Публикация № 656Онега    (рубрика: Разное)

© Николай Паульс

От простого к сложному

История - как наука, нам объясняет, что всё человечество развивалось поступательно, от простого к сложному. В любой отрасли сначала производились изделия при помощи простейших инструментов, затем инструменты совершенствовались, производственный процесс механизировался. Весь этот процесс можно проследить, изучая каменные памятники г. Онеги.

Рассмотрим памятник «Жертвам интервенции» установленный по разным источникам 1919-1920 г.г. И что мы видим?

Качество изготовления примитивно. Грани не ровные, линии криволинейные, плоскости не отшлифованы. Трудно установить каким образом он изготовлялся? Похоже на камень-гранит! Но может быть и Известняк. При установке таблички, при сверлении, высыпались отходы в виде белого порошка. Памятник сильно залит краской, что и вызывает затруднения в исследовании.

Там же у собора стоит памятник В.И. Ленину. Установленный в 1925 г.

Он сложен из трёх гранитных блоков, вот их мы и рассмотрим. Углы гранитных блоков не острые, имеют фаску в несколько мм. Оно и понятно материал очень плотный, и две плоскости свести в одну нитку невозможно. На взгляд видно, что грани не ровные. Так же у среднего куба, сверху у всех четырёх углов, сверху на несколько см. снята фаска шириной 3-4 см. Предположительно на одном углу во время работы произошёл скол, тогда сделали фаски на всех четырёх углах, чтобы не браковать весь блок. Плоскости кубов не ровные и очень плохо шлифованные. Памятник изготовлялся вручную.

Далее рассмотрим памятник А.О.Шабалину.

Точнее его постамент, установленный в 1951г. Он состоит из трёх блоков и поставки. Качество изготовления намного лучше, чем у первых двух памятников. Скорее всего, постамент изготовлялся не в г. Онеге. И уже не вручную, а при помощи механизмов, что подтверждает качество шлифовки плоскостей, сами плоскости кубов смотрятся идеально, ровно. Только углы ещё не острые, имеют фаску примерно 2 мм. Но зато нижняя подставка она изготовлена из другого материала, имеет не красноватый, а зеленоватый цвет. Вот у неё углы острые и овальные, плоскости выполнены безукоризненно, такое впечатление, что её сделали другие мастера, либо на другом оборудовании, чем основные блоки.

Далее рассмотрим могильные надгробия, которые изготовлены из гранита и установлены на новом кладбище, и что мы видим?

Рёбра у плит острые, плоскости ровные, шлифовка отличная. Оно и понятно всё это изготавливалось в наши дни, в г. Северодвинске в каменнорезной мастерской, с помощью современных технологий. Все так и должно быть согласно теории «от простого к сложному».

Но давайте сходим к нашей, Свято-Лазаревской церкви и рассмотрим сохранившиеся надгробия 18-19 в.в. И что мы видим? На могилах лежат плиты, возможно известняк. По виду тесались вручную, но может и пилились. Сохранился ряд памятников, часть из них стоит, а часть лежит. Скажу сразу, двух одинаковых памятников я не нашёл. Памятник купцу Воробьёву, скончавшемуся в 1906 г.

Самый большой сложен тоже из нескольких частей, но плоскости подогнаны очень качественно. На памятнике много острых граней, также есть грани с небольшой фаской, очень много закруглений, в виде декоративных колонн. По виду, выполнен из гранита. Но как отшлифован и чем покрыт, не понятно.

По такому же образцу стоит памятник у самой церкви, так вот на одной из плоскостей со стороны тропинки, есть отслоение шлифовки, такое впечатление, что памятник покрыт материалом с распылителя, либо чем-то залит, отслаивается как штукатурка.

Возьмём для сравнения фото стел египетских фараонов, которые выполнены из гранита, и что мы видим?

То же самое отслоение верхнего слоя-штукатурки. Как у нас в Онеге так и в Египте верхний слой очень качественный, а внутренний значительнее слабее, возможно это каменное литьё, биополимерный бетон. Потому как камень однороден , как внутри так и снаружи и может только скалываться , а не облезать в виде старой кожи. Я предполагаю, что технология изготовления памятников одна и та же. Только у нас штукатурку чернили и так полировали, что даже через 100 лет во время фотографирования на одном из памятников, я увидел отражение своей руки.

А в Египте слой штукатурки намного толще, сделан чисто под гранит, на нём выдавлены надписи и рисунки.

Я спрашивал в г. Северодвинске. Возможно ли сделать памятник такой сложности? Говорят - сегодня возможно, но очень сложно и очень дорого. А таких памятников из бело-голубого мрамора, в д. Пияла, я видел пять шт. Предположим, что в земле есть и ещё. Да и в Онеге памятников разной сложности около десятка. Значит, для наших предков это было изготовить не сложно и купить возможно.

Рассмотрим мраморные памятники Корчажинскому 1876 г.

и Садыриной 1895 г.

Они по сложности разные, но интересно тут другое! Памятники сумели изготовить, вырезать из мрамора, а вот надписи уже не смогли вырезать, их выбивали. Может быть, памятники изготовлялись отдельно от надписей и разными мастерами.

Но самый интересный памятник установлен путешественнику Смоленской губернии Прудникову, скончавшемуся в 1858 г.

Это гранитный блок длиной более 1,70 м. весом 1,5 т. Плоскости идеально ровные, с отличной шлифовкой, углы и грани острые. Сверху на крышке, в виде декора, выполнено закругление в идеальном исполнении, по образцу подставки памятника Шабалину.

Надписи и орнамент вырезаны, а не выбиты.

Далее это надгробие кто-то пытался превратить в валун, срубались грани и рисунки, но не доделали и бросили.

Есть ещё одно интересное надгробие Мутовкину, захоронен в 1897 г.

Оно выполнено из бетона, отливка отменная,

все плоскости и грани выполнены очень качественно, да и сам материал достоин похвалы, раз через 117 лет находится в отличном состоянии.

А вот взять памятник «Персею» 1979 г.

По качеству изготовления и сохранности выглядит на много печальнее, и сильно уступает надгробию Мутовкина.

И, что же получается, в 21 в. у нас появляются такие возможности, технологии и знания, какими пользовались наши предки 150-200 лет назад. Провал в последовательности совершенства знаний и технологий, мы наблюдаем во втором десятилетии 20 в.

Возникает вопрос, что происходило в это время, почему с таким ожесточением разрушались не только церкви, но и сами кладбища, крушились могилы и надгробия, стирали саму память о прошлых поколениях, о наших предков, что заставляли нас забыть? И такое происходило по всей России…

Считаю, что у нашего народа было великое и большое прошлое, надо только остановиться и оглянуться вокруг, и начать восстанавливать по крупицам то, что сохранилось, и тогда мы сможем узнать и вернуть себе настоящую правду о нашей земле и о наших предках.

© Николай Паульс






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-10-10





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ирина,  E-mail: pb29@list.ru


очень интересная статья. хотелось бы больше узнать о технологиях изготовления каменных плит прошлого и настоящего, провести сравнение, сделать выводы. можно организовать семинар в нашей библиотеке, на тему каменных памятников. был подобный семинар про онежский лес, почему он такой молодой. давайте порассуждаем на тему камня. ????




,,,,,,,,,,,,,,,  E-mail: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Жаль, что здесь не добавить фотографию. Смотрите размышления в фотогалерее Соловков.







Ваше имя: Ваш E-mail: