Публикация № 568р. Онега    (рубрика: История края)

Я. Пеннер

Вдоль по реке да по Онеге

*

Тихое, ясное июльское утро. В восемь часов раздается сирена. Красавец-теплоход «Великий Устюг» направляется в очередной рейс вверх по реке Онеге.

…Смотрим в иллюминаторы пассажирского салона. По сторонам проплывают берега, покрытые зеленью, деревни с памятниками старины. Против каждой много лодок – самодельных и «казанок», с подвешенными за кормой моторами. Часто встречаем самоходные баржи, доставляющие товары для жителей района. Работают около древесины трудяги-катера, облегчают труд сплавщиков, То и дело проносятся мимо «Вихри» и «Ветерки», по берегу реки часто мчатся мотоциклисты.

Кто-то из едущих в салоне вспомнил, с чего начинался флот на Онеге.

Оказывается, еще задолго до Октябрьской революции купец Ершов завез на Онегу пароходик со странным названием «Мышь». Маленький факт: перед первым плаванием хозяин пригласил попа. Священник, узнав название парохода, ответил, что мышам молебен служить не собирается. Позднее хозяин Мелузов доставил «большой» пароход под названием «Первый», прозванный в народе «бездонной рубушей». Проплывет такой пароход по реке, изредка пройдет весельная лодка с богомольцами в Соловецкий монастырь да проедет купец-помор, торгующий рыбой – вот и весь флот дореволюционный, что по Онеге ходил.

В первые годы советской власти стал ходить по нашей реке пароход «Онега», на нем и мне довелось ездить. Его сменил «М. Калинин». Потом, в начале тридцатых годов, появился пароход типа буксирных под названием «Свет». Стали пароходы ежедневно проходить по реке в ту и другую сторону. Для перевозки грузов использовались деревянные (не самоходные, конечно) баржи. Причалит «Свет» к своему корпусу баржу-другую и плывет себе потихоньку.

Но расписание движения пароходов все еще не составлялось, да и нельзя было его сделать. Пароход без барж раньше приходит, а с ними гораздо позднее. Вот и ждут его пассажиры на пристанях, бывало, по нескольку часов. А встанет «Свет» пол погрузку дров, больше двух часов стоит. Тут уж у всей команды аврал. Пассажиры опять ждут.

В тридцатых годах ходил еще по Онеге товаро-пассажирский пароход «Гельфман», позднее был он переименован и назывался «Лев Толстой».

…1941 год. Началась Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт. К топкам кочегарок встали девушки. Тяжелый мужской труд лег на хрупкие женские плечи. Много грузов тяжелых пришлось им перетаскать, много вахт отстоять.

Но вот кончилась война, вернулись мужчины.

…В середине пятидесятых годов появились на реке буксирные катера. Пароходы барж теперь не таскали, но на палубе груз еще возили. Создались условия для более-менее твердого расписания движения.

…Конец пятидесятых годов. На смену пароходам пришел небольшой теплоход «Онега», за ним в следующие годы появились теплоходы побольше, один из них курсирует и в настоящее время. Пассажиров с каждой навигацией становилось все больше, тесно стало на прежних теплоходах. Тут подоспел вместительный «Великий Устюг». Мест на нем хватает для всех желающих, кто по делам едет, а кто прокатиться и отдохнуть.

Рос и обновлялся флот, росли люди. Старые ветераны флота М.М. Сынчиков, Н.И. Коновалов, К.И. Филимонов и другие ушли на заслуженный отдых. К штурвалам современных судов встали их сыновья. Нет на судах душных кочегарок, не надо тратить часы на погрузку дров. Всегда вовремя, по расписанию подходят теплоходы к пристани. И недалек день, когда сыновья теперешних капитанов поведут по реке быстроходные «Ракеты» и «Метеоры» - от Онеги вплоть до старинного города Каргополя. А кто-то вспомнит, как плыли когда-то в салоне «Великого тихохода» (так уж прозвал народ нынешний «Устюг» и не приходится на это обижаться).

…За воспоминаниями не заметили, как прошло время. Раздалась сирена. Теплоход подходил к пристани Хачела.

газета «Советская Онега», № 115, 23.09.1972.

Я. Пеннер






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2022-11-20





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



.,  E-mail: нет адреса


Было и прошло. Нету больше на реке ни барж, ни пароходов-теплоходов. И лодок почти что нет.




Григорий Александрович Попов,  E-mail: lectorpgups2@gmail.com


Очень жаль , что в такой упадок пришёл речной флот на Онеге . Писатель Владимир Николаевич Васёв в своей книге : "Поонежье:прошлое и настоящее " пишет : "Не провожают нынче пароходы на реке Онеге.....Говорить об авиационном и водном транспорте на территории Поонежья нынче не представляется возможным .Все достижения царской и Советской России на данных направлениях вырублены с корнем ." И это очень жаль . Я пытался обращаться к руководству Архангельской области с предложением возродить речной флот на Онеге для его использования в хозяйственном и пассажирском сообщении .Онега прекрасная магистраль для водного туризма ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ . Это может быть использовано для посещения окрестных сёл с древними храмами , как например Преображенский храм и колокольня в бывшем средневековом городе Турчасов или прекрасный краеведческий музей в школе Улитино . По Онеге на водном транспорте можно проводить экскурсионные поездки для учебных заведений не только Архангельской области , но и всей страны .Красотами Русского Севера интересуются и иностранные туристы . Для осуществления поставленной задачи необходимо сначала подготовить водную магистраль , освободив её от засора бывшим молевым сплавом и обустройством причалов в наиболее населённых интересных местах . Необходимо снабдить речной транспорт судами , допускающими движение на мелководных участках Онеги . В туристической отрасли необходимо создать отдел для разработки водных маршрутов и экологических троп на берегах , для разработки рекламного обеспечения. Я член СИРО (Северное историко-родословное общество ) потомок (12-е поколение ) Поповых , живших около Турчасово в 1640 г и переехавших в Санкт-Петербург в 1839 г.







Ваше имя: Ваш E-mail: