Публикация № 660Нименьга    (рубрика: История в лицах)

Александр ШИРШИКОВ

Пономаревы из Нименьги

11 марта 1981 года, в день 200-летия Онежского морского порта, открыт монумент в честь прославленных мореходов Прионежья. Дважды повторяется на обелиске одна фамилия - Пономарев. То, что Поморье дало России множество талантливых штурманов и капитанов, признано всеми историками и исследователями Русского Севера. Не является исключением и поморская деревня Нименьга.

На родине полярных капитанов.

В переводе с угро-финского "Нименьга" означает "извилистая река". Впервые это название обнаружено в каргопольских летописях середины XVI века. Экспедиция "Северного рабочего" прошла около шести километров от устья этой действительно необычайно извилистой реки до старинной деревни с одноименным названием. Дно у этой речки вязкое и глинистое - по малой воде, уйдя дальше по дну отступившего с отливом моря, мы форсировали ее.

Здесь сохранилась Спасо-Преображенская церковь 1878 года. Храм двухэтажный, в нем четыре престола. Деревянные купола, когда-то зеленые, дожди и ветра выбелили, средняя маковка рухнула на землю. В церкви царит запустение, полумрак, селяне теперь здесь хранят сено. Четырехъярусная колокольня постройки 1892 года "падает", как Пизанская башня, и век ее, видимо, недолог: железный крест на шпиле все более клонится к земле.

Когда- то здесь проходил старый Колежмский тракт - "осударева дорога". Мы зашли попить воды в дом к старожилу Л.Е. Завьялову. Леонид Егорович хорошо помнит историю деревни, где проходила дорога:

- Еще в финскую войну по старому тракту, он как раз по деревне проходил, машины к фронту шли. Моста через реку не было - вброд переправлялись. Аккурат возле нашего дома машины и шли - пацаном бегал смотреть. А еще раньше - отец рассказывал - вдоль моря дорога была, так через реку даже паром ходил. Большая была деревня. Две школы. Здесь и катерник Шабалин, дважды Герой, учился: в его-то деревне, Юдмозеро, школы не было. А теперь не то: ледоход вот был по Нименьге - совсем без треска, да и море стало не то - дно жидкое. И змей развелось. И медведей много. Зато спутниковый телефон поставили - от Путина. А питание-то и не подключили.

- А где жили капитаны Пономаревы?

- Известная в Нименьге фамилия. Как из нашей деревни Бокино выйдете и мост через реку перейдете - там стоит деревня Верховье, вот по правой руке и будет дом Пономаревых.

Верховье наряду еще с семью сохранившимися до наших дней, входит в группу деревень, именуемых Нименьга.

Человек и пароход.

Дом Пономаревых, украшенный мемориальной доской, стоит чуть в стороне от главной дороги. Он основателен и крепок. Три знаменитых поморских капитана родились в нем.

Старший из братьев, Павел Акимович, родился 12 июня 1896 года. Для мальчишки из поморской деревни море было единственной мечтой и дорогой. С юношеских лет он начал плавать матросом на рыболовецких судах. Окончил мореходную школу в Кеми, "срочную" служил на Балтике и Севере. В 1919-м окончил Архангельскую мореходку и стал дипломированным штурманом. Судном, на котором совершил свой первый рейс штурман Павел Пономарев, был ледокол "Ленин". Конечно, не знаменитый атомный, а ходивший на угле. С тех пор судьба старшего из братьев была связана с ледокольным флотом страны.

Потом был ветеран ледокольного флота страны легендарный "Ермак". А потом и знаменитый ледокол "Красин" - на нем старший помощник капитана Пономарев в 1928-м участвовал в спасении экспедиции генерала Нобиле на дирижабле "Италия" (помните фильм "Красная палатка"?). Тогда наградили старпома Почетной грамотой ВЦИК и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1932 году Павел Акимович стал капитаном "Красина", а через два года на нем совершил переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции челюскинцев под руководством О.Ю. Шмидта. Почти 25 лет ходил Павел Пономарев капитаном транспортных судов на трассе Северного морского пути.

В годы войны капитан 3-го ранга Пономарев служил на вооруженном ледоколе "Иосиф Сталин", на ледоколе "Лазарь Каганович". Начальник Севморпути дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И.Д. Папанин писал: "Спокойная уверенность капитана Пономарева оказывала просто магическое воздействие на его помощников и экипаж. Даже когда у борта ледокола рвались бомбы, на судно пикировали бомбардировщики, он отдавал приказы, не повысив голоса, ходил и говорил не быстрее обычного".

После войны Пономарев был капитаном ледокола "Капитан Белоусов". В 55 лет Павел Акимович стал капитаном-наставником ледового плавания.

12 сентября 1959 года был спущен на воду первый в мире атомный ледокол "Ленин" - первым капитаном ледокола, спускавшим его на воду, был назначен Павел Акимович Пономарев.

Павла Акимовича не стало в 1970-м. Именем Пономарева был назван новый дизель- электроход ледового класса. Символично, что в марте 1976 года состоялся экспериментальный рейс: атомный ледокол "Ленин", первым капитаном которого был Павел Акимович Пономарев, обеспечивал проводку к мысу Харасавэй на Ямале дизель-электрохода, носящего имя своего первого капитана, - "Павел Пономарев". Именем прославленного капитана названы улицы в Мурманске и Архангельске.

Он тоже ходил на "Ленине".

Иван Акимович Пономарев на десять лет младше старшего брата. С тринадцати лет вышел в море. Сначала плавал юнгой, а потом матросом на торговых судах. В 1933-м окончил морской техникум и был назначен штурманом на ледокол "Ленин", с которого начал свой путь в большие льды старший брат. Потом Иван Акимович руководил инвалютной службой Северного морского пароходства, возглавлял Нарьян-Марский порт. А потом - война.

Пароход "Сорока", капитаном которого был Иван Пономарев, возил в Советский Союз грузы, поставляемые союзниками нашей стране по ленд-лизу. В 1942-м он выполнил сложнейший рейс из СССР в Исландию, а потом через Панамский канал во Владивосток. За этот рейс капитан Пономарев получил орден Красной Звезды. Потом всю войну возил грузы из Америки во Владивосток.

После войны Иван Акимович Пономарев ходил капитаном на теплоходах "Петровский", "Правда", "Поволжье", "Браславлес". Ему было присвоено звание "Лучший капитан Министерства морского флота", а затем и звание Героя Социалистического Труда. Он на шесть лет пережил старшего брата. Именем капитана Ивана Пономарева названы теплоход и улица в Архангельске.

Офицерские погоны Пономаревым к лицу.

Младший из капитанов Пономаревых Алексей Акимович родился в 1911-м. Дорогу выбирать не пришлось: она была проложена старшими братьями. Стал ходить на торговых судах в 18 лет матросом. В 1936 году окончил Ленинградский морской техникум и получил диплом штурмана дальнего плавания. Начал свою капитанскую эпопею с должности второго помощника парохода "Молотов", потом стал старпомом.

В годы войны офицер Пономарев служил на "гидрографе", тралил Балтику возле Моонзунда, "штурманил" на сторожевике, перебрасывал войска на ораниенбаумский плацдарм. Ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медали "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией" украсили грудь моряка-балтийца.

А после войны Алексей Акимович Пономарев служил старпомом на самом знаменитом у нас учебном корабле - "Комсомольце". В 1958-м его перевели поближе к малой родине - на Северный флот. В период, когда создавалось ракетное и ядерное оружие для отечественного флота, капитан 2-го ранга Пономарев служил на Новой Земле - главном ядерном полигоне страны. Жаль только, что полная героических событий жизнь офицера Пономарева продолжалась недолго - Алексей Акимович умер в возрасте 55 лет.

Три брата Пономаревых, три капитана из поморской деревни Нименьга положили жизни на алтарь Отечества, вписав свои имена в славную летопись Прионежья.

Северный рабочий / 22 сентября 2007 (151)

Александр ШИРШИКОВ






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2014-11-21





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: