Публикация № 461Онега    (рубрика: История края)

П. Дьячков

Я видел: строили «Персей» …

В печати все чаще и чаще появляются сведения о первом научно-исследовательском судне «Персей», о его большом вкладе в исследование Белого, Баренцева и Карского морей. Известно, что «Персей» был достроен в Архангельске, а вот о месте его рождения не сообщается. «Персей» был построен и спущен на воду в Онеге в 1919 году. Я, как очевидец всего этого, хочу поделиться на страницах газеты своими воспоминаниями.

Итак, в 1918 году к устью правого берега Онеги, к пристани морского пароходства (где сейчас пляж), начали возить лес для постройки большого судна. Надо сказать, что год этот был неурожайный. Тринадцатилетним подростком я с Егором Богдановым из Солозера, которому исполнилось 16 лет, пошли в город зарабатывать себе хлеб. Пилили дрова, корили лес по семь копеек с дерева. Паек нам давали 400 граммов хлеба и одну селедку на день. На 15 дней полагалось 200 граммов сахару.

Когда начали возить лес на постройку корабля, нам посоветовали поискать работу там. Мы сходили, подавались в судостроители, но какой-то дяденька сказал, что маловаты мы еще для такого дела. В апреле 1919 года меня взяли работать на лесопильный завод на Рочево. Паек увеличился вдвое. На бирже работали по 10 часов, а на погрузке лодей по 12 часов в сутки. В мае и июне в свободное время и хорошую погоду мы ходили смотреть, как строится судно. Пристраивались на солнышке, в заветерье, порой просиживали до тог, что засыпали тут же. Я несколько раз бывал у самого корпуса, который казался очень большим, громадным кораблем. Содействовал этому Михаил Васильевич Зотов, родом из деревни Тамицы. Он часто приходил из кузницы с разными шаблонами, с мерками для оковки судна. Вот я с ним и бывал у «Персея» и в кузнице Якова Белякова.

Из рабочих особенно запомнились два плотника-каргопола, у их топоров были короткие топорища. Один из них был сухопарый, с длинной бородой, кафтан подпоясан кушаком, за кушаком топор. Второй был небольшого роста, коренастый, с круглой черной бородой. И тоже топор за кушаком.

Однажды повыше строящегося судна на площадку сел маленький аэроплан, из него вышел молодой офицер в форме. Осмотрелся и увидел двух плотников. Сфотографировал их и просит одного зайти в самолет. После долгих колебаний рыжий решился сесть в самолет, отдал топор товарищу, перекрестился на все стороны и сел. Сделав два круга над судном, аэроплан приземлился, и старик вышел, жив. Офицер приглашает второго плотника в самолет. То мнется, а первый говорит ему: «Садись, Иван, полетай, не трясет. А я приеду в Каргополь и скажу своей Марье, что к богу летал». И второй плотник сел в кабину, полетел.

В июне 1919 года в одно из воскресений намечался спуск «Персея» на воду. Народу пришло мало, в основном люди, связанные со строительством корабля. Торжественного момента ждали разодетые мужчины с тростями, женщины в шляпах. Церемония спуска началась. Кто крестится, кто кланяется. Одна из женщин подошла с бутылкой вина к носу судна и бросила ее, но бутылка не разбилась. В толпе начались пересуды. Тогда мужчина взял бутылку, ударил о форштевень и разбил ее. Начали убирать опоры, смазывать слюза, заскрипел ручной ворот. Но тут, бревно-рычаг переломилось, случилась задержка. Мастера походили и объявили, что спуска не будет. Празднично одетые зрители стали крикливыми и разошлись. Оказалось, они были приглашены после спуска судна на банкет. Торжество не состоялось, и банкет был отменен.

И вот уже в среду рабочие ходят у судна, колотят, рубят, мажут. Вдруг корабль дрогнул и пошел в воду и оказался наплаву, без швартовых. Зрителей не было, кроме нас, вездесущих подростков. Судно накренилось на правый борт. На отрезе кормы, сзади, была дощечка и на ней написано одно слово «Онега». На второй дощечке, справа – «Персей». Корпус судна был осмолен только до ватерлинии. Надстройки палубные недоделаны, трюм не разгорожен. Две мачты стояли без оснастки. Таким запомнил я «Персея» в день его спуска на воду.

В 1933 году я вновь увидел его в Мурманске. Корабль готовился к выходу в Арктику. В это время уходил из Мурманска «Челюскин». В декабре того же года мне удалось побывать на «Персее» с товарищем Семеном Саченко, который плавал на нем. Из экспедиции судно вернулось в плохом состоянии. Сквозь палубу внутрь помещений текло, насосы все время откачивали из трюмов забортную воду.

Интересно, что у «Персея», парусно-паровой шхуны, была и сестра «Андромеда», построенная в 1915 году тоже в Онеге.

П. Дьячков

газета «Советская Онега № 84, 13.07.1974 г.

П. Дьячков






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: