Публикация № 617Измайловская (Лёшино)    (рубрика: История края)

Из жизни Кенорецкого прихода начала XX века

Хорошо, беззаботно и спокойно опять зажили жители Кенорецкого прихода. Хлеба собрали до Пасхи, корму скоту запасли до Рождества. Что им ещё надо, о чём будешь беспокоиться? Теперь не страшна им долгая зима со своими метелями да морозами, не боятся они и весны, хотя она и будет, быть может, не лучше прошлогодней. А кто из них её не помнит? Разве только мужик-богатей, у которого и в эту голодную весну всего было вволю: и хлеба, и корму, а они, бедняки, у него же вымаливали Христом Богом пуд сена за 50 копеек и пуд хлеба за 1 рубль 70 копеек, чтобы кой-как докормить свой тощий исхудалый скот и семью голодных и грязных ребятишек. Кажется, чуть ли не из года в год повторяется у них весенняя голодовка, и они, тёмные, забитые и голодные, уже привыкли к этому, сжились с этим и безропотно переносят своё трудное житьё-бытьё. По своей темноте они не могут найти себе из него лучшего выхода. Теперь всюду и везде уже появились железные бороны, плуги, веялки-сортировки, местами с успехом ведётся травосеяние, огородничество и другие отрасли сельского хозяйства, а здесь те же первобытные способы и орудия обработки земли, из года в год несменяемое обсеменение полей и исключительно навозное удобрение их. Полный застой. Так же темно и в их душе. Нелепые предрассудки, суеверия, обычаи, знахари, шептуньи, домовые, лесные, водяные овладели ими. Всё это получено ими от отцов и дедов и ненарушимо хранится. Вот некоторые из обычаев.

I. Покров (1 октября). На рассвете хозяин или хозяйка берут мху и раскладывают его по окнам со словами: «Батюшко Покров, покрой избу теплом, теплом, добром и богачеством». По их мнению, кто это сделает, тот будет этот год жить в довольстве и тепле, а кто не исполнит, так и останется без добра и тепла.

II. Овинник-именинник. Последний день молотьбы. Хозяин с семейниками идёт на гумно домолачивать последний хлеб. Хозяйка остаётся дома печь блины и готовить пироги и ватрушки. Спешно идёт у неё дело и вовремя всё поспевает. Полная корзина нагружается приготовленным и отправляется на гумно. Здесь молотьба уже кончена. Тогда все садятся вокруг корзинки и едят принесенное. Остатки, которых остаётся всегда чуть не половина, относятся в овин и раскладываются на каменку (печь овина из каменьев). Это угощение для хозяина овина. Завтра нет молотьбы, следовательно, хозяин овина празднует именины и должен угоститься. Через неделю идут смотреть: кушал ли овинник, и видят, что ничего нет, и остаются весьма довольны. Они не могут понять того, что съедает у них не овинник, а мыши и крысы.

Овинник. Рисунок И. Я. Билибина.

III. Оспа. Они называют её «Богова оспа». Это желанная гостья у них. Они думают, что если она появится, то не обойдёт никого, а поэтому все стараются поскорее заманить её к себе. Некоторые из старух и женщин выходят во двор с пирогом или пряником и, кланяясь, говорят: «Матушка оспа, пожалуй к нам в гости, но будь не зла, а милостива». Она действительно сей год пожаловала к нам, но только не милостива, а зла. Некоторых она уже отправила на тот свет, другие и выздоровели, но страшно изуродованы. Все хлопоты медицинского персонала о прививке оспы остаются без результатов, крестьяне думают, что это накладывается антихристова печать, и говорят: кто оспу привьёт, тот к сатане в когти пойдёт (1). Есть ещё много кой-чего и другого, но я думаю, что достаточно и этого для выяснения их темноты, невежества и духовного убожества…

Господа интеллигенты, народные учителя, фельдшера, врачи, агрономы и все остальные волостные и земские служащие деятели, на вас лежит обязанность нести свет и знание в эту тёмную народную массу, поэтому не жалейте своих сил и энергии для просвещения народа! Для такой трудной работы все вы должны сплотиться в одну дружную семью, которая должна полюбить крестьянина и его трудную долю. Для народного блага не жалейте труда и сил! Только тогда народ поймёт вас и вполне оценит труды ваши, когда вы на каждом шагу и в каждую минуту будете светильником света и знания для него.

Логинов И. Сообщения из уездов // Вестник Олонецкого губернского земства. 1909. № 23. С.12.


Примечание редактора сайта:

(1) В особенности такого рода настроения были широко распространены в среде старообрядцев. Чтобы развеять эти предрассудки, в периодической печати того времени часто публиковалось статьи о необходимости вакцинации против оспы, в которых разъяснялась её суть и опровергались бытовавшие в народе суеверные домыслы. Так, например, в Олонецких Епархиальных Ведомостях приводились и такие доводы, что, согласно Библии, печать антихриста будет наложена на чело и правую руку, а прививка от оспы, в отличие от неё, делается на левой руке, и уж тем более, никакого «числа зверя» в себе не несёт. Также, в некоторых приходах функции оспопрививателя исполняли местные священники. - И. Л.






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2018-12-10





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: