Публикация № 711Тамица    (рубрика: История в лицах)

В.С. Георги

Капитан Леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ Спиридон Петрович

Родился 10.12.1885, в д. Тамица Онежского уезда Архангельской губернии – умер 10.1942, г. Архангельск

Один из первых капитанов на рыболовных судах тралового флота.

С 1905 года ходил в море матросом. Окончил мореходное училище в Балтийском порту (1907 год). С 1909 года – капитан траулера рыболовной фирмы Беззубикова. В 1916 году в Архангельске выдержал испытания на звание штурмана дальнего плавания.

В 1923 году на РТ «Треска» первым применил стрелу для подъема и спуска трала («стрела Леонтьева»). Открыл Колгуевский промысловый район (квадрат 211), склон Гусиной банки в Баренцевом море. Изготовил несколько

собственных моделей тралов («трал Леонтьева»). В 1932-1935 годах – инспектор Мурманского тралового флота. Затем снова возвращается на капитанский мостик. В 1936 году экипаж стахановского РТ-66 «Урал», которым он руководил, почти вдвое перекрыл план по добыче рыбы-сырца.

Скоропостижно умер от сердечно приступа, идя на службу.

ЗАЧИНАТЕЛЬ ТРАЛОВОГО ЛОВА

Из воспоминаний капитана С.Д. Копытова

Я хорошо знал и много лет работал со Спиридоном Петровичем Леонтьевым. Познакомился с ним в 1919 году в Порчнихе, когда он был капитаном траулера «Камбала». Это был исключительно скромный человек. Его трудно было вызвать на откровенный разговор. Для того чтобы Леонтьев разговорился, его нужно было задеть за живое. А единственное, за что он болел всей душой и чему отдал 23 года своей жизни, была работа тралового флота. Он часто повторял: «Эх, как мы мало знаем свое море, какие у нас еще несовершенные орудия лова, как мало механизированы процессы выборки тралов».

Спиридон Петрович Леонтьев первым открыл Колгуевский промысловый район, потом северо-западный склон Мурманского мелководья, и позднее – юго-западный склон Гусиной банки. Помимо освоения новых промысловых районов, Спиридон Петрович подробно изучил орудия тралового флота, им изготовлено несколько моделей тралов. Последней его работой был трал, названный тралом Леонтьева, который на испытаниях показал неплохие результаты, но война прервала работу по его изучению и не позволила довести дело до конца.

В 1923 году Леонтьев для облегчения выбрасывания за борт мотни и центральных бобинцев предложил поставить на траулерах стрелу около мостика. Многие тогда над ним посмеялись и не согласились с его предложением, полагая, что это испортит вид судна. Спиридон Петрович с помощью судовых умельцев судовыми средствами установил стрелу на траулере «Треска», на котором он в то время плавал, и начал применять стрелу в работе.

Когда все увидели, что это дело облегчило физический труд команды, ускорило спуск трала, начали устанавливать стрелы на других траулерах. Ее так вначале и называли «стрела Спиридона». Сейчас эта стрела вошла в быт работы с тралом, ее можно видеть не только на советских, но и на иностранных судах.

Газета «Рыбный Мурман», (№ 75 1960 года).

В.С. Георги






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-01-17





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: