Публикация № 529Вознесенская    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Исторические сведения о Плёсском приходе



(Из отчётов и рапортов, присланных в Олонецкую духовную консисторию в 1832 и 1851-53 гг.)

Начало и распространение христианской религии в пределах здешнего края и прихода, полагать надобно, как объясняют старожилы, то время, когда новгородцы, будучи гонимы за сделанный ими бунт при царе Иоанне Васильевиче (1), должны были бежать из своих жилищ и поселяться, кому куда мочно. Из множества бежавшего оттуда народа многие появились на берегах реки Онеги, по той и другой стороне оной, желая занять для себя удобные места для жительства. Жившая досель по сей Онеге реке чудь должна была от своих преследователей или принять христианскую религию, или обратиться в бегство ещё далее, оставив свои жилища. По сей самой причине многие из чуди убежали, а другие приняли христианство и поселились вместе с новыми своими приселенцами по той и другой стороне реки Онеги в здешнем краю. Древние фамилии, происходившие собственно из чудского поколения и сохранившиеся в здешнем приходе доселе между народом, дают заметить, что приход сей составился из старых туземцев или чуди, обратившихся в христианство и бежавших в здешние края новгородцев.

Время основания сего прихода за давностию времени сокрыто в неизвестности. Древнее предание, переходящее из уст в уста здешних жителей о начале в здешнем приходе святого храма, сохранило то, что церковь первоначальная была построена деревянная в самом малом виде в честь святого Дмитрия Солунского, несколько спустя времени после распространения христианства.

В недальном расстоянии от церкви, на правой стороне реки Онеги издревле построена деревянная часовня, принадлежащая к нашему погосту, но когда и кем именно выстроена, по неимению актов неизвестно. В ней празднество с давних времен установлено Успению Пресвятой Богородицы. Святая икона Пресвятой Богородицы по единогласному о ней свидетельству и написанию с давнего времени почитается за явленную, хотя о явлении ее не сохранено актов. А может быть, оные и были при церкви, но от бывших пожаров вовсе уничтожились. Не говоря о жителях здешнего прихода, весьма много из разных мест собирается христиан на поклонение святому образу в день празднества Пресвятой Богородицы, т. е. в 15 день месяца августа.

К благочестивым обычаям и установлениям прихожан здешнего прихода должно отнести то, что не только многие из них, но и приходящие для богомоления в часовню в день празднества соблюдают благоговейное всенощное стояние в молитве и молении, а местное духовенство совершает из святой церкви крестный ход.

Плёсского погоста священник Феодор Васильев Лядинский. Того ж погоста диакон Иван Фёдоров Плёский. Того ж погоста дьячок Иван Фомин. Того ж погоста дьячок Никита Петров. Благочинный Плёсского погоста священник Николай Владимирский.

Эти сведения относятся к периоду 1851-1853 гг. В более ранних документах, составленных до 1832 г. приводится описание приходской церкви, строящейся вместо сгоревшей в 1823 г. деревянной церкви св. Дмитрия Солунского:

Церковь каменная двухэтажная с таковою же колокольнею, недостроенная, мерою в длину 21 сажень, а в ширину 9 сажен. Начата строить 1826 года. В ней один придел во имя великомученика Димитрия Солунского, освящён 1828 года. А настоящий храм имеет быть построен во имя Вознесения Господня с пятью приделами, сооружается усердием прихожан и доброхотных дателей. Ряжено в работу сего здания 14 тысящ рублей. Работается Вологодской губернии верховажскими мастерами. Часовен 6. Из больших крестов, стоящих при дороге и близ деревень Воробьёвской и Ручьевской, находятся только три. Поставлены оне по случаю скотского падежа. Евангелий три, одно из них старонаречное, писанное при Патриархе Иове…

Прихожан всех мужеска полу 1280 душ; селений 25; самые отдалённые состоят прихода в 10 вёрст…

Плёсского погоста священник Лаврентий Васильев подписуюсь, того ж погоста диакон Феодор Васильев подписуюсь, того ж погоста дьячок Никита Петров подписуюсь, того ж погоста дьячок Фома Иванов подписуюсь, того ж погоста пономарь Тимофей Иванов подписуюсь.

Источник: «Сведения о приходах каргопольских» (дело № 698, из собрания Е. В. Барсова) - Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (публикация А. И. Старицына.)

http://www.sedmitza.ru/lib/text/2549368


(1) Видимо, речь идёт об Иоанне III и о времени присоединения Новгорода к Московскому княжеству. - И. Л.






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2019-03-04





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: