Публикация № 52Кушерека    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Кушерецкий приход (1896г.)

Находится в 293 – х верстах от г. Архангельска, в 61 версте от г. Онеги, в 16 в-х от Малошуйскаго и в 30 в-х от Унежемского приходов.

Расположен на острове, образованном рукавами р. Куша, при её впадении в Онежский залив Б. Моря.

В состав прихода входит одно с. Кушерека, в котором на 1894г. было 264 двора, проживало 666 душ м.п. и 848 – ж.п.

Прихожане, особенно женщины, в значительной степени заражены расколом, проникшим сюда, вероятно, из Соловецкаго м-ря в 17 в. и с берегов р. Выг и Выгозера.

Приходской храм стоит на другом б-гу реки, сообщение с ним во время ледохода затруднено.

Когда образовался приход и кто были его первые поселенцы – неизвестно. Судя же по Грамоте (копия в Памятной книге прихода) Афанасия, архиепископа Холмогорскаго и Важского на имя Соловецкаго архимандрита Фирса, келаря Иннокентия и казначея Варсонофия от 7204 г.(1696г.) о строительстве новой Успенской ц-ви вместо прежней, неизвестно когда построенной и затем сгоревшей, можно полагать, что описываемый приход существовал издавна и был вотчиной Соловецкаго м-ря. Ещё и теперь (на 1894г.) старожилы помнят о монастырских постройках, от которых не сохранилось никакого следа.

Упомянутая Успенская ц-вь была освящена Соловецким архимандритом Фирсом с несколькими иеромонахами и иеродиаконами 3 авг. 1700г. и существовала до 3 апр. 1811г., когда сгорела.

Одновременно с первой Успенской церковью, сгоревшей в 17 в., в Кушерецком приходе был другой храм – в ч. Вознесения Г-ня, построенный в 1669г., по всей вероятности, самими прихожанами с помощью Соловецкаго м-ря.

Существует предание, что перед постройкой его вышел спор между жителями о том, где строить. Не достигнув согласия, они спустили первое бревно по реке и порешили строить ц-вь там, где это бревно прибьёт к берегу. Так и выбрано было место постройки храма.

Храм этот был в начале холодным, но после того как сгорела в 1811г. Успенская ц-вь (тёплая), в 1826 г. к трапезной Вознесенской ц-ви были прирублены пристройки с северной и южной сторон. В южной пристройке был устроен придел во имя Успения Пресвятой Б-цы, освящённый 30 дек. 1830г. Пристройка с севера долгое время служила кладовой, и только в 1860 г. была приспособлена для придела во имя Богоявления Г-ня, освящённого 15 дек. 1860г. тогдашним благочинным о. Иоанном Поповым при участии священников: о. Александра Васильева, о. Василия Дмитриева, о. Михаила Василевскаго и о. Василия Кононова.

В верхнем этаже первоначально было 2 престола: Св. пророка Ильи и Св. ВЛКМ – цы Параскевы. Места было мало для служения. В 1881г. эти 2 храма были объединены в один, а алтарь их был помещён в куполе ( бочке - ? –С.Г.), так что места для молящихся стало больше.

Теперь, после переделки, стало вместо четырёх три придела: в нижнем этаже один - Успенский, другой – Богоявленский, в верхнем этаже – один, в ч. Пророка Ильи и ВЛКМ –цы Параскевы.

Придельные храмы, увеличив ширину церковнаго здания, изменили первоначальную 4- угольную форму Вознесенской ц-ви. Алтарь выступает из главного здания 4- угольником, закрыт он «бочкой»; средняя часть храма – кубоватая, с 5-ю главами; трапезная и приделы крыты простой крышей на 2 ската.

Не так давно вся ц-вь была обшита тёсом и окрашена белилами; но теперь (на 1894г.), вследствие осадки здания, обшивка коробится, а окраска совсем облезла.

Крыша над приделами, не будучи окрашена, положительно сгнила и пропускает течь в ц-вь.

В главном храме – Вознесения Г-ня – иконостас 4-ярусный, деревянный, простой работы, крашеный. Только Царские врата, колонны у них и у Храмовой иконы Вознесения Г-ня – резные, позолоченные на мардане(?).

Стены в алтаре и средней части храма обтёсаны и оклеены обоями.

В придельных храмах иконостасы деревянные, 2- ярусные, простой столярной работы, крашены; потолок поддерживается 5 – ю столбами.

В настоящее время ц-вь нуждается в срочном ремонте – как с внешней стороны, так и изнутри; средств же на это нет никаких: ни капиталов, ни каких- либо имений ц-вь не имеет. Единственные средства содержания её: кружечный сбор (до 30 р.) и свечная торговля (до 3,5 пуда в год), но этих средств с трудом хватает на решение насущных потребностей (покупка муки, вина, ладана и т.д.).

Ц-вь также нуждается в утвари и ризнице. Есть церковная и противораскольническая библиотека, но книг мало.

Из церковной утвари наиболее достойны внимания по древности:

оловянный потир, с таковыми же принадлежностями, сделанный, судя по надписи, в Соловецком м-ре при архимандрите Геннадии в 1752г.;

Напрестольное Евангелие Московской печати 1663 г., с подписью полууставом: « Дарю сию книгу Св. Евангелие в ц-вь Николы Чудотворца, старец Силивестр, постриженик Соловецкаго м-ря, по себе и по родителех.».

С северо - запада от ц-ви стоит колокольня, устроенная в 1854г., окружённая вместе с ц-вью деревянной оградой, ныне (1895г.) уже полуразвалившейся.

Для поддержания церковных зданий в 1893г. открыто церковно-приходское попечительство, располагавшее в 1894г. 350- ю рублями.

Для обучения детей 4 ноября 1861 г. открыто сельское 1- классное училище, в котором в 1893 – 94 уч. г. обучались: 41 мальчик и 7 девочек.

Кроме того существует мореходный класс для теоретического и практического ознакомления местных жителей с мореходным делом.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет следующие источники содержания: жалование от казны – 200 р., доходы от требоисправления – до 200 р., пахотный и сенокосный участки земли в 6 десятин.

Священник живёт в общественном доме, построенном в 1890г. и ещё не приведённом в порядок, а псаломщик – в наёмной от общества квартире.

Из служивших священников по Памятной книге 1822г. известны следующие:

о. Епимах Кононов – с 1694 по 1738 гг.;

о. Михаил Кононов – с 1738 по 1756 гг.;

о. Василий Кононов – с 1756 по 1788 гг.;

о. Иоанн Кононов – с 1788 по 1821 гг.;

о. Василий Кононов – с 1821 по 1846 гг.;

о. Михаил Павловский – с 1846 по 1849 гг.;

о. Василий Кононов (вторично) – с 1849 по 1852 гг.;

о. Иоанн Плотников - с 1852 по1855 гг.;

о. Иоанн Попов, временно, по ноябрь 1856 г.;

о. Алексей Ежов – конец 1856г. - апрель 1859г.;

о. Александр Васильев – с 1859 по 1863 гг.;

о. Пётр Тырыданов – с 1863 по 1866 гг.;

о. Дмитрий Козмин – с 1866 по 1870 гг.;

о. Евгений Синцов – с 1870 по 1873 гг.;

о. Самуил Поликин – с 1874 по 1876 гг.;

о. Андрей Покровский – с 1876 по 1882 гг.;

о. Пётр Денежников – с 1882 по 1892 гг..

Ныне Священником состоит о. Авенир Титов, 25л., студен семинарии, на службе с 1892г. При нём псаломщиком – Михаил Титов, уволенный из 3 -го класса дух-го училища, на службе с 8 авг. 1894г.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: