Публикация № 448Нименьга    (рубрика: История в лицах)

В. Лихолат

Ледовый капитан

Мне, полярному моряку, приходилось часто встречаться с капитаном – ледовиком Павлом Акимовичем Пономаревым. Мы плавали на тогдашнем флагмане арктического флота «Сибирь». Много лет я работал на ледоколе «Ленин», где штурманом и капитаном был Павел Акимович.

Среди самых дорогих реликвий домашнего альбома Павла Акимовича хранится близкий сердцу старого моряка пожелтевший фотоснимок. На палубе ледокола у алого серпастого флага стоят моряки. Четвертым от капитана Михаила Васильевича Николаева стоит молодой штурман Павел Акимович Пономарев. Фотография была сделана тогда, когда нашей стране шел всего пятый год от рождения. И невольно вспоминаются 1921-22 годы.

Упорную борьбу за ледокол «Александр Невский», за его передачу Советской России, которой он принадлежал по праву, вел не только командированный Владимиром Ильичем Лениным в Англию нарком внешней торговли Леонид Красин, но и славный экипаж. И пока в Лондоне велись переговоры, в английском городке судостроителей Нью-Кастле капитан М.В. Николаев и его помощник П.А. Пономарев готовили ледокол к торговой экспедиции в Сибирь. Почетное право поднятия флага Страны Советов на ледоколе было поручено капитану Николаеву и его помощнику Пономареву. В торжественной обстановке, в присутствии моряков зарубежных стран они объявили о присвоении ледоколу имени вождя Октябрьской революции Ленина.

Не верили капиталисты, что большевики справятся с ответственным и трудным заданием Ленина: «Доставить хлеб из Сибири рабочим промышленных центров и наладить торговлю с Европейскими странами при помощи ледокола «Ленин».

«… Оскандалятся большевики со своей затеей …» – писали буржуазные газеты. Но большевики не опозорились, и выкупленный ледокол провел через, казалось, непроходимые льды караван судов. После этого Карские экспедиции, которые проходили под контролем ледокола, стали постоянными коммерческими рейсами. В создании нового пути в Сибирь немалую роль сыграл и Пономарев.

1928 год. К северу от Шпицбергена пробивает путь в толщенных льдах мощный ледокол «Красин». Ледокол спешит на помощь потерпевшему аварию экспедиционному дирижаблю итальянца Нобиле. Но льды с каждым днем становятся сплоченнее и непроходимее. «Полный вперед! Полный назад!» – командует старший помощник капитана Пономарев, но и эти маневры не приносят успеха. С палубы «Красина» на ледяное поле лебедки спускают самолет. В полярное небо взлетает храбрый полярный летчик В. Чухновский …

Многих спасли «красинцы» за свою историю. Они участвовали в поисках полярной экспедиции Амундсена, помогли гибнущему туристскому пароходу «Монте-Сервантес» и другим. Трудные походы «Красина» вписали новые главы в историю освоения Арктики.

Одно из самых дорогих воспоминаний – П.А. Пономарева однажды вызвал к себе в Смольный Сергей Миронович Киров.

Он интересовался всем. Укомплектован ли экипаж, всем ли обеспечен корабль для длительного и опасного плавания. Сергей Миронович интересовался жизнью моряков, какая нужна помощь ледокольщикам вообще. После этой незабываемой встречи был разрешен важнейший вопрос о строительстве новых ледоколов на ленинградских и других судостроительных заводах страны.

Незабываемой страницей жизни явилась Челюскинская эпопея. Выпало счастье быть капитаном «Красина», посланного на спасение челюскинцев …

Пожалуй, не было такого ледокола или нового судна в арктическом флоте, которые не водил бы по морям, океанам и через льды Арктики и Антарктики Павел Акимович.

Капитан «Моссовета», «Кооперации». «Адмирала Лазарева», «Адмирала Макарова», «Капитана Белоусова» … Капитан-наставник Наркомата морского флота, начальник морских операций, капитан-наставник ледокольного плавания, руководитель группы наблюдений за постройкой ледоколов в Финляндии, капитан-наставник Мурманского арктического пароходства – таков неполный перечень должностей П.А. Пономарева только за период с начала войны 1941 по 1956 год. За это время ледовый капитан награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями.

За время своей более полувековой работы на судах и ледоколах Павел Акимович Пономарев не имел ни одной аварии. И недаром его называют ледовым «академиком». За особые заслуги перед Родиной недавно Павлу Акимовичу Пономареву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В нашей стране впервые в мире был построен атомный ледокол, он стал флагманом арктического флота …

Кому отдать предпочтение командовать флагманом? Хороших капитанов в стране много. Конечно, самому опытнейшему. Выбор пал на бывшего бурлака из онежской Нименьги, помора Павла Акимовича Пономарева.

Караван, насчитывающий 40 судов, растянулся змеевидной линией на 15 миль. Впереди над ледяными торосами гигантской громадой возвышается флагман арктического флота атомный ледокол «Ленин», увенчанный многоэтажной обтекаемой надстройкой. Его обледенелые антенны и ванты в белых пушистых гроздьях снега и льда, четко вырисовываются на фоне серого неба. Круто срезанный нос могучего корабля наползает на ледяную целину, запорошенную снежным серебром.

Сокрушаемые атомным богатырем льдины обнажают свои темно-голубые или бирюзовые клыки и с грохотом и треском переворачиваются, уходя под края ледяного поля, образуя широкий канал для прохода вслед идущего каравана. Из-под форштевня фонтанами взлетают брызги студеной воды.

Сопротивление Арктики, содрогающейся от могучих ударов атомного богатыря. Становится все слабее. Не желая покоряться, седой Ледовитый океан – «повелитель» ледяной пустыни, направляет против нарушивших его покой еще один удар … Густой туман окутал весь караван. Капитан Пономарев приказывает включить радиолокатор дальнего действия. Невидимые радиощупальца помогают в тумане различить угрожающие гибелью айсберги, торосы и благополучно обойти их. Флагман, движимый неисчерпаемой энергией мирного атома, уверенно прокладывает путь. В трудную минуту ему на помощь приходят самолеты полярной авиации.

Особенно трудновато пришлось в одном из проливов, где нагромождение льдов нередко создает даже для ледоколов непроходимые условия. Однако мощность атомного флагмана, в несколько раз превышающая силу «дедушки» ледокольного флота «Ермака», всюду выручает полярных мореходов. А было и такое, когда он взял на буксир «Ермака» с тремя пароходами, попавшими в ледовый плен.

Плавание показало, что на трассе Северного Морского пути нет преград для атомохода «Ленин» – говорит капитан Павел Акимович Пономарев. Проплававший на морях и океанах полсотни лет, он может по достоинству оценить качество нового ледокола – «корабля коммунизма», как метко назвали его наши современники.

В. Лихолат

газета «Советская Онега», № 104, 105 от 1,3 сентября 1966 г.

В. Лихолат






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: