Публикация № 581Кий    (рубрика: История края)

В.В. Киселёв

Остров-феодал

Патриарх Руси Никон не дал крестному монастырю на Кий-острове полной самодеятельности, а поставил во главе своего стольника Василия Поскочина. Кроме онежских земель, ему были переданы несколько сел в Каргопольском, Белозерском и Вологодском уездах с населением 4537 человек. В своих владениях монастырь установил несколько повинностей: барщину, натуральный и денежный оброк, одновременно использовал и наемный труд.

Барщина применялась в основном во время страды: посев, уборка урожая, заготовка сена. Некоторые сырые и отдаленные пожни отдавались крестьянам исполу за половину поставленного сена.

Особенно в тяжелом положении находились безземельные крестьяне, или бобыли. На счет их было дано строгое указание: «Собрать всех бобылей со всех волостей и отправить в монастырь, чтобы каждый работал там, чем им гулять даром». Из их числа монахи пополняли ряды солеваров на варницах, каменотесов, кирпичников, плотников, бочаров, лодейщиков, пекарей и кузнецов.

Несли крестьяне монастырю и натуральный оброк. Так, в Никольской волости Каргопольского уезда в 1664 году крестьяне для него пять дней ловили рыбу, за свой счет ее солили, приобретали бочки и транспортировали до Кий-острова. В 1658 году жители всех волостей на новые монастырские конюшни должны были заготовлять бревна и доски. Порожскому старцу предписывалось «у крестьян осматривать рыбу семгу последнего лова, направлять в монастырь по зиме из пятой уловленной рыбы, отвешивать на патриарший обиход в Москву хорошей свежей рыбы 60 пудов».

Монастырские тони были в Пороге и Подпорожье, а оброк семужий распределялся на всех. Крестьяне других волостей вынуждены были собирать деньги, закупать семгу и сдавать в монастырь. Кроме строительных работ, крестьяне были обязаны обеспечивать монахов хлебом, солью, продуктами животноводства, мехами, ягодами, грибами и дровами.

В 70-х годах XVII столетия натуральный оброк большей частью заменялся денежным и возрастает до 10 рублей с выти. И все же подневольный труд уже не оправдывал себя, поэтому монастырь вынужден на работы привлекать наемных рабочих. Так, за сплав в Порогах леса (1837 больших и малых бревен) «дано крестьянам порожской волости по 1 рублю за 100 бревен». Иногда монастырь рассчитывался и натурой. Плотникам из этой же деревни «за 1 день дано 1 пуд соли по цене 2 алтына». Землекопы и каменщики, работавшие на постройке церкви в 1658 году на Кий-острове, получали алтын в день.

Ущемленные немыслимыми поборами со стороны монастыря, крестьянские хозяйства приходили в упадок. Но как ни стремился монастырь закрепостить северных мужиков, ему этого не удалось сделать. Крестьяне не слушались монастырских указов и отказывались нести повинности. Барщинные работы выполнялись в последнюю очередь, иногда случались настоящие бунты. Для подавления их монахи вынуждены были содержать стрельцов.

Крупные волнения прокатились по уездам в 1658, 1668 и 1669 годах. Монахи были так напуганы, что просили помощи у Москвы. В 1673 году крестьяне говорили монастырским старцам: «Недобре вежливо, чтоб им монастырские страды не страдать, за всякие взносы и сделья платить по 2 рубля вместо 10». Для усмирения были посланы дворянин и стрельцы. В 1702 году жители деревни Усолье отказались возить дрова к соляной варнице. Раскольников, не желавших подчиняться монахам, ловили и направляли в монастырь, заковывали и сажали на цепь.

в 1762 году все вотчины монастыря перешли в ведение государственной казны и крестьяне попали в разряд черносошных. Подати их были несколько уменьшены. Монастырь был отнесен ко второму классу, на содержание братии выдавалось из казны 650 рублей и для оплаты рабочим 600 рублей в год. В отдаленных волостях за монахами оставалось 193 десятины 935 сажен земли, из них 150 десяти под лесом. Земля отдавалась крестьянам в аренду и приносила мало доходов. Монастырь стал постепенно приходить в упадок.

газета «Советская Онега», 20.11.1976.

В.В. Киселёв






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: