Публикация № 641Соловецкие острова    (рубрика: Разное)

Первые Соловецкие узники

В Соловецком монастыре узники содержались с начала 16-го века. Сюда ссылались расстриженные священники и монахи, нераскаявшиеся старообрядцы ("раскольники"), отпавшие от православия миряне, богохульники (среди них было немало сумасшедших), убийцы, приговорённые не просто к тюремному заключению, но и к покаянию и смирению в тяжёлых монастырских работах, и, наконец, политические преступники. Сроки заключения были огромные, практически пожизненные. Некоторые арестанты маялись по 20-40 лет, а то и больше. Привозили их с гербовыми листами, именными указами архимандриту. В них прописано было, как именовать и как содержать присланных: в железах ли, в затворе или с братией купно, с именами или безымянно. Случалось, что имена их самому архимандриту известны не бывали, а в листах значилось: "указанные персоны".

Сохранившиеся имена узников 16-18 столетий на ступенях соловецкой темницы:

Первые Соловецкие ссыльные:

Сильван был сторонником нестяжательства и последователем Максима Грека.

Артемий Троицкий также пострадал за нестяжательство. Ему были уготованы весьма суровые условия заточения. В грамоте при ссыльном игумене писалось:

"Пребывати же ему внутрь монастыря с великою крепостью и множайшим хранением, заключену ж ему быти в некоей келье молчательной, да яко и тамо душевредный и богохульный недуг от него ни на единаго же да не распространится, и да не беседует ни с кем же, ни с церковными, ни с простыми того монастыря или иного монастыря мнихи".

Однако из тюрьмы Артемий сбежал (это был первый и единственный удавшийся побег из Соловков). В 1555 году он объявился в Великом княжестве Литовском и получил там известность как ревностный защитник православия и обличитель протестантизма.

Авраамий Палицын (в миру Аверкий Иванов сын Палицын) родился в середине 16-го века в старинной дворянской семье. До ссылки на Соловки состоял на царской службе. В 1594 году был освобождён из заточения; с него были сняты все последствия опалы. В Смутное время вместе с архимандритом Дионисием написал послание “окружное” к князю Дмитрию Пожарскому, призывая на борьбу с поляками. Активно участвовал в освобождении Москвы (1612), в поставлении на царство Михаила Романова. Увековечен в Памятнике Тысячелетия России (г. Великий Новгород).

Сильвестр родился в Новгороде в семье небогатого священника и избрал духовную карьеру. Из Новгорода перебрался в Москву и получил место в кремлёвском Благовещенском соборе. Был духовным наставником молодого Ивана Грозного. В 1560 г. после возникших слухов о мифической причастности Сильвестра и Адашева к смерти царицы Анастасии Захарьиной (первой жены Ивана Грозного) был удалён от двора, сослан в Соловецкий, а оттуда – переведён в Кирилло-Белозёрский монастырь, где принял постриг и стал иноком Спиридоном. В русской истории известен как церковный, политический и литературный деятель. Умер около 1565 года в Вологде. Увековечен в Памятнике Тысячелетия России (г. Великий Новгород).

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещёный татарин; состоял на службе у Ивана Грозного. По причуде последнего был временно "назначен" великим князем всея Руси. Когда же время "причуд" вышло, получил от царя истинного (Ивана) в управление Тверь да Торжок, и был выслан из Москвы.

После смерти Грозного претерпел несчастья немалые: лишение сана и имения; ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь (там же принял постриг и стал иноком Стефаном), затем отправлен на Соловки. На Соловках под строгим надзором пробыл шесть лет, по прошествии которых переведён в Кириллов. В Москву вернулся при Романовых. Несчастный слепой старец остаток дней своих провёл в забвении и одиночестве. Похоронен в 1616 году в Симоновом монастыре (нынче на месте захоронения стоит Дворец культуры ЗИЛ).

Арсений Грек. Родился около 1610 года в еврейской семье, принявшей христианство, по одним источникам в Солуни, а по его собственным словам, в турецком городе Трикале. Трижды отрекался от православия, "ища мудростисти бесовския от врагов Божиих". Учась в Италии, он принял католичество, попав в Константинополь вернулся в православие и стал монахом, но вскоре перешёл в мусульманство, оказавшись в Молдавии и Валахии вновь стал православным, а попав в Польшу – перешёл в Униатство. Из Польши Арсений Грек перебрался в Киев, а оттуда в Москву. Здесь он, выдавая себя за православного, стал учителем риторики, но был разоблачён и сослан в Соловки для "исправления веры". Освобождён из заключения в 1652 году по распоряжению новгородского митрополита Никона. С восшествием Никона на патриаршество Арсений Грек занял видное место главного справщика церковных книг на Московском печатном дворе. Вскоре исправление церковных книг легло в основу никоновской реформы, - реформы, которая внесла раскол в русское православие, и против которой восстали соловецкие иноки.

Тот самый Мещеринов, которому было приказано усмирить восставшую против никоновской реформы соловецкую братию. Приказ он выполнил, но вместо награды его ждал суд. Ещё во время осады шли в Москву доносы с обличениями его в насилиях. По взятии монастыря Мещеринова обвинили в краже монастырской казны и заточили в тюрьму. Но дело кончилось благополучно, его освободили.

Ефим Васильевич Мещерский. В чем именно состояли "противности благочестию" со стороны опального князя, остаётся загадкой. В ссыльном указе от 15 января 1722 года, подписанном председателем канцелярии тайных розыскных дел Петром Андреевичем Толстым, об этом ни слова не сказано. Но известно, что Ефим Васильевич Мещерский увлекался хлыстовством и всячески покровительствовал этому движению. Кроме того, он принадлежал к противникам Петровых преобразований.

Сам Пётр Андреевич Толстой не избежал участи Мещерского: спустя пять лет после подписания указа о ссылке опального князя, он тоже стал узником Соловецкого монастыря.

Граф Толстой Пётр Андреевич (1645 г.) родился в семье воеводы. Поначалу числился на военной службе при отце, вскоре стал стольником при дворе, проявил себя на дипломатическом поприще, сумел добиться расположения Петра I и был поставлен во главе тайной канцелярии. После смерти Петра вместе с Меншиковым содействовал воцарению на престол Екатерины I, но впоследствии разошёлся с ним в вопросе выбора её преемника. В результате дворцовых интриг вместе с сыном был сослан на Соловки как "особо знатный секретный узник". Заключенным была запрещена переписка с родными, общение друг с другом и с монастырской братией, отказано в посещении церкви.

Князь Долгорукий - ещё один "особо знатный секретный узник". Был доставлен на Соловки в сопровождении 15 солдат во главе с капитаном М. Салтыковым с предписанием: "Никого из посторонних к нему в келью не допускать. Бумаг и чернил не давать и писем никаких ни к кому писать ему не велеть. А когда он потребует писать в дом свой о присылке к себе для пропитания запасов и о прочих домашних нуждах, а не о посторонних делах, тогда, дав ему бумаги и чернил, велеть писать при капитане и смотреть того, чтоб кроме тех домашних нужд ни о чем не писал". Долгорукому позволялось иметь при себе пять слуг из крепостных, носить свою одежду и есть на посуде из серебра.

Пётр Иванович Кальнишевский - участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов (за храбрость был награжден золотой медалью с бриллиантами). Состоял в приятельских отношениях с князем Григорием Потёмкиным. 4 июня 1775 года при разгроме Сечи царскими войсками был арестован и по предложению Потёмкина сослан "на вечное содержание под строжайший присмотр" в Соловецкий монастырь. Пробыл в заточении вплоть до восшествия на Российский престол императора Александра Павловича.

В монастыре передавалась легенда: по восшествии на престол нового царя выяснилось, что Кальнишвский - невинный страдалец. "Царь, освободив его, захотел чем-либо вознаградить за перенесенные страдания и приказал спросить Кальнишевского, чего он хочет себе в награду.

- "Стар я стал", - отвечал Кальнишевский: " мирские почести меня не прельщают, богатство мне не нужно; не прожить мне и того, что у меня есть, одна у меня забота: приготовить себя к будущей жизни, а нигде я этого не сделаю так хорошо, как в сей святой обители; потому первая моя просьба дозволить мне дожить свой век в Соловках, а вторая просьба, если царь-батюшка хочет меня пожаловать, пусть он прикажет выстроить для преступников настоящую тюрьму, чтобы они не маялись, как я, в душных казематах крепости." (Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI – XIX вв. )

Платон Иванович Мусин-Пушкин (1698). В разные годы был: посланником в Гессене, Дании, Франции; губернатором в Смоленске, Казани, Эстляндии; президентом Коммерц-коллегии. В 1740 - арестован по делу министра А.П. Волынского, лишён чинов, знаков отличия, графского достоинства, приговорён к "урезанию" языка и сослан в Соловецкий монастырь. Проведя менее двух месяцев в холодном и сыром каземате тяжело заболел. По болезни получил снисхождение - был освобождён и сослан в Симбирский уезд, в одно из дальних имений своей жены. Императрица Елизавета Петровна велела простить Мусину-Пушкину его вину (которой и не было), но к делам не определять. Всеми забытый, он умер вскоре после этого.

Добрейшей души человеком был Платон Иванович, - о том сохранилось свидетельство Абрама Петрова (Арапа Петра Великого). Знаменитый предок А. С. Пушкина, будучи на учёбе во Франции, пребывал в нищете и долгах. В своих письмах к секретарю императора он писал о своём бедственном существовании, добавляя: "ежели бы здесь не был Платон Иванович, то я бы умер с голоду. Он меня по своей милости не оставил, и я обедал и ужинал при нем все дни".

Отец Платона Ивановича - Иван Алексеевич Мусин–Пушкин тоже был узником Соловецкого монастыря. Умер он в заточении задолго до ссылки сына - в 1729 году. При Петре I Иван Алексеевич сделал блестящую карьеру и был возведен в графы. Пётр благоволил ему и называл "братцем" (ходили слухи, что Иван был внебрачным сыном царя Алексея Михайловича). На Соловки попал по интригам Меншикова.

Среди узников Соловков были и Пушкины.

(по поводу надписи на табличке: если верить генеалогическому древу Пушкиных, то среди прадедов Александра Сергеевича не было ни Сергеев, ни Михаилов. Возможно "бывший Пушкин" и был родственником поэта, но из тех, о которых говорят - "нашему забору двоюродный плетень")

В 1769 году Екатерина II выпустила в обращение первые в России бумажные деньги - ассигнации, а спустя всего три года была поставлена точка в первом в России уголовном деле о подделке этих ассигнаций. Следствием руководила сама Екатерина II, а фальшивомонетчиками были братья Сергей и Михаил Пушкины.

Императрица, лишила братьев дворянства и чинов, и распорядилась "публиковать во всей империи, чтоб обоих сих преступников нигде и ни в каких делах не называть Пушкиными, но бывшими Пушкиными". Подделка денег в 18 веке каралась смертной казнью, однако императрица пощадила фальшивомонетчиков. Михаила сослали в Тобольск. Сергея заточили в крепость заполярного города Пустозерска Архангельской губернии, откуда в 1781 году перевезли на Соловки.

О Павле Исааковиче Ганнибале точно известно, - он внук "арапа Петра Великого" и двоюродный дядя Александра Сергеевича. Был офицером флота, затем служил в гусарах и отличился во время Отечественной войны 1812 года. Гремучая смесь африканской страсти и широкой русской души; бесшабашный кутила, но человек редкого, честного и чистого сердца. Чтобы выручить друзей из беды, помочь нуждающимся, не жалел ничего. Был наказан за то, что осудил жестокую расправу над декабристами. Сначала его сослали в Сольвычегодск (Архангельская обл.), где он, купив пушку, выкатывал её из окна и палил по воробьям, чем приводил в ужас местных жителей. Брал деньги в долг и не отдавал, "часто выражения употреблял гордые и дерзкие", произносил "отчаянные речи".

В 1827 году, по высочайшему повелению, прислан был в Соловецкую тюрьму за буйство и дерзкие поступки. Бедняга не представлял, что его ожидает в Соловках. Когда его заключили в тесный "чулан", он пришел в бешенство, бился в безумной попытке вырваться из этого чулана, "в котором особо один был запертым". В состоянии какого-то исступления он пробыл две недели, а потом утих и с тех пор вел себя смирно в чулане. Через два года положение узника улучшилось. Хлопотам жены он был освобожден и умер в Луге в 1841 году.

Критский Михаил (1809-1835), студент Московского университета, один из основателей тайного революционного кружка в Москве в 1826—27 годах. Кружковцы считали себя продолжателями дела декабристов, обсуждали возможность цареубийства и обращения к народу с прокламацией, пытались вести революционную пропаганду среди чиновников, солдат и студентов. В 1827 году Михаила Критского арестовали и как "изобличенного в соучастии в злоумышленном обществе" (по делу декабристов) сослали в Соловецкую тюрьму. После шести лет пребывания на Соловках он был отправлен в действующую армию на Кавказ, где и погиб в бою с горцами.

До конца 18-го столетия века в монастыре не было специальных тюремных построек. Местом заточения служили каменные "мешки", камеры и ямы, существовавшие в стенах и внутри башен Соловецкой крепости со времён её постройки.

В Корожной башне, вдоль внутренних её стен, были устроены "уединенные тюрьмы" - каменные мешки величиной 2,15 на 2,2 метра. Окна в такой камере были очень узки и почти не пропускали света и воздуха. вечный полумрак, сырость и холод. Помещали сюда, как правило, сосланных "на вечное содержание под строжайший присмотр".

Белая (Головлёнкова) башня и примыкающее к ней Сушило, так же как и Корожная башня, использовались для заточения ссыльных. Но камеры здесь были чуть просторнее - 6,5 на 2,2 м.

На первом ярусе Сушила находились страшные казематы, настоящие каменные мешки, в которых годами содержались узники.

В 19 веке казематы в башнях уже не использовались - на территории монастыря для узников было оборудовано большое тюремное здание.

В конце столетия русская общественность и пресса заговорили об освобождении лиц, содержащихся в Соловецкой тюрьме, и необходимости как можно скорее покончить с практикой ссылки осуждённых в монастырь как с давно отжившей средневековой формой наказания. И дело пошло. В 1886 году на Соловки прибыл главнокомандующий войсками Петербургского военного округа Великий князь Владимир Александрович.

Обнаружив, что число арестантов невелико, он распорядился вывести с острова воинскую команду, в обязанности которой было караулить узников. Окончательному упразднению Соловецкой тюрьмы не мало содействовал военный министр Алексей Николаевич Куропаткин. Он лично посетил Соловки летом 1902 года. В итоге в 1903 году состоялась передача правительством тюремных зданий в собственность Соловецкого монастыря. В прежней тюрьме была устроена больница с церковью, а к больнице, по распоряжению Куропаткина, прикомандирован (с ежегодной сменяемостью) военный врач.

Казалось, Соловки навсегда перестали быть местом ссылки. Но не случилось. Пришедшая на смену монархии власть Советов вновь сделала острова местом изгнания неугодных.

Источник:

http://n-elena.livejournal.com/90812.html






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2014-10-30





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: