Публикация № 687Онега    (рубрика: История края)

А.И. Ульянов

Судостроение в Онежском уезде



Первое научно-исследовательское судно "Персей"

К 260-летию со дня рассвета судостроения

Судостроение на Онежском прибрежье существовало издавна, до возникновения русской письменности. Торговые сношения славянских племен с Севером начались в VI веке. В VIII-IX веках смелые мореходы бороздили воды Белого моря, выходили в Баренцево и ходили к берегам Скандинавии и многим островам Ледовитого океана. С появлением новгородцев жители побережья Белого моря в XI веке получили толчок в развитии судостроения. Новгородцы начали строить здесь «городки» и заводить пристани, к которым, за долго до открытия Архангельского порта приезжали Датские и Нормандские мореплаватели (энциклопедия Леке, 1835 г. том 1).

Старейшими пунктами поморского судостроения являлись Подпорожье в устье реки Онеги, и поселения по Онежскому взморью, где главные «поделы», плотнища (верфи) были расположены в Унежме, Кушереке, Малошуйке, Нименьге, Ворзогоры, Лямце.

Первые сведения о строительстве морских лодей на Онеге появились в XV веке. Более ясные сведения о беломорском судостроении имеем с 1440 года, когда становятся известными в плавании по Белому морю монахи Соловецкого монастыря, а для этого необходимы были суда, которые как сообщал «Летописец Соловецкий», покупались по мере надобности у жителей Онежской округи Подпорожской волости. В то время в Подпорожье были зафрахтованы 4 судна для дипломатической экспедиции в Данию (1496), которые отправились затем из Архангельска.

«Колыбель с икони русского торгового флота», так называли некогда Онегу. Здесь с незапамятных времен на онежских «поделах» строили суда для архангельских, каргопольских, холмогорских купцов. Постоянными заказчиками онежских корабелов были Соловецкий, Николо-Корельский, Михайло-Архангельский, Пертоминский монастыри. В XVI веке появились верфи на Соловках, однако в 1578 г. Соловецкий монастырь по-прежнему посылал монахов покупать суда в Онеге. В приходно-расходных книгах Николо-Корельского монастыря за 1630 г. сохранилась запись: «Ездил на Онегу Ануфрей старец по лоции, две лодии деланы на Онеги...» В 1704 г. Соловецкий монастырь вновь купил « онежскую тесовую лодью»

Царскими Указами от 28 декабря 1714 г. и 28 декабря 1715 г. северные корабелы обязаны были строить только западноевропейские типы судов: гукоры, каты, флейты. На старых или, как называли «староманерных « судах разрешалось плавать два года, крайнем случае - три.

Петр I издает Указ от 1 марта 1719 г., в котором требует от поморов строить галиоты, гукоры, прамы, краеры, зверсы, а все староманерные суда (лодьи, кочи, соймы, карбасы) заклеймить и плавать на них без ремонта, до полного износа. Впредь староманерных судов не строить. В навигацию 1719 г. большинство этих поморских судов было заклеймено. На все эти парусники была составлена специальная опись. Таким образом, в начале XVIII века произошло насильственные насаждение на Севере западноевропейских типов судов, оказавшихся не приспособленными к суровым условиям полярных морей.

Указ 1730 г. позволил северным корабелам вернуться к строительству старых типов судов, что способствовало сохранению традиций и опыта при сооружении парусников, способных плавать в ледовых условиях Белого моря и Ледовитого океана. К началу XVIII века поморские кораблестроители в совершенстве освоили постройку судов. Парусники - лодьи («корелки» и «Двинянки»), кочи, соймы, шняки, карбаса.

Расцвет судостроения в Онеге начался с оснований лесопильных предприятий Шувалова и Гома. 1754 г. Граф П.И.Шувалов продал лесной промысел на Онеге купцу Гому. 1762 г. построил на реке Поньге и Подпорожье две верфи с 4-мя эллингами (с двумя водяными пильными о восьми поставах мельницами и пятью кузнецами).

Летом 1763 г. были уже спущены два судна «Де Вильям» и «Поньга». С 1761 по 1768 г. были построены 24 морских судна для перевозки за границу лесоматериалов.

В 1781 г. казна построила верфь на городской стороне Онеги, и в 1783 г. спущен первый купеческий корабль. Продолжалось строительство судов в Подпорожье, здесь были построены суда «Де Лондон», «Де Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн»; в 1768 г. построено специальное судно для экспедиции Ф.В. Розмыслова «Кочмара». Со стапелей верфи Гома спускали на воду не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух–трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Эти корабли охотно приобретались иноземными купцами и обратно не возвращались.

В конце ХVIII века купец И. Дьяков ежегодно отправлял на Мурман по 4-7 больших лодей и кочмаров. В ХVIII веке, кроме купеческого развивалось и крестьянское коммерческое судостроение. С 1770 по 1810 гг. строили суда судопромышленники и купцы: Влас Ермолин, Иван Комаров, Сергей Федорович Кулаков, Михелев, Дубленый.

С XVIII века в Онежском уезде широко было развито речное судостроение.

С половины ХIХ века судостроение в Онежском крае стало приходить в упадок, но не прекращалось. В 1883 г. для поморов был распространен льготный отпуск леса для постройки судов с тем, чтобы поддержать и развивать морские промыслы. 18 июня 1837 г. экспедиция академика Бэра зафрахтовала в Онеге судно «Святой Елисей» и отправилась на «Новую Землю» Строились суда и в поморских селах, так в 1890-е годы в Кушереке ежегодно строили одно мореходное и пять промышленных судов.

К 1896 г. судостроение вновь заметно оживилось, и было построено 13 шхун, 13 яхт, 28 клиперов. В начале ХХ века в Онеге вновь наблюдается спад судостроения, с 1900 по 1910 г. в Онежском уезде не построено ни одного судна первого разряда. В 1911-1912 г. в Малошуйке построена зверобойная шхуна «Андромеда». Судно «Персей» было последним в судостроительной деятельности, оно было спущено на воду в 1919 г.

В период Советской власти на Онеге строились только деревянные баржи на Рочевской верфи для перевозки экспортных досок на иностранные суда, лодки и карбаса для Онежской сплавной конторы, рыболовецких колхозов и других предприятий. Строили лодки и карбаса местные мастера для чиновников и жителей Онеги, района.

В сентябре 2004 г. в г. Онеге состоялось праздничное шествие, посвященное судостроению в Онежском уезде и Онеге, в рамках которого состоялась научная конференция о судостроении в нашем городе, присутствовали научные работники, мастера умельцы из многих городов России. У Дворца культуры был открыт Знак, в честь корабелов Прионежья и всего Поморья.

А.И. Ульянов






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2018-09-15





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: