Публикация № 636Прилуки    (рубрика: История края)

Владимир Илязов

Старый дом



Село Прилуки. Улица Архангельская. Дом Дурневых первый слева

В рамках социального проекта «Читатель Поморья» был проведён творческий детский конкурс, основной номинацией которого была «Лучший дневник читателя Поморья». Победителем в этой номинации стал Владимир Илязов, ученик (кадет) 9-го класса МБОУ СОШ № 28. Он написал рассказ-исследование о своём прадеде Василии Дурневе.

Дом, о котором я хочу рассказать, не был построен моим прадедом, но я знаю его историю начиная с самого дня постройки и хочу поведать её, так как половина этого дома при¬надлежит теперь моей семье. В далёком 1898 году в большом селе Прилуки, волостном центре Онежского уезда Архангельской губернии, на центральной улице, именуемой Архангельская, на месте неказистого, вросшего в землю одноэтажного домишки затеялось большое строительство. В этом домишке, построенном в незапамятные времена, жил бездетный крестьянин с женой. Родители его давно умерли, а старший брат постригся в монахи и стал впоследствии братом-казначеем Кожеозерского монастыря, который находился на Кожозере, в нескольких десятках вёрст от Прилук. Накопил ли денег крестьянин или помог ему брат - монах, о том история умалчивает, но на месте старой избушки вырос двухэтажный пятистенок на восемь комнат с большим хлевом и сеновалом, широким взвозом, ведущим на второй этаж сарая, чтобы можно было возить сено на сеновал прямо на лошади.

Имена братьев канули в лету, но память о них жива и поныне - большой красивый дом в центре села. Его белые филёнчатые двери, углы, обшитые строганными досками, окрашенными в розовый и голубой цвет, радуют глаз, над чердачным окном нарисованы жёлтые звёзды на синем небе, а по бокам этого окна на белом фоне голубые вазы с цветами. Дом выглядит очень нарядно.

Как счастливы были супруги, когда строительство дома было закончено! Они были уже не молоды, но ещё полны сил, держали скотину, жили на первом этаже, в «зимней половине» дома, туда было легче носить дрова и воду, ближе ходить в хлев. На втором этаже дома из обстановки у них стоял стол и лавка в большой передней комнате. Они часто ходи¬ли туда по вечерам, садились на лавку рядышком и смотрели в окно за реку. Там закатное солнце окрашивало в розовый цвет купол маленькой часовенки и отражалось в окнах домов небольшой деревеньки Хаялы. Из окон их старого низенького дома другой берег реки не был виден. Наверное, в те минуты они были по-настоящему счастливы.

Улица Архангельская была главной улицей села Прилуки, она проходила мимо большой деревянной пятиглавой церкви Рождества Христова, в некоторых домах на этой улице на первых этажах располагались лавки, двери которых теперь заколочены, но сохранили старинную роспись и резьбу, на одном из домов до восьмидесятых годов прошлого века ещё сохранялась проржавевшая табличка, на которой с трудом можно было прочесть название улицы.

Первый ряд домов в селе располагался вдоль реки Онеги, эта улица не имела названия, за ней параллельно реке шла улица Архангельская, далее, также параллельно реке, - третья улица, также не имевшая названия.

От улицы Архангельской вверх по Онеге растянулась улица, имевшая название «На горы», так как имела небольшой подъём.

От улицы Архангельской в направлении деревни Залесье, находившейся в половине версты к югу от Прилук, просматривалась улица, имевшая смешное название Гуляиха, на ней проходили деревенские гулянья. Вверх по течению Онеги, в четырёх верстах от Прилук, за речкой Шомокшей, впадающей в Онегу, располагалась крошечная деревенька в семь дворов под названием Прилукский Погост, или, в просторечии, Погостище. Между Погостищем и Прилуками раскинулся огромный заливной луг, или «наволок», как называли его в селе, там косили сено.

Ниже по реке от Прилук, при впадении речки Кернешки в Онегу, стояла деревенька с одноимённым названием Кернешка. В наше время от того селения не осталось и следа, говорят, там жили зажиточные крестьяне, имевшие водяную мельницу на Кернешке, все они были раскулачены и сосланы, дома их разорены, от мельницы остались одни сваи в реке. За Кернешку теперь даже охотники не ходят, место странное, гиблое, несколько смельчаков, отправившихся туда, не вернулись, и поиски не дали никаких результатов. Бытует мнение, что там обитает росомаха, которая строго охраняет свои владения.

Село Прилуки, по преданию, было построено новгородцами, вытеснившими с берегов Онеги чудские племена. Поэтому и название Прилуки звучит привычно нашему слуху, в то время как окрестные реки, озёра и селение носят непривычные для нас названия: Пачепельда, Фёхтальма, Хачела, Хаяла, Пияла, Канзапельда, Пирзопельда, Шомокша, Чёшьюга, Мудьюга, Андозеро, Воймозеро, Кожозеро. Поселения, основанные на Онеге новгородцами, носят славянские, привычные нашему слуху названия: Клещёво, Карамино, Порог, Посад, Кодино, Медведево, Городок, Турчасово.

По легенде, новгородцы сплавили несколько брёвен вниз по реке, на том месте, где эти брёвна «прилучило», прибило к берегу. По верованиям новгородцев, место, где прилучает лес, плывущий по реке, обладает особенной силой. Да и со стратегической точки зрения место хорошее, село с трёх сторон омывается реками, по местному говору «стоит на острову», что создаёт естественную защиту от врагов. В начале XVII века эти земли подверглись нашествию «литовских людей», опустошавших окрестные селения.

Видимо, существование естественных водных преград с трёх сторон и труднопроходимых лесов и болот с четвёртой стороны позволило селу разрастись и разбогатеть. Первое письменное упоминание о нём в документах Кожеозерского монастыря относится к 1606 го¬ду. Первую деревянную церковь в Прилуках построили на берегу Онеги в 1647 году в честь Покрова Богородицы, в 1700 году рядом возвели Христорождественскую церковь, а в 1791 году построили ещё одну, в честь святого Климента с верхним Троицким храмом. Приближаясь к селению со стороны реки, можно было увидеть три величественных храма, возвышавшихся на берегу реки.

Храмы эти были во всей красе видны из окон дома, о котором я веду свой рассказ, ведь находился он от них всего в двухстах метрах. Виден был и пожар, случившийся 26 июня 1864 года, тогда, во время грозы от удара мол¬нии загорелась одна из церквей. Всем селом пытались потушить пожар, выносили иконы и церковную утварь, но тщетно, все три храма сгорели.

Крупный Прилукский приход, состоявший из 16 деревень, насчитывавший 3010 человек при 525 дворах, остался без приходских храмов. Службы проводили в каменной кладбищенской церкви в честь Феодосия Тотемского, 1828 года постройки.

На постройку новой приходской церкви средства собирали всем миром, и в 1865 году на месте сгоревшего деревянного тройника заложили деревянный храм в честь Рождества Христова, значительную часть средств внесли зажиточные крестьяне прихода. Новый храм решили не строить на старом месте, его воз¬вели в ста метрах от пожарища, надеясь, что это убережёт святыню от горькой участи его предшественниц.

Жизнь в селе шла своим чередом, и всё бы хорошо, но наступил октябрь 1917 года, в стране свершилась революция, её отголоски не сразу докатились до затерянной северной глубинки, но, когда началось повальное раскулачивание, село опустело.

Хозяина дома, о котором ведётся рассказ, признали кулаком, выслали вместе с женой, выслали их соседей - трёх незамужних сестёр, у которых был такой же большой новый дом, половина жителей улицы Архангельской вынуждена была оставить свои дома и хозяйство и отправиться в далёкие края. Не помогло даже заступничество влиятельных сельчан (уроженец села Прилуки Иван Семёнович Томилов был депутатом III Государственной думы от Архангельской губернии, работал в волостном правлении у себя на родине. После 1917 года был избран председателем Мурманского Совета, затем участвовал в работе органов местного самоуправления в Онеге).

Так, в 1920 году население села Прилуки составило всего двести шестьдесят два человека.

Второй этаж дома, построенного братьями в начале века, был отдан члену комбеда Мошину, на первом этаже поселилась его замужняя сестра Прасковья Ивановна.

Вскоре в передних двух комнатах второго этажа открылось почтовое отделение, в оконных рамах просверлили отверстия для телефонных и телеграфных проводов.

В период коллективизации в селе организовали колхоз имени Молотова, селяне построили конюшню, свинарник, ферму. Потом началась война. На фронт ушли двадцать прилукчан, и только трое вернулись с войны.

В 1946 году в Прилуки приехал мой прадед Василий Алексеевич Дурнев с женой Марией Васильевной и дочерью Машей семнадцати лет от роду, он купил второй этаж дома, помещение, где находилась почта, а почтовое отделение перекочевало в соседний дом, из которого в двадцатых годах выселили трёх сестёр. Василий Алексеевич устроился работать бакенщиком, жена вела хозяйство, дочь, окончив курсы, работала счетоводом в сельпо.

Эта маленькая семья после долгих скитаний обрела наконец свой дом. Почти шестнадцать лет они переезжали из деревни в деревню, пытаясь спастись от преследований...

Старый дом (Текст) / Владимир Илязов // Двина. - 2014. - № 1. - С. 107-109.

Владимир Илязов






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2019-08-26





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Холкина Надежда,  E-mail: holkina.nady853@yandex.ru


Спасибо за интересный рассказ о доме Дурневых. Помню, в начале 60-х там жила семья, девочку - школьницу звали Валя Аннина, интересно - это потомки Дурневых?







Ваше имя: Ваш E-mail: