Публикация № 45Онега    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Соборный приход (1896 г.)

*

В состав прихода входят все жители г. Онега – 1249 м.п. и 1372 ж.п., жители Андозерскаго селения, в 12-ти верстах, у оз. Андозеро - 125 м.п. и 146 ж.п., и до 200 человек рабочих на близгородних лесопильных заводах.

Поэтому, всё население прихода (на 1896 г.) равняется: 1574 м.п. и 1518 ж.п.

Г. Онега лежит под 63-м град. 53 мин. 36 сек. Северной широты и 38 –м град. 8 мин. 54 сек. Восточной долготы на берегу р. Онеги, в 5-ти верстах от её впадения в Онежскую губу Белого моря, в 232-х верстах от г. Архангельска.

Время возникновения первого поселения, впоследствии ставшего г. Онега, - неизвестно, но не без основания предполагают, что первыми поселенцами здесь были Новгородцы, утвердившиеся в устье р. Онеги не позднее 14 в..

В 15 в. территория Онежскаго у. Была полностью во владении Новгорода, а предание утверждает, что Марфа Посадница, в числе других поселений, владела и Усть-Онежским, известным позже под названием « Устьенская волость», в которой в 1601г. было 2 церкви. Это видно из надписи на рукописном Евангелии « … лета 7109 (1601 г.) июня в КФ день положил сию книгу евангелие … к успению Пречистыя и Николаю Чудотворцу на Усть – Онежском Иван Иванов сын Харомин, а подписался предчистенский поп Афанасий Иванов».

По Писцовым книгам 1621 и 1622гг. в этой волости « крестьянских дворов было 22 , церковнослужителей 3 и 6 келий… на погосте поповский двор был выжжен и разорён литовскими людьми…»

В 1657 г. Устьенская волость, по Грамоте Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, пожалована основанному в том же году Патриархом Никоном Крестному монастырю на о. Кий, в 15-ти верстах от г. Онеги; и оставалась в его владении до 1765 г. В этом году означенная волость причислена в состав Новгородской губернии Белозерской провинции Каргопольскаго уезда. От сюда отчислена в 1776г. в ведомость Архангельской губ. Канцелярии. Наконец, в 1780 г. Усть – Онежское селение стало уездным г. Онега, причём 19 авг. того же года в нём открыты были все уездные присутственные места, в 1781 г. поступившие в ведение Архангельскаго Наместничества.

Постепенному развитию этого селения в торговом, административном и других отношениях, увеличению народонаселения способствовали:

корабельная пристань на о. Кий;

лесная заграничная торговля, начатая английским купцом Д. Гомом в 1760г., заключившим с графом Шуваловым контракт на 30 лет и получившим на эти цели от правительства субсидию в 300 т.р. медной монетой;

постройка корабельной верфи в 1761 г., канатной фабрики в 1764 г.;

открытие таможенной портовой заставы в 1764г., а потом и таможни в 1781 г.

В 1886 г. 5 июля г. Онега подвергся страшному пожару, истребившему до 100 лучших домов и до 150 разных нежилых строений, так что погорельцы были вынуждены ютиться в банях, гумнах, амбарах и т.д.; но в 5 – 6 лет, с Божией помощью, обустроились, и город принял прежний вид.

В 1795 г. в городе жителей было 1203 души обоего пола; нынче же (1896 г.) считается свыше 2500 чел.

По происхождению все они коренные русские, по вероисповеданию – православные. Главными занятиями жителей служат звериный и рыболовный промыслы в Белом море и Северном океане и работа на лесопильных заводах.

В 1786 г. в городе было открыто первое учебное заведение – училище, состоявшее в распоряжении Приказа Общественнаго Призрения. Но о работе этого училища ничего не известно, т.к. по донесению Онежскаго городничаго и магистрата о состоянии г. Онеги на 1795 г.: онежские жители того времени дома обучали своих детей по букварю, Часослову и Псалтири.

Ныне же (1896 г.) в городе имеется 2-х классное городское училище, 2 приходских: мужское и женское и одна церковноприходская школа, открытая в 1889г. Последняя помещается в наёмной квартире, до постройки собственного здания, на что в распоряжении Соборнаго причта имеется до 5000 р., благодаря вкладам от купца Корчажинскаго – 450р. и Ивана П. Воробьёва – 300р.

По донесению того же Онежскаго городничаго и магистрата о состоянии г. Онеги на 1795г., престарелые и больные, за неимением богаделен, получали деньги на своё содержание из церковных кружек, а нищие по улицам не ходили.

Ныне же имеется городская больница и богадельня (на 1896 г.).

Жители города составляют один соборный приход. Для них имеются два каменных храма: приходской собор, устроенный в 1800, и кладбищенский – в 1810(?)г.

Очевидно, что эти храмы – не первые от основания г. Онеги. История первых храмов сколько - нибудь известна только с конца 16в. или нач. 17в.

Так из вышеописанной надписи на рукописном Евангелии от 1601 г. мы уже знаем, что в это время в Устьенском селении было два деревянных храма: Никольский, устр. В 1597 г., и соборный ( после 1780 г. т.е. после того, как был утверждён статус Онеги как города– С.Г.) Успенский, неизвестно когда построенный; на 1621 и 1622 гг. были при них три церковно – служительских двора и 6 келий.

Были ли эти храмы первыми на этом месте – неизвестно. Имеется только описание вышеперечисленных, а именно: Никольский ( постр. в 1597 г.) заменён был новым в 1683 г., а второй, - Успенский, - в 1695 г.

Храмы этой постройки сгорели от молнии 19 июня 1827 г.

По сообщению Онежскаго городничаго и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был «холодным» и имел 2 придела: Иоанно – Богословский и Ильинский. Было 12 глав и 30 «углов»; в длину был 11,5 саженей, в ширину – 10,5 и в вышину – 30; окон имел: с востока – 7, с севера – 9, с запада – 19(?). С трёх сторон: с западной, с северной и южной - устроено было по входному крыльцу с лестницами на две и на три стороны. Под храмом было 11 амбаров, для входа в которые было сделано несколько дверей.

Никольский храм, с трапезою и папертью, был «тёплым», при нём был «холодный» придел Иоанно – Предтеченский; над кровлею возвышалось 5 глав; с внешней стороны он имел 14 «углов». Окон имелось: с востока – 2, с юга – 13, с севера – 4 , с запада, в паперти, - 1, на трапезе – 2 «слуховых».

При этих храмах была 1 – главая колокольня о 4-х «углах», с одним крыльцом с севера; под колокольней было 2 амбара с двумя дверями с востока; и две лавки с отдельным входом. С запада имелась галерея под крышею.

Ещё при существовании этих храмов, в виду их ветхости, начат постройкою нынешний каменный 2 – этажный Свято – Троицкий храм и при нём каменная же колокольня, на сумму в 8000 р. ассигнациями, Высочайше пожалованную по Указу Государыни Императрицы Екатерины 2-й от 1783г.(?) и на добровольные пожертвования граждан.

В силу разных неблагоприятных обстоятельств постройка этого храма продолжалась очень долго. (Заложен в 1796 г.-С.Г.)

Сначала был освящён нижний «тёплый» храм в ч. Архангела Михаила в июле (?) 1800 г. архимандритом Крестнаго м-ря Никоном; затем, главный «холодный» - Свято- Троицкий ( верхний – С.Г.) – уже 17 мая 1814 г. архимандритом того же м-ря Кириллом. И, наконец, придельный, в трапезе нижняго храма – в ч. Николая Чудотворца – 2 июля 1837 г., протоиереем о. Иоанном Тамицким.

После пожара деревянных церквей в 1827 г. Онежский собор, называвшийся до этого времени Успенским по главному храму, - стал называться Свято – Троицким.

28–го ноября 1848 г. во время совершения Литургии в нижнем Михайловском храме, от неизвестной причины случился пожар в колокольне, при котором всё деревянное строение (деревянные конструкции – С.Г.) как в колокольне, так и верхняго этажа Троицкаго храма, сделалось жертвою пламени; купол колокольни обвалился, и колокола упали.

Иконостасы и всё имущество нижняго храма было спасено; в верхнем же храме всё сгорело.

Возобновление верхняго Свято – Троицкаго храма шло очень медленно, так что он (вторично) был освящён уже в 1860 г. архимандритом Крестнаго м-ря Анастасием, совместно с соборным протоиереем о. Иоанном Тамицким.

Затем, в 1876–1877 гг. храм этот был ремонтирован снаружи, причём была устроена и отдельная каменная сторожка. В 1878-1879 гг. храм был обновлён внутри и обнесён каменною оградою.

В 1894–1895 гг. капитально отремонтирован и нижний храм на церковныя средства (2000р.), причём стены внутри выбелены масляною краскою, колонны отделаны под «мрамор», иконостас поновлён, Царские же врата сделаны новые. Тогда же, на средства купца Александра В. Корчажинскаго (360р.), каменные столбы церковной ограды были заменены таковыми же новыми.

Благодаря таким ремонтировкам, Онежский Свято – Троицкий собор имеет в настоящее время (1896 г.) вполне благолепный вид.

Крупными жертвователями на возобновление и украшение его, особенно после пожара (в 1848 г. – С.Г.), были:

купец Павел А. Пурыгин – в 1858г. на сей предмет 1000р., и кроме того, внёсший в пользу храма 750р. и в пользу причта – 2000р.;

купец Михаил А. Лыткин – по 1000р. в пользу храма и причта;

купец Иван И. Платунов – на исправление иконостаса – 800р., в пользу причта – 1400р.;

Иван Л. Иванов, много потрудившийся для храма в звании церковнаго старосты и пожертвовавший в пользу его 1000р.

Из благотворителей храма в настоящее время (1896г.) первое место занимает досточтимый о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадский –С.Г.), пожертвовавший на исправление собора 1200р.

Кроме Соборнаго храма, в г .Онеге, на кладбище, имеется каменный храм во имя Св. праведннаго Лазаря. Но ранее этого каменнаго храма был деревянный храм того же святого, начатый постройкою в 1788 г. и освящённый в 1791 г. Храм этот сгорел 24 мая 1884 г.

Вместо сгоревшаго деревяннаго храма жители Онеги пожелали построить каменный. На постройку его было употреблено 3000р. из церковных сумм и 8000р. сборных.

Не смотря на пожар, постигший город в 1886 г. и лишивший многих приюта, жители города, однако, принимали горячее и деятельное участие в этой постройке. Главными жертвователями на это святое дело были: упомянутый выше купец Александр В. Корчажинский – 1050р. на устройство храма и 750р. на украшение его, и Иван П. Воробьёв – 1050р.

Кроме того, из городских сумм было выдано 1460р. Храм этот был освящён в ч. Св. Лазаря 10 дек. 1889 г. игуменом Крестнаго м-ря Варлаамом, совместно с причтами Онежскаго собора и нескольких соседних приходов.

Средствами содержания описанных двух храмов служат %% с капитала в 2400р., свечная прибыль – до 650р., кошельковый сбор – до 170р. в год, и случайные пожертвования.

Причт состоит из 5 членов: протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков и содержится исключительно на %% с капитала в 6150р. и доходами до 1500р. в год.

Для причта со времени пожара 1886 г. имеется только один дом, в котором проживают: протоиерей, священник и один из псаломщиков; другой же псаломщик и диакон получают из церковных сумм до 4-х р. в месяц на наём квартиры, т.к. граждане отказываются давать помещение для причта, но и содержать сторожа при церкви.

К Онежскому соборному приходу приписаны (на 1896 г.) две часовни: одна – на окраине города (Преполовения Пятидесятницы и Св. Благ. А. Невского – С.Г.), другая – в ч. Св. апостолов Петра и Павла в д. Андозёрской, в 12 верстах от города. Последнюю из них в настоящее время (на 1896г.) предположено обратить в церковь: алтарь уже пристроен, а иконостас готовится.

Из бывших священнослужителей в прежней Устьенской волости, а ныне г. Онеги, известны далеко не все, но только некоторые, т.к. во время пожара 1827 г. сгорел церковный архив. Из священников известны:

о. Афанасий Иванов – конец 16 и нач. 17 вв.;

зять его, о. Григорий;

о. Пётр Григорьев;

о. Гавриил;

о. Иоанн Григорьев, при котором Усть – Онежское селение переименовано в город, храм стал соборным, а настоятели получили звание протоиереев, - с 1780 по 1794 гг. (первый протоиерей);

о. Михаил Дорофеевский – с ? по 1811 гг.;

о. Иоанн Тамицкий (1778 г. – +14.10.1867 г.) – с 1812 по 1865 гг., вышедший затем в отставку и умерший 14 окт. 1867 г.;

о. Андрей Герасимов Кононов – с 20 марта 1865 по день смерти 10 сент. 1871 г.;

о. Алексей Васильев Тошаков – с 15 июля 1873 по дек. 1882 гг.;

Из священников (кроме вышеназванных протоиереев - С. Г.) ещё известны:

о. Георгий Щипунов;

о. Иоанн Тамицкий – с 1803 по 1812 гг. – иерей, с 1812 по 1865гг.- протоиерей (см. выше – С. Г.);

о. Герасим Кононов – с 1812 по 1832 гг.;

о. Пётр Павловский - с ? по 1837 гг.;

о. Василий Фирсов - в 1837–1838 гг.;

о. Герасим Фёдоров - с ? по 1840 гг.;

о. Александр Герасимов Кононов - с ? по 1865 г., впоследствии протоиерей; ( в 1848 г. о. Александр уже служил в Соборе вторым священником, в возрасте 33-х лет. – С.Г.)

о. Михаил Ильин ( Иоаннов (?)) Тамицкий - с 1861 по 1865 гг.;

о.Иосиф Васильев Нечаев - с 1865 по 1870 гг.;

о. Григорий Канорский - с 1870 по 1878 гг.;

о. Василий Александров Ивановский – с 1878 по 1891 г., вышедший по расстройству здоровья в отставку.

Нынешний состав причта:

протоиерей о. Фёдор Дмитриев Кононов, 61 г., студент семинарии, в сане священника – с 25 сент. 1855 г., протоиерея – со 2 фев. 1875 г. и на настоящем месте - с февраля 1883 г.;

священник о. Иаков Васильев Дмитриев, 62 л., окончивший семинарию по 2 разряду, в сане свящ-ка – с 26 янв. 1858 г., в настоящем приходе – с фев. 1883 г.;

диакон о. Михаил Вершинский, 32 л., уволен и первого класса Тверской семинарии, на службе в должности псаломщика – с 11 сент. 1884 г. и в сане диакона при настоящем приходе – с 26 фев. 1889 г.;

псаломщик Валентин Екзакустодианович Титов, 22 л., уволенный из 5 класса семинарии , на службе – с марта 1893г., на настоящем месте – с 14 фев. 1894 г.;

псаломщик Сергей Алекс. Попов, 23л., уволен из 3 класса Никольскаго дух-го училища, на службе – со 2 сент. 1894 г.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896 г., г. Архангельск.

Фрагмент статьи «Символы Рая на Русском Севере», автор – Г. Я. Мокеев, напечатанной в журнале «Мир Божий» ,№ 1, 1997г.

«…Уникальным многоглавым храмом был огромный деревянный летний Собор Успения Пресвятой Богородицы в г.Онеге конца 17-го века.

Пять его глав на кубе дополнялись 4-мя главами на прирубах( были подняты с бочек на «шатровые храмики», 3-мя главами на бочках алтарей и ещё одной главой на притворе.

13 глав Собора, очевидно, символизировали «Христову и Апостольскую Церковь». Могучий кубоватый крещатый храм величественным массивом возвышался над всей застройкой Онеги.

Рядом с Собором стоял ещё один пятиглавый кубоватый храм с трапезной Св. Николая Чудотворца (зимний, также, возможно, конца 17-го века).Вместе с колокольней, стоявшей рядом, оба кубоватых храма составляли величественный многоглавый градостроительный центр Онеги, достойно представлявший Соборную Православную Святую Русь на берегу Белого моря…»

Дело «о сгорении в г. Онеге Свято-Троицкаго собора».

4 февраля 1849 г. от Онежского Городничего в Онежскую Городскую Ратушу поступил рапорт о том, что 28 ноября 1848 г. , в 10 часов до полудня , во время молебственной Литургии, сгорел каменный Свято-Троицкий собор.

От пожара «при усилившемся вдруг пламени и сильном ветре сгорел в деревянных частях верхний храм и колокольня; церковная утварь, хотя и вынесена,- как из обгоревшаго, так и из нижняго храмов,- с повреждениями ».

По факту пожара было проведено следствие. Материалы следствия начинаются со свидетельства того, что осталось после пожара 28 ноября 1848 г. в 10 часов утра.

« Верхний каменный храм состоит сейчас из одних стен без всякой крыши и купола (были деревянные – А.Ф.)». Стены были покрыты извёсткой. Извёстка « при пожаре шипела, а после – дала трещины».

«Колокольня тоже каменная, крыша на ней деревянная сгорела, как равно и лестницы». Колоколов на колокольне было восемь, привешены были «на шестках» (по описи - А.Ф.).

После пожара « три колокола находились на колокольных окнах (в проёмах «звонов» - С.Г.).Самый большой колокол, весом по описи 88 пудов 7 фунтов,- лежит на земле. Остальные колокола - неизвестно где».

Нижняя церковь в честь Архангела Михаила. 2 печи были обследованы и пришли к выводу, что « печи прочны, и, хотя и есть трещины, - незначительны».

(Далее нарисована схематично труба над крышей. – А.Ф.) « Расстояние труб над крышей – два и три четверти аршина. Выкладены в один кирпич пластью».

Собор заложен в 1796 г. Окончен в 1800г. Освящён был 8 ноября 1800года.( нижний храм –С.Г.). Имеет длины 14 саженей, ширины 7 саженей, высоты 8 саженей.

Колокольня выстроена сплошь (в одно здание, над папертью – С.Г.) с церковью, 3 сажени в длину, 3,5 сажени в ширину, 14 саженей высоты.

Комиссия постановила, что « по наружности в ней (ц. Свято-Троицкой) ничего подозрительнаго к проявлению пожара, кроме труб; веществ к способствованию самозагоранию не оказалось; от чего именно мог произойти этот пожар - им совершенно неизвестно.

Но, по словам их, огонь случился в колокольне, ибо с самого начала огонь оказался там, и его стало выбрасывать с дымом через слуховое колокольное окно».

В нижней церкви повреждение не произошло, кроме того, что верхняя деревянная стойка над дверями, ведущими в эту церковь, обгорела. В нижней церкви имущество не сгорело.

Подписались: Городничий, капитан Комруев.

Церковный староста Дм. Потапов.

понятые: Яков Агапитов,… (?).

2 декабря составили описание. 3 декабря началось следствие.

Следствие вели : Городничий и протоиерей Онежскаго Собора о. Иоанн Тамицкий. Помогал священник Свято - Троицкаго Собора о. Александр Кононов, 33 лет, к этому времени имевший детей: сына Николая и дочь Елизавету.

Возгорание началось от печи (предполагали ? – С.Г.), построенной 3-4 года назад; трещин, по свидетельству Кононова, не было. Печи в тёплой Михайловской церкви (нижней - С.Г.).

Кононов рассказывает: « 28 ноября, до Божественной Литургии, совершенно ничего не мог заметить в церкви подозрительнаго к загоранию оной».

«Во время совершения Бож. Литургии Протоиереем Собора (о.Иоанном Тамицким –С.Г.), а именно во 2-ю Ектинью, побудила меня телесная нужда выйти вон из церкви.

По возвращении же от туда в нижнюю паперть вдруг по носу моему пронёсся неприятный запах. В ту же минуту, дабы выйти мне из сомнения, не горит ли что вверху, взял от верхней церкви ключ и пошёл как можно скоро.

Не успел подняться и вполовину лестницы, как увидел над собой вверху пламя и что горят лестницы колокольни.

Отложив верхний собор, отворил дверь и увидел, что там всё в порядке, даже и дыму не было.

В расстроенном духе возвратился скорее вниз для возвещания народа, а народ бежал уже мне навстречу.

Я отпёр ризницу, шкаф с библиотекой, комод с одеждой, чтобы скорее народ всё мог вынести; а сам я взял Евангелие, сосуды церковные с приборами».

На вопрос, что сгорело, а что повреждено и на какую сумму,- Кононов ответить не смог, т.к. вынесенные вещи или ещё не были рассмотрены, «нет удобнаго места к разложению и рассмотрению вещей церковных»…

Подписались: свящ. А.Кононов.

Сторож Собора Василий Артемьев.

Диакон Фёдор Иванов Попов, 33 лет.

Староста Дм. Ив. Потапов.

Городничий, капитан Комруев.

Протоиерей Собора о. Иоанн Тамицкий.

Сын старосты ходил звонить к Заутренне. Он не курил.

При внимательном осмотре нашли трещины в трубе; но во время пожара возникли они или до него ?

Убыток от пожара точно не установили: «.. убыток от 4-х до 5-ти тысяч Серебром.»

Трещины, по утверждению священников, во время пожара (в стенах -? –С.Г.) – при падении колокола.

«Ходили перезвонить к Обедне (Литургии - С.Г.) на колокольню сын сторожа Онежский мещанин Вас. Чухарев с товарищем Матвеем Михайловым».

Указ из Суда.

… из Архангельской Палаты уголовных и гражданских судов…

Дело слушалось 17 марта 1850 г.

«…Приговором же заключено: случай произшедшаго пожара, по неоткрытии в оном виновных, предать воле Божией по утверждению сего приговора…»**

ГААО. Ф.824. Оп.1. Д.23. (Конспект Андрея Фомина, г. Онега).

Составил Сергей Головченко






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: