Публикация № 500Троица (Семёновская)    (рубрика: История края)

В. Преображенский

Быковская волость в 1879 г.



Местность

Быковская волость расположена по просёлочной дороге, идущей из Архангельского прихода, чрез Троицкий, в Кенорецкий, на довольно возвышенной местности. От города Каргополя находится в 57 вёрстах, а от Архангельского прихода в 7-ми. Главное население сосредоточивается по обеим сторонам течения реки Онеги и отчасти по другим рекам: Чурьеге и Шолтоме, отстоящих от реки Онеги в 5 – 6 вёрста, и заключается в 54 деревнях, находящихся друг от друга на близком расстоянии. Самые дальние от Троицкого погоста, или деревни Семёновской, селения лежат по течению реки Онеги: Варварская и Быковская в 10 вёрстах; по течению реки Чурьеги самая дальняя деревня, Щелье – в 8 вёрстах. Волость окружена пятью населёнными волостями Каргопольского уезда: к северу – Кенорецкою и Плёсскою, к востоку – Мишковскою, к югу – Архангельскою и к юго-западу – Ошевенскою. Она имеет всего 12 183 ½ десятин земли, из которых 110 ½ - усадебной, 11 276 – пахатной и 797 десятин сенокосной.

Народонаселение

Всех жителей Быковской волости, по настоящее время считается, собственно в Троицком приходе, 1 919 душ мужского пола и 2 120 женского. К Быковской волости причисляется часть Кенорецкого и Плёсского приходов, число населения которых сюда не включено. Распределение жителей по сословиям следующее:

белого духовенства – 15 муж., 14 жен.;

военных – 108 м., 117 ж.;

государственных крестьян – 1796 м., 1989 ж.

Народонаселение, как видно из церковно-приходских документов, каждогодно более или менее увеличивается. Впрочем, число людей могло бы увеличиваться и ещё более, если бы смерть не поглощала в большом количестве детей. Умирают, большею частию, дети от одного до пяти лет. Причиною значительного числа смертных случаев в этом возрасте, главным образом, служит самый небрежный и переполненный различными поверьями уход за новорождёнными и самими родильницами. Скрывание последней во время родов по хлевам, сараям, подпольям и холодным кладовым весьма вредно влияет как на здоровье родильницы, так и новорождённого младенца. Помощь родильницам, какую сумеют, оказывают деревенские бабки, присоединяя к ней различные нашёптывания на соль, на воду и другие предметы, допуская даже и обливания наговорённою холодною водою.

Состояние народного здоровья

Здоровье народа находится вообще в хорошем состоянии. Повальных и заразительных болезней нет. В случае заболеваний некоторые прибегают к медицинской помощи, но большая часть, избегая средств медицинских, обращается к знахарям и знахаркам (колдунам), которых в редком селении не встретишь. Суеверия и предрассудки относительно лечения больных в народе в высшей степени распространены – и более или менее благоразумного человека весьма удивляют; например: мужчину, больного горячкой, одевают в самое неприличное женское платье, и артелью водят, или, лучше сказать, таскают по деревне, а посторонние зрители смеются над больным, представляя, что они смеются не над больным, а болезнью его, а потому она, т. е. болезнь, осмеянная и посрамлённая в глазах всей деревни, должна оставить больного. Больную женщину, наоборот, одевают в мужское платье, и с нею производят подобного рода путешествия по деревне.

Оспопрививание в некоторй степени развито, но впрочем, старые люди, да пожалуй, и многие молодые, натуральную оспу считают посланною от Бога, а потому лелеют младенцев, больных ею, избегая накладной (т. е. прививаемой), считая её печатью антихриста.

Земледелие

Быковская волость принадлежит к числу хлебородных волостей Каргопольского уезда. Каждогодно зажиточные и даже средние крестьяне продают зерновой хлеб или на месте своего жительства, или отвозят на ярмарки, а потому хлебопашество здесь имеет важное значение, как вообще для содержания, так и в экономическом быту населения. Почва земли по всем деревням супесок и суглинок, местами соединённый с мелким камнем. Поля вообще лежат на ровной плоскости. Хлебопашество ведётся трёхпольное, двумя земледельческими орудиями – сохою и бороною; во время жатвы и сенокоса употребляются известные орудия – серп, коса, стойка, грабли и пилы. Под яровой хлеб – овёс и ячмень земля приготовляется весною, сряду по обсушке полей, а под озимовой хлеб поле обрабатывается три раза, последний – пред самым посевом в августе месяце. Весенний посев заканчивается льном, коноплёю и горохом. Примеров обработки полей под весенний посев осенью здесь не бывает. Семена на посев выбираются самые лучшие, как говорится здесь, «от носка». Доброкачественность их узнают посредством рощения. Для удобрения полей применяется скотский помёт. Трав и других растений никто не разводит, но при довольно богатой к плодородию естественной почве земли можно бы сеять травы и даже озимую пшеницу. Огородничеством крестьяне занимаются очень мало. Кроме картофеля на огородах садят ещё лук, редьку и брюкву (последнюю здесь называют капустою), а о других овощах многие здесь совершенно и не знают.

Народное продовольствие

Продовольствие крестьян ограничивается годичным урожаем хлебов и отхожими заработками. В случае же недостатка продовольствия хлеб покупают или занимают в своей местности, или же берут под работу до летних заработков, а затем, отчасти, хорошим источником служат сельские и земские припасы.

Промыслы

Местных промыслов, кроме рыбной ловли и охоты за птицей, нет; да и этого рода промыслами крестьяне занимаются очень мало. Зимою они ездят к Белому морю для закупки сельдей, трески, сайды и соли, и продают в Каргополе, получая за каждый воз, от 25 до 30 пудового веса, пользы 25 р. и больше, смотря по наплыву покупателей и привозу рыбы. Самый главный и, можно сказать, древний промысел – выделка и обжиг кирпича. По давно заведённому обычаю отходят на заработки для выделки и обжига кирпича на Усть-Ижорские кирпичные заводы близ Петербурга и в другие местности. На означенные выше заработки из пределов волости в прошедшем 1878 году отлучалось 769, а в настоящем 1879 году 771 человек. Цены на заводах бывают различны, смотря по качествам работника, по наплыву народа на заработки и по условиям, заранее сделанным с хозяином известного завода. На них, как передают, первое место занимают подрядчики и обжигала, затем – порядовщики, сушники, земляники, очёлочники, обрезчики и обрезчицы. Подрядчики и обжигала получают на лето жалованья от 200 до 600 р., а прочие рабочие – по заработке, от 40 до 100 руб. Подрядчиков и обжигал в волости насчитывается до 23 человек.

Фабрик и заводов в волости нет. Ветряных мукомольных мельниц 21, водяных 24, кузниц 10, ремесленное заведение одно – красильня. Столяров 3, слесарей 1, плотников 15, портных 8, чеботарей 10, кузнецов 10.

Торговля

Свидетельств на право торговли из Быковского и Архангельского волостных правлений выдано на 1879 год - 16. Из них гильдейских - 2, промысловых – 4, прикащичьих – 4, на табачные лавки – 1, билетов на мелочные лавки – 5.

Всех торговых лавок в волости 5; из них 4 мелочные и одна с красным товаром. Кроме указанных торговых заведений есть ещё два питейных и одно трактирное заведение.

Водки, в течение года, по словам торговца одного питейного и другого трактирного заведения, выходит в продажу до 6 000 р., включая в это число Алексеевскую семидневную ярмарку и другие 6 торжков, в которые, при громадном стечении народа с уезда, её выходит на 2 300 р. Несмотря на такой сбыт водки в Алексеевскую ярмарку и другие 6 торжков, употребление её в Троицком приходе, можно сказать, довольно развито. Не проходит ни один праздник (а их-то, к несчастью, у невежественного народа очень много), ни одна сельская сходка, с какой бы целью она собрана ни была, без того, чтобы не попьянствовать. Впрочем, и в будничные дни упомянутые выше заведения очень часто бывают наполнены народом, особенно в зимнее время.

В Быковской волости, собственно в Троицком погосте, существует, как выше было сказано, семидневная Алексеевская ярмарка с 17 по 23 марта. Общий оборот этой ярмарки в настоящем 1879 году простирался: по привозу до 104 092 р. 50 к. меньше прошлого года на 8 928 р. 50 к. Главные предметы этой ярмарки составляют лошади и красный товар (1); но вообще следует сказать, что на ней можно купить всё нужное в быту крестьянина: лошадь, упряжь, сани, колёса, железо, посуду и всё прочее. Торговцами во время ярмарки было занято: лавок с красным и суровским (2) товарами 10, балаганов с металлическим товаром 5, мелочным 9, сыромятным и шорным 2 (3), колониальным, бакалейным и съестным 23, возов с железными изделиями и железом в кусках 60, колёсами 31, деревянною и каменною посудою 35, кожами 29, льном и пенькою 8. Число торговцев, приезжавших на ярмарку, простиралось до 250 человек, преимущественно из г. Каргополя и его уезда. Дохода в церковь с лавок и возов, стоявших на церковной земле, поступило до 385 р., за устройство балаганов, шалашей и за квартиры местным жителями выручено до 280 р.

Из сказанного об ярмарке видно, что она, по оборотам торговли весьма значительная, и для местных крестьян, в торговом отношении, имеет важное значение.

Кроме ярмарки, в Троицком погосте бывает 6 торжков, именно: в новый год 1 января, в праздник трёх святителей 30 января, Троицкий – в Троицын день, Иванский 24 июля, в день освящения храма 17 октября и Введенский 21 ноября. На Иванский торжок съезжаются крестьяне Пудожского уезда, Водлозёрско-Ильинского и Пречистенского приходов на карбасах (лодках) с рыбою. Всех карбасов приходит от 30 до 40: рыбы на каждом из них бывает от 10 до 15 возов. Привезённую рыбу, большею частью, продают всю гуртом в г. Каргополь и его уезд, приблизительно на 5 000 руб. На остальных пяти торжках местными и окрестными торговцами выручается около 5 000 руб.

(1) Красный товар – ткани, мануфактура, текстиль.

(2) Суровский товар – изделия из шёлка, шерсти и др.

(3) Шорный товар – оборудование для верховой езды и всё, что связано с упряжью лошади. - Ред.

Религиозность населения, нравственность, раскол

Народ, судя по внешним признакам, религиозен, но, вследствие издавна укоренившегося в приходе раскола, направление религиозности не в духе веры Православной. Ни один человек не пройдёт мимо церкви или часовни, а также не сядет за стол, не оградив себя крестным знамением. Посты, установленные церковию, строго соблюдают, разумея под ними, в строгом смысле, употребление постной пищи и больше ничего; исполняют домашнюю молитву и жертвуют, по возможности, на украшение и поддержку храмов. Но этим, чисто внешним соблюдением постов, этими жертвами и домашнею молитвою и ограничиваются, не обращая ни малейшего внимания на очищение грехов и дурных привычек.

Народная нравственность находится на низкой степени.

Приход издавна, как выше было сказано, заражён расколом. До 1840-х годов в нём были раскольничьи молельни для отправления богослужения большаками, например, в селении Васильевском. Раскольничьих толков до 1850-х годов было два: Филипповский и Даниловский, а с этого времени появилась в Троицком и окрестных ему приходах новая секта странников или бегунов, занесённая и распространённая каким-то беглецом Саввою-Ярославцем. В эту секту вначале поступали некоторые из военных нижних чинов, с целью не служить; потом крестьяне, состоявшие на рекрутской очереди; затем коноводы странников привлекли к себе простых крестьян, старух и девок из семейств состоятельных. Секты Филипповская и Даниловская слились в одну, первая довольно значительна по своей численности и влиянию на население. Последователи её преимущественно женщины. Господствующею сектою признаётся странническая. Записных раскольников в приходе считается 15 человек, а тайно придерживающихся – насчитывают до 100 человек мужского пола и до 150 женского. Можно, впрочем, с вероятностью полагать, что число придерживающихся раскола гораздо больше.

Грамотность

Троицкое сельское училище в деревне Семёновской открыто в 1843 году. До этого времени крестьяне обучались то у духовенства, то по деревням у разных грамотников и грамотниц в самом незначительном числе. При открытии училища поступило около 20 детей. С 1857 года число учеников дошло до 40 человек, а в следующие за тем годы число их всё более и более увеличивалось, так что в настоящее время обучается до 70, а более или менее постоянно посещают школу от 50 до 65 человек. Сочувствие народа к приобретению образования год от года возрастает, несмотря на невежество его, а главное, на дух раскола. В первые годы существования училища крестьяне думали, что детей их после обучения грамоте будут брать в военную службу или разные канцелярии без ведома родителей; затем не нравилось последним, что детей их учили по книгам гражданской печати, но всё это теперь уже кончилось, и в настоящее время народ сознаёт полезность новых методов преподавания. Благотоворное влияние на народ произвело Высочайшее соизволение на предоставление особых прав, дающих льготу при отбывании воинской повинности ученикам, окончившим курс в начальных народных училищах.

Число грамотных в Быковской волости простирается до 500 человек мужского пола. Женского пола грамотных очень мало. Особого женского училища нет, а потому девицы, в числе трёх, обучаются в мужском земском училище.

Троицкого земского сельского училища, учитель В. Преображенский.

1879 г., августа 24.

Олонецкие губернские ведомости, 1879, №89. С 1042-1044. (с небольшими сокращениями)

В. Преображенский






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2023-12-07





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Егор Малышев,  E-mail: egor-selskiy@yandex.ru


Чурьега: поблизости от деревни Тимоховской (как говорила моя двоюродная прабабка Александра Васильевна 1925 г.р. - Тимоховьской) была в начале XX века деревня Щапова - она же Чумаковская (Ряпусиха). Из обоих деревень мои предки: из Тимоховской Василий Павлович Никулин (1882 г.р., участник ПМВ, растил дочерей в чёрной избе с четырьмя красными окнами по "челу") и из Щаповой Надежда Степановна. Их дочь, моя прабабка Татьяна Васильевна 1912 г.р., по советским документам была записана уже как жительница деревни Щелье Троицкого с/с - перед выездом к мужу в Плесецкий район...




Егор Малышев,  E-mail: egor-selskiy@yandex.ru


p.s. Сейчас на месте этих деревень аккуратные кормовые поля Каргопольского агрохолдинга, клевер да люпин. Вообще приятно, что хотя бы в таком виде земля предков продолжает приносить плоды.







Ваше имя: Ваш E-mail: