Публикация № 492Сумский Посад    (рубрика: Разное)

А. Шешенин

Раскольники в Сумском посаде

Разкóльники въ Сýмскомъ посáде Кемскаго уезда Архáнгельской губéрнiи.

Сумскiе раскольники Филипповской секты, незнающiе другихъ разколовъ, именуются, между собою, христiанами и староверами; а неотпадшихъ отъ православiя называютъ ни́коновцами или ни́коновщиной и щепóтниками: последнее названiе даютъ по троеперстному сложенiю Православныхъ для знаменованiя на себе Св. Креста. Въ 1848 г. до 8 Iюня (дня появленiя эпидимической холеры) въ Сумскомъ посаде на народонаселенiе обоего пола 1053 души причиталась тридцать пятая часть действительныхъ раскольниковъ.

Разколъ получилъ здесь начало въ тридцатыхъ годахъ настоящаго столетiя, отъ родственной связи Сумскаго купца Якова Махилева съ семействомъ богатаго крестьянина Сороцкой деревни Ивана Гвоздарева, чрезъ бракосочетанiе дочери перваго съ сыномъ последняго. Потомъ къ удержанiю и распространенiю въ Сумскомъ посаде разкола, сверхъ влiянiя богатаго семейства Махилева на низшiй, бедный классъ людей, служило поселенiе вдовы прапорщика Анны Карташóвой, прибывшей изъ С. Петербургской губернiи, со взрослыми: ея сыномъ отставнымъ канцеляристомъ и дочерью Анфи́сою, въ местечке Пéртозере, за пятнадцать верстъ отъ посада. Тутъ Карташóва подъ строгимъ видомъ благочестiя, въ духе подвижничества и именемъ матушки наставницы о душевномъ спасенiи, мало по малу начала образовать Пертозéрскую раскольническую пустыню, куда начали стекаться раскольники и было до десяти келлiй, которыя по распоряженiю высшаго Правительства въ 1849 году уничтожены и самые раскольники выселены на места прежняго жительства.

Лже-стáрица Анна Карташóва въ зимнее время, выезжая нередко для напутствованiй въ раскóле изъ Пертозерской пустыни въ Сумскiй посадъ и деревни: Ши́жню, Сорóку и другiя окрестныя, скрытно отъ Полицiи и Духовнаго Начальства вселяла въ доверчивыхъ плевелы ереси и перекрещивала ихъ. Такимъ образомъ несколько летъ по соседственнымъ отъ Пéртозера въ поморiи селенiямъ, служа пагубнымъ ослепленiемъ и пользуясь безсознательнымъ народнымъ доверiемъ, успела глубоко посеять и распространить раскольническiя заблужденiя.

Карташóва по отзывамъ образованныхъ людей, не говоря о раскольникахъ, была женщина умная, много-начитанная и самой почтенной наружности. Въ догматахъ веры столь убедительная, что возражать ей на нихъ нужно было человеку, знакомому основательно съ богословскими науками.(*) Я виделъ только портретъ ея, въ раскольническомъ семействе Тарасовыхъ, выражающiй прекрасныя черты ея лица при голо/у/быхъ <Правка слова сделана карандашом – ред.> глазахъ, летъ въ тридцать; но, въ настоящую эпоху ея действiя она была ужè летъ около шестидесяти.

(*) Такiе отзывы я слышалъ: 2 Января 1845 года отъ Жандармскаго Подполковника Семена Ивановича Ходнева; после него, отъ Становыхъ Приставовъ Шабунина, Хржонстовскаго и отъ Сумскаго Священника Ѳедорова.

После смерти Анны Карташевой, скончавшейся въ Пéртозере, ея благословенiемъ дочь Анфи́са приняла на себя действiя своей матери, и пользовалась тою же къ себе привязанностiю ослепленной черни. Такъ въ 1848 году, что было въ Марте м<еся>це одинъ крестьянинъ Кемскаго Уезда по фамилiи Юрьевъ или Гурьевъ совращенный по ученiю Карташовыхъ въ разколъ, после данныхъ увещанiй въ Кемскомъ Духовномъ Правленiи, присланъ былъ на последнее увещанiе къ Сумскому Благочинному Священнику Ѳедорову, на убедительныя вразумленiя котораго Юрьевъ или Гурьевъ, после упорнаго своего молчанiя, въ твердомъ закосненiи отозвался такъ: „штò тоб`е бáцько со мнòй толковàть, я целовѣ́къ тё́мной, ницегò не знай, спрашивáй мáтушку Анфи́су, онà про э́вто знáтъ и тоб`е скáже/о/тъ, куд`ы хошъ со мной, хошь въ турм`у сади, а ужъ отъ веры, безъ матушки Анфи́сы, я не откажусь.” И после этого ни слова не отвечалъ Священнику. Подобiе этому случаю готово встретиться и въ сумскихъ раскольникахъ. На убежденiя къ раскаянiю отъ соблáзна и возвращенiю къ православiю, безъ сомненiя, они ответятъ самымъ холоднымъ молчанiемъ. Впрочемъ, охотно-поучительны въ ученiи своемъ о правой вере. У нихъ есть общая поговорка, которую относятъ къ себе: „котóра вѣ́ра гони́ма, та и прáва.” Удержанiе ихъ Правительствомъ отъ совращенiя въ разкóлъ, они признаютъ за гонéнiя. Зимою при проезде крестьянъ Олонецкой Губернiи и изъ другихъ местъ мимо Сумскiй посадъ въ поморскiя деревни: Ши́жню и Сорóку подъ извозъ оттуда свежихъ сельдей и сухой трески, во время остановки здесь крестьянъ для отдыха отъ перегóну лошадей или для переночеванiя, пока приготовляется нужная пища, домохозяинъ, если грамотенъ и особенно по вѣ́ре (местное выраженiе по веры означаетъ раскóльника,) то между разговорами онъ готовъ, съ полнымъ радушiемъ въ прекрасномъ желанiи душевнаго просвещенiя, и неупускаетъ случая, когда мужики сидятъ за столомъ, прочесть имъ что-либо изъ старинныхъ книгъ, которыя тщательно хранитъ отъ духовенства и местной Полицiи въ собственное утешенiе и для другихъ, ищущихъ душевнаго спасенiя.

Благоговея предъ таинственною силою крестнаго на себе знаменiя, они делаютъ это съ духовнымъ вниманiемъ, съ довольно звучнымъ впечатленiемъ и съ некоторыми разтановками, по произнесенiи молитвы, делаютъ поясные или земные поклоны. Справедливо осуждаютъ техъ, кто крéстится безъ христiанскаго вниманiя съ крайнею небрежностiю, говоря на это, что такому маханiю и сѣ́мо и овáмо – беси радуются, приводя на это, доказательство изъ предисловiя къ стариннымъ псалтирямъ. При моленiи употребляютъ ли/е/стовки <Правка слова сделана карандашом – ред.> и подстилаютъ передъ собою на полъ платокъ, или нарочито сшитую на это, при земныхъ поклонахъ, на видъ пелены; употребляютъ также кажденiе ладаномъ; особенно въ праздничные или воскресные дни. При этомъ раскольники держатся страннаго предразсудка, по которому, молясь Богу, должно иметь на себе поясъ ниже пу́па.

Двуперстное сложенiе для изображенiя на себе Св. креста есть общее для всехъ сумлянъ. Въ двуперстномъ сложенiи некоторые понимаютъ символически: Божество и человечество; а въ соединенiи остальнихъ трехъ перстовъ Св. Троицу. Другiе предуверены, что этимъ крестомъ Святые Отцы спаслись; иные невнимаютъ ученiю Православной Церкви о сложенiи перстовъ для крестнаго на себе знаменiя подъ страхомъ переменить оставленное по преданiю Св. Отцами, чтобъ, неподвергнуться проклятiю, ссылаясь на поученiе Св. Iакова о вере и любви, еже къ Богу, слово 49, где между прочимъ сказано: „о братiе и отцы, блюдитеся, да никого же васъ прельститъ дiаволъ. Святый Апостолъ Павелъ глаголетъ: бдите и молитеся, и стойте въ вере, мужайтеся и утвержайтесь и вся вамъ любовiю да бывае/ю/тъ: держитеся преданiя Святыхъ Отецъ, и блюдитеся егда кто окрадая васъ мудростiю и тщетною лестiю по преданiю человеческому, по стихiямъ мiра, а не по Христе и паки рече: аще ангелъ, или инъ кто благовеститъ вамъ паче благовещеннаго благовестiя, проклятъ да будетъ. Темъ же братiе и отцы, держите неподвижно преданiя и ученiя Апостольская и Святыхъ Отецъ.” Прочiе ничего незная, думаютъ только, что такъ лучше и этому сложенiю перстовъ при знаменiи на себе креста отдаютъ святость и таинственную благодать непременнаго спасенiя, говоря, такъ Святые Отцы молились и спаслись.

Основываясь на вышеупомянутомъ слове Св. Iакова, о вере и любви, сомневаются въ измененiи служенiя литургiи вместо семи на пяти просфорахъ и на нихъ новаго четвероконечнаго креста, который называютъ крыжомъ. Въ 7мъ члене Сνмвола Православныя веры: „Его же Царствiю небудетъ конца;” вместо „небудетъ” удерживаютъ: „несть конца.” Въ чтенiи молитвъ: Богородице дево радуйся вместо „благодатная” употребляютъ: „обрадованная матерь марiя.” И: „Достойно есть,” – читаютъ такъ: „Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую Херувимъ и славнейшую во истинну серафимъ, безъ истленiя Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаемъ.”

Старухи и молодыя женщины, приверженныя къ старообрядству, но несовершенно отпадшiе отъ Св. Церкви, входятъ иногда во храмъ Божiй для поклоненiя Св. Иконамъ; но, не во время службы. Молитвенное общее раскольническое служенiе совершается ими секретно и потому время его известно только между ними. И въ ихъ моленной /во время служенiя/ недозволяется ими быть иноверцу и непринявшему раскольническаго крещенiя.

На Патрiарха Никона существуетъ между ними наследственная злоба и много страшныхъ на него наговоровъ. Напр. говорятъ, что въ исправленiи книгъ Патрiарху Никону помогалъ некто Арсё́нко (по ихъ воображенiю нечто въ роде злаго духа).

Непозволяютъ себе изъ прихотей курить или нюхать табакъ и пить кофе. –

Пьютъ чай и нечужды вина, но очень воздержны въ последнемъ.

Чтобы поставить раскольниковъ въ всегдашнемъ отделе отъ православныхъ, въ этомъ намеренiи, раскольническiе наставники и наставницы постановили есть и пить изъ особой посуды отъ православныхъ, что и составляетъ первый наружный признакъ раскольника.

Александръ Шешенинъ.

Электронная библиотека Республики Карелия

http://elibrary.karelia.ru

А. Шешенин






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: