотной и сенокосной земли; %% с общего церк-го капитала в 5400 р. и с капитала на перестройку Благовещенской ц-ви в 14 532 р. 22 к.; круж.- кошельк. сбор ( в 1895 г. – 101р. 37 к.) ; прибыль от свечной торговли (---- продано 11 пудов 11 ф., выручено 300р. 70 к.), и пожертвования, особенно на перестройку Благовещенского храма( ---- поступило 522р. 85к.).

В разных деревнях построено 6 часовен:

Богоявленская, в д. Черёмухогорской;

Свято – Духовская, в д. Острожной, устр. в 1775г.;

Георгиевская, при д. Нёрмужской,- в 1779г.;

Зосимо – Савватиевская, при д. Пертемской, устр. в 1863г.;

Свято – Троицкая, при д. ? , - в1771г., перестр. в 1878г.;

Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Г-ня, в Посадной, устр. в 1877 – 79 гг.

Для обучения детей в 1849г. открыто сельское училище , в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 человек обоего пола.

Из памятной книги видно, до 1850-х гг. в описываемом приходе служило 38 свящ-в, служивших один за другим.

Вслед за 6-ю вышеназванными иеромонахами следовали:

игумен Евстратий;

----- Фома.

Иереи:

о. Иоанн;

о. Иаков;

о. Михаил Спицын;

о. Борис;

о. Иоанн;

о. Стефан;

о. Иаков;

о. Иоанн;

о. Константин;

о. Василий;

о. Иоанн;

о. Евфимий;

о. Афанасий;

о. Андрей;

о. Василий Матвеевич Фирсов;

о. Матфей Васильев – с 1772 по 1806 гг.;

о. Фёдор Матфеевич Васильев – до пол. 1809г.;

о. Иоанн Леваковский – 1809 – 10 гг.;

о. Василий Петров – до 1817г.;

о. Гавриил Лыков – до 1819г.;

о. Дмитрий Шангин – до 1822г.;

о. Иоанн Шипунов – до 8 марта 1829г.;

о. Андрей Молчанов – до 10 апр. 1832г.;

о. Пётр Павловский – июль – август 1832г.;

о. Герасим Кононов- до 30 ноября 1836г.;

о. Александр Герасимович Кононов – до 1840г.;

о. Герасим Васильевич Фёдоров – до 1846г.;

о. Александр Афанасьевич Ивановский – с 19 марта 1846г по ноябрь 1855г.;

о. Николай Григорьевич Алексеев – с 22 янв. 1856 по 4 сент. 1874г.

О. Михаил Спицын, служивший в приходе в 1696г., принял монашество с именем Матфей и был затем игуменом Кожеозерскаго м-ря. Из Грамот Новгородскаго митрополита Корнилия за 1688 – 90 гг. на имя Прилуцкого попа Фёдора Артемьева видно, что в те же годы в Турчасовском пр-де были два попа Иаков и Иоанн, старостой же был Гришка Лазарев.

Из позднейших священников, служивших в описываемом пр-де, Иоанн Леваковский и Александр Ивановский состояли кафедральными протоиереями, первый, - с 4 апр. 1830г. по 20 июля 1856г; второй,- с 1 янв. 1859г. по июнь 1872 г. ( в каком городе, не сказано – С.Г.)

Причт (на 1896г.): священник, диакон ( с 1886г.) и псаломщик , имеет 30 десятин 172 сажени земли, дающей до 100 р. дохода в год; получает %% с капитала в 300 р.; жалования: свящ-к – 140 р., псаломщик – 40р.

Для причта, на средства прихожан, устроены 3 удобных и прочных дома .

Священником состоит о. Алексей Новиков, 49л., окончивший семинарию, на службе в сане св-ка с 18 авг. 1868г., на настоящем приходе – с 1874г.

Диакон, о . Николай Сидоровский, 45л., на службе с 1863г., в сане диакона занимаемого прихода - с 18 авг. 1882г.

Псаломщик, Андрей Фёдоров, 28л., на службе с 1888г., на занимаемом месте – с 18 мая 1891г.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: