Публикация № 713Кушерека    (рубрика: История в лицах)

В.С. Георги

Капитан Кононов

КОНОНОВ Иосиф Георгиевич (Осип Егорович)

Родился в 1883, в с. Кушерека Архангельской губернии – умер 07.1944, в г. Архангельск

Капитан-промысловик. С 1893 года – зуёк на парусных судах, после окончания мореходных классов в Сумском посаде (1901) работает и продолжает учиться в Архангельске – штурман, капитан рыболовных и транспортных судов.

С 1920 года – капитан на судах тралового флота. В 1937 году руководимый им экипаж РТ «Пеликан» добыл 51 тысячу центнеров рыбы – этот рекордный вылов среди судов АТФ оставался непревзойденным до 1952 года. Оставил рыбацкий труд в довоенное время по состоянию здоровья, стал пенсионером.

Во время Великой Отечественной войны написал письмо наркому А. И. Микояну с просьбой наказать врачей, которые не разрешают ему вернуться на капитанский мостик. Стал ходить в море на РТ «Пеликан». В промысловых районах, находившихся в зонах боевых действий, добивался высоких уловов. Только за пять военных месяцев 1941 года добыл почти 5 тысяч центнеров трески.

В последний свой рейс капитан Кононов вел траулер «Акула», промышлял у полуострова Канин. Возвращаясь в Архангельск, умер на капитанском мостике при подходе к порту.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Именем Кононова названы БМРТ Архангельской базы тралового флота, улица в Архангельске.

Мурманский поэт Владимир Семенов посвятил ему поэму «Смерть капитана Кононова», в которой есть такие строки:

Судно в воду по палубу врыто

и шатает его после длинных вчерашних валов.

Всюду рыба на нем: и в трюмах, и на палубе рыба,

и как рыба команда молчит, не глядит на улов…

Ох, ребята, ребята, сработали вы капитально,

Капитана блюли, понимая его с полуслов.

А вот как бы теперь разбудить своего капитана,

разбудить, оградить от подземных кладбищенских снов…

КАПИТАН КОНОНОВ

Из очерка директора музея АТФ О.И. Яковенко

…Иосиф был четвертым ребенком в многодетной семье из 11 человек. Жили тяжело.

Отец нанимался на сезон к рыбопромышленникам, мать занималась хозяйством. Детей с ранних лет приучали к труду. Сестры трудились по дому и в поле, братья выходили в море.

Уже в 10 лет Кононов служил зуйком на парусных судах у рыбопромышленников. Учиться мог только урывками, да и то в зимнее время. В 14 лет он окончил первые классы школы и поступил в морские классы. Четыре года изучал морские науки. Зимой учился, летом работал на парусниках, накапливая опыт.

В 1902 году Иосиф поступает в Онежскую мореходную школу на штурманское отделение. Учеба давалась хорошо. Парень имел судоводительские навыки, и его охотно брали на работу. После окончания Онежской школы была учеба в Архангельске, где он получил диплом штурмана. В это время здесь появляется купец Спаде, который имел паровые суда-траулеры. К этому рыбопромышленнику и подался Иосиф. Он хорошо уже знал промысловое дело, районы Белого и Баренцева морей, где ловилось много рыбы. У купца Кононов проработал до четырнадцатого года – до начала империалистической войны, а потом перешел в торговый флот.

Дни революции застали Иосифа Георгиевича на траулере купца Беззубикова. С открытием «Областьрыбы» в Архангельске Кононов без колебаний перешел работать в новую советскую организацию рыбной промышленности – траловый флот. С тех самых 20-х годов он и остался верен этой отрасли.

На траулере, которым командовал Кононов, сразу утвердились дисциплина и порядок. Он передавал свои знания и опыт экипажу, и как результат – всегда приходил в порт с полным грузом рыбы.

После перевода флота в Мурманск, Иосиф Георгиевич, как опытный капитан, был приглашен наставником для обучения молодежи создаваемого Мурманского тралового флота. Однако все помыслы помора были направлены в Архангельск.

Спустя несколько лет Архангельский тралфлот возрождается: поступают новые траулеры отечественной и итальянской постройки. Первым из новостроев был РТ-410 «Пеликан», которым стал руководить Иосиф Георгиевич. Благодаря его умению нацелить коллектив на выполнение плана, его знаниям промысловых районов экипаж «Пеликана» завоевал славу передовика. Одним из первых на флоте Кононов стал внедрять стахановское движение, а на судне был введен хозрасчет.

Настало время уходить на берег. Старый рыбак в море не ходил, но связи с флотом не прерывал. Часто бывал на судах, рассказывал, как лучше вести промысел, делился с молодежью секретами поиска рыбы. В родном коллективе Иосифа Георгиевича уважали, ему доверяли и ждали совета. Но недолгим был отдых капитана. Когда началась война с фашистами, Кононов твердо решил вернуться на флот – ловить рыбу для фронта и тыла, приближать победу над врагом. Он решил заменить тех моряков, что ушли воевать. Врачи не выпускали Иосифа Георгиевича в море, но ветеран был настойчив…

Более трех военных лет, руководимый им экипаж РТ, приходил в порт с выполненным или перевыполненным заданием. Фронту и тылу нужна была рыба, и моряки-северяне не жалели своих сил для помощи Родине. Промысел велся в исключительно трудных условиях: штормы, снегопады, обмерзания... Десятки раз судно попадало под бомбы вражеских самолетов и атаки подводных лодок, но это не останавливало экипаж. Рыбаки искали новые районы, богатые рыбой, и поднимали на борт полновесные тралы.

Уходя в очередной рейс в июле 1944 года, Иосиф Георгиевич чувствовал себя не вполне здоровым, но на берегу все же не остался. Возвращался РТ в родной порт с приспущенным флагом – отец-командир скончался на боевом посту – на капитанском мостике…

Газета «Рыбак Севера», (21 февраля 2002 года).

ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ

Из очерка журналиста, штурмана МТФ.В. Хряшкова

На мостик траулера «Пеликан» поднялся капитан Иосиф Егорович Кононов. Седой от прожитых лет, а может, от морской соли, оставившей свои следы за полвека рыбацких вахт, он уже согласился с жестоким докторским «вето» на свою дальнейшую службу, но тут вот она, война.

– Что же прикажете, сидеть на печи? На фронт не гожусь, но треску-то могу еще ловить, – доказывал флотскому начальству.

– В мирное время, Иосиф Егорович, может, и уступили бы. А теперь, сам понимаешь, с неба бомбы, пули сыплются, подлодки фашистов рыскают, да и мин теперь в Баренцевом море как гороха на поле.

– А, – махнул рукой Кононов, – с вами говорить бесполезно. Буду к своему наркому обращаться.

Старательно писал Иосиф Егорович письмо А.И. Микояну. Нарком удовлетворил просьбу ветерана. Кононова определили на «Пеликан».

Все было, о чем говорили ему в управлении флота: в море подстерегали вражеские субмарины, траулеры подвергались нападению с воздуха, подрывались на минах. Погиб при подходе к берегу траулер «Сельдь», был торпедирован «Енисей», спустя три месяца не стало еще нескольких судов.

Было такое грозовое на море время: куда хочешь – не пойдешь. Но Кононов, опытнейший рыбак, и в квадратах менее богатых, чем другие, но относительно безопасных, умело брал рыбу. Однако спокойно редко удавалось промышлять.

– Мастер, – командовал Кононов с мостика, завидев на горизонте вражеский корабль, – срочный подъем трала!

На полных оборотах рокотала лебедка, выбирая из воды тугие нити тросов. Траление, только начавшееся, шло насмарку. Но иначе нельзя: судно с орудием лова за кормой – легкая добыча врагу. Бывало, по нескольку раз в сутки играли тревогу.

Еще хуже приходилось, когда вахтенные докладывали:

– С правого борта курсовой… «мессершмитт».

Моряки прекращали обработку улова, занимали места у пулеметов. Огонь их не давал фашистам произвести прицельное бомбометание.

Иосиф Егорович понимал огромную ответственность за вверенных ему людей, за то дело, ради которого они подвергались смертельному риску. И он, старый человек, позволял себе только три-четыре часа отдыха. Чувствовал, сердце дает перебои, иной раз просто необходимо прилечь на узенький диван в каюте, но, переборов боль, оставался на мостике.

Снова ловил рыбу, осуществлял маневры траулера при опасности.

…В последний свой рейс капитан Иосиф Егорович Кононов вел траулер «Акула». Промышляли у полуострова Канин. Летом здесь хорошо идет пикша. И моряки быстро наполнили трюмы. Назад в Архангельск (Мурманский порт фашисты постоянно бомбили) шли с бодрым настроением. Полный груз – победа и для мирного времени. А сейчас победа была во много раз внушительнее.

Капитан, не глядя на морскую карту, знал: через сутки будут дома. Сколько здесь хожено-перехожено за пятьдесят лет. Каждый маяк, мыс, губа знакомы до последнего штриха. Думал, ошвартует судно у Красной пристани и даст отдохнуть сердцу. Вот и Двинский рейд. Еще миля, полторы… Но что это: ноги не держат, нестерпимая боль в груди! Ухватился за первую попавшуюся опору на мостике. А руки уже как чужие… Подбежавший помощник подхватил Иосифа Егоровича.

– Вот и все, парень, – едва выговорил капитан…

Газета «Рыбный Мурман», (№ 118 1974 г.).

В.С. Георги






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-01-17





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: