Публикация № 731Онега    (рубрика: История края)

В. Шубин

Главный проспект

Что ты знаешь, онежанин, о проспекте Ленина? Самый длинный? Верно, семь с половиной километров, только он, добавим, пересекает весь город. По нему проходит автобусный маршрут, он первым оделся в бетон, на нем начались онежские «черемушки»? Тоже верно, а еще что? Пожалуй, все? Не много. Но, столько же знал и я, пока не прошел из конца в конец, не встретился с десятками людей. Хочешь, повторим этот путь вместе?

1.

Теперь уже никому неведомо, кто, где и когда построил на окраине Онеги первый дом и, сам того, может быть, ни подозревая, дал начало захо¬лустной улице Загородной - матери проспекта. А вот дом, который открывал ее в год Великого Октября, старожилы укажут. Он стоит на углу улицы Рассказова под номером 19. Построил его перед первой мировой войной работящий печник Семен Дмитриевич Коновалов.

В старом, осевшем и почерневшем от времени, но еще крепком доме нет ничего от старины, а есть современная мебель, холодильник и телевизор. Хозяйка, внучка печника Валентина Семеновна Юцевич деда не помнит: он умер до ее рождения. Отца, рабочего Талецкой запани, помнит смутно: была малолеткой, когда он в 41-ом ушел на фронт и через год погиб, защищая Ленинград. Мать призывали на оборонные работы, она похоронила трех своих детей из шести и, видно, от того, что сама испытала, повидала много горя, потом всю жизнь оберегала от него других: работала санитаркой в госпитале и больнице.

Валентина Семеновна рассказывает еще, что она - работница рыборазводного завода, брат - рабочий 32-го лесозавода, сестра работница Талецкой столовой, что дочь после восьмилетки закончила ГПТУ № 17, уж два года бракер на бирже ЛДК, прошлой осенью вышла замуж за толкового непьющего парня, токаря Рочевской лесобазы, что живут все - грех жало¬ваться… От себя добавлю: рыбовод В. С. Юцевич награждена знаком «Победитель соцсоревнования за 1975 год», ее имя второй год подряд зане¬сено на Доску почета Архангельского управления «Севрыбвод».

Случайно ли в этих жизнях, как в капле воды, отразилась биография нашей страны? Нет, не случайно. Иди от дома № 19 к нынешнему началу проспекта, иди в другую сторону - и по соседству, и через дорогу живут со своей молодой порослью сыновья, дочери истовых тружеников и защитников Отечества. Многие из них, как Семен Коновалов, как его брат Дмитрий, пали на полях сражений. Но то, что не успели передать своим детям отцы, передали матери. Будем помнить об этом в пути. Ибо любую улицу славят не столько дома, сколько людские судьбы.

2.

Вслед за улицей Рассказова проспект пересекают улицы Оксова, Герасимова. Если не считать серую ленту бетона да проходящие время от времени автобусы, примет нового здесь вроде бы нет: дома деревянные, одноэтажные, как и 60 лет назад. На углу улицы Первомайской радуют глаз свежей светлой зеленью стен детские ясли № 5, только и они старые, их обновил и перевел на водяное отопление недавний капитальный ремонт. Но присмотримся к домам внимательней. Большинство - ладные, многие обшиты и нарядно покрашены, нет, нет, да и выглянут со двора двери гаража, а уж телеантенна на каждой крыше. Разве это не приметы нового времени, времени, полного забот о трудящихся?

Очередное перекрестье - с улицей Свердлова - открывают здание аптеки (здесь, кстати, до революции явно не в тесноте жили два попа) и больничный городок... Предвижу несколько иронический вопрос: «А что скажете об этой старине?» Скажу, что от нее незачем открещиваться. Да, слишком стар городок - ему более 100 лет. Да, тесен, местами ветхий. Но, как известно, даже Москва не вдруг строилась, будет и новый, каменный, просторный, теперь это дело ближайших лет. А еще скажу, что старина все-таки неплохо служит городу, потому что работают здесь люди нового, советского склада.

Воспользуюсь, кстати, случаем, чтоб заполнить один пробел: на газетных страницах фигурировали многие врачи, медсестры, но почему-то оставались в тени санитарки. Извините нас за это, Евдокия Петровна Негодяева, Надежда Владимировна Митусова, Матрена Борисовна Логинова. И повара: Ульяна Александровна Козырева, Вера Константиновна Мартюшева - тоже. Ваша работа очень нужна и важна, она нелегка: ведь приходится вдобавок нередка самим воду носить, печи топить Вы отдали ей всю жизнь и заслужили, чтоб вас знала вся Онега... А теперь мы пойдем дальше.

Дальше под горкой стоит желтый двухэтажный дом, упомянуть о котором стоит специально для юных онежан: его построил в 1910 году отец выдающегося полярного исследователя А.С. Кучина. Курсант Архангельского мореходного училища, океанограф в антарктической экспедиции Амундсена на «Фраме», капитан «Геркулеса» в арктической экспедиции В.А. Русанова - вот вехи жизни Александра Степановича. Ис-следовав остров Шпицбергена, Русанов и его товарищи отправились северным морским путем к Тихому океану и погибли неизвестно где и когда... В бессмертие А.С. Кучин ушел из этого дома.

Еще чуть дальше - всем знакомое здание восьмилетней школы № 5, одно из первых кирпичных в городе (построено в 1912 г.). За ним - приметили? - гулко ухает сваебой, тут скоро вырастет 87-квартирныи жилой дом (если учесть недавно построенную по соседству среднюю школу № 4 на 960 учащихся, не трудно прийти к выводу, что здесь новое уже решительней наступает на старое). Еще дальше, вплоть до улицы Победы (раньше Погощенской от слова погост) сегодняшний проспект в описании вряд ли нуждается, дореволюционная улица Загородная - тем более, потому что на правой ее стороне ничего не было, точнее, было пустое болото. У «пяти углов» она, переименованная после 1917 г. в улицу Урицкого, и кончалась еще 18 лет назад…

3.

Опять предвижу вопрос, на этот раз недоуменный: «Как же так? Разве за «пятью углами» тогда домов не было?» Были. Но до революции так мало, что городские власти это место и улицей не считали. Затем домов прибавилось - появилась улица Профсоюзов, обрывавшаяся там, где проходит сейчас улица Козлова. И лишь когда были построены деревянные двухэтажные дома для рабочих гидролизного завода (в 1949 - 1952 гг.), сам завод (1954 г.), обрисовались перспективы многоэтажного жилого микрорайона, вот тогда-то улицы Урицкого, Профсоюзов и трасса на ЛДК соединились вместе и родился в 1959 г. проспект Ленина!

«Черемушки» описывать нет нужды, все их знают, у всех они на виду. Лишь короткая справка для самых юных онежан: вначале, и 1956 - 1960 гг. построили среднюю школу, следом кинотеатр «Космос» (1960 - 63 гг.) А затем пошло: как год - так дом, как год - так дом. Сейчас их 17, в 786 квартирах живет около 3000 человек.

4.

Удаляясь от «черемушек», идем в промышленную зону проспекта. Под ногами - бетон. Полсотни лет назад здесь было зыбкое болото, поросшее чахлым лесом, и лесопильщики ходили на работу пешком вдоль берега реки по мостовой в две доски. Потом, в начале 30-х годов, от лесозавода проложили узкоколейку и предок мотовоза локотрактор стал неторопливо таскать туда-сюда две открытых вагонетки. Попозже трясину частично осушили и построили дощатую автодорогу. Под колесами машин она быстро начала скрипеть и постукивать, но людям, которые отдали ей так много труда на субботниках, этот «разговор» казался музыкой. За годы войны дорога пришла в негодность, и настал черед молчаливого надежного бетона.

Первыми здесь нас встречают ажурные ворота с контуром автомобиля. За ними на бетонных плитах шеренги автобусов, грузовиков, самосвалов. Это автопредприятие, родившееся 1 июня 1959 г. на базе небольших автохозяйств торга, маслозавода, узла связи и других организаций. Территорией была тогда вязкая болотина, машины к стоянке и заправке таскали на буксире. На городской маршрут тогда выходило четыре кургузых автобуса, сейчас - 12, каких - вы знаете. Постепенно были построены инструментальный, обойный, плотницкий цеха, механические мастерские, диспетчерская. В стадии пуска новая заправочная. Строятся закрытая стоянка и материальный склад. В несколько раз возрос ли объемы перевозок.

Растет, крепнет хозяйство - растут и люди. Маяками производства стали за эти годы шоферы В.И. Белов А.К. Головин, Ю.И. Денисов и многие другие. А.И. Долинин, который в 1961 г начинал здесь слесарем, потом был шофером, сменным механиком, теперь начальник автопредприятия. Коллектив из месяца в месяц, из года в год перевыполняет свои задания. Что ж, удачных вам рейсов, водители. А мы - к следующим воротам, на которых написано: «Рочевская лесобаза».

Это хозяйство почти в три раза старше. Оно возникло на месте лесозавода норвежского промышленника Вагера, получив в наследство только кочегарку (действующую, кстати, и поныне). После распиловки, окорки и просушки часть древесины (никто не помнит сколько) уходила морем на иностранный рынок, остальное - по железной дороге в различные районы страны (8 - 10 вагонов ежедневно). Много ли это? Для сравнения: когда после Отечественной войны построили три железнодорожных тупика и заменили транспортеры на более совершенные, ежедневно стали грузить 40-50 вагонов. Но и тогда среднегодовая выкатка леса равнялась 40 тысячам кубометров. А сейчас она 230 тысяч! Рабочих же стало больше лишь на 200 человек.

Да, не та теперь лесобаза. Динамика ее развития поистине впечатляюща. Начало 60-х годов: новый цех разделки и реконструкция лесопильного, конец 60-х еще два новых цеха - технологической щепы и тарный, начало 70-х: создан цех ширпотреба, год нынешний: второй цех щепы. А направление развития уловили? Конечно же, комплексное ис-пользование древесины. С этой целью лесопильный цех будет скоро реконструирован снова.

Другие сейчас здесь само собой механизмы, легче, интереснее стал труд людей. А общий итог: благодаря стараниям передовых бригадиров Н.П. Горшенина, Н.В. Богдановой, В.И. Надольного, звеньевого А. С. Парщикова, токаря К.П. Шишова, шофера А.И. Нифонтова и многих других предприятие идет от успеха к успеху.

Сопредельное с лесобазой автохозяйство «Архстройтранса» годами еще «ребенок» - родилось из транспортного участка СМУ в 1964 году. Как и автопредприятие, знало сараи, навесы, грязь, ремонт под открытым небом. Зато сейчас - ого! - лучший в нашей области профилакторий (построен в 1971 г.), по территории ходи в туфельках, машины преобладают мощные, крупнотоннажные, объемы перевозок ежегодно растут, но планы, тем не менее, перевыполняются, в прошлом году два квартала здесь было прописано переходящее знамя горкома партии и горисполкома, здесь оно осталось и после только что минувших трех месяцев. «Кадры у нас теперь хорошие, - говорит начальник Э.В. Архипов. Вот шоферы: Анатолий Николаевич Козырев и Николай Алексеевич Акуленок, слесарь Иван Васильевич Чуркин, плотник Николай Петрович Николаев… назвать ударников могу еще и еще. С такими людьми работать плохо просто нельзя».

Директор соседнего завода железобетонных изделий С.Н. Долгушин тоже считает, что кадры решают если не все, то многое. Он называет мастера формовочного цеха К.И. Дергачеву, бетонщика С.И. Мельника, арматурщицу Е.В. Ткач, слесаря С.П. Анисимова, бригадира столяров С.М. Склейнова и других знатных людей самого молодого на проспекте предприятия, сданного в эксплуатацию девять лет назад. Но уже семь лет оно работает рентабельно, перекрывая планы. Продукцию завода знают не только онежские строители, она идет в Архангельск, Нарьян-Мар, Котлас, почти во все райцентры области. Нареканий на качество нет, а есть запросы: побольше бы…

Рядом днем и ночью дымятся корпуса гидролизного завода. Подробный, отдельный рассказ о нем будет впереди, сейчас же лишь скажу, что 60 лет назад здесь стояли два домика - биржа купца Вальгова, что первую продукцию завод дал в 1954 году, с тех пор безостановочно развивается и расширяется, что коллектив неизменно среди флагманов соревнования.

Строителей, штаб которых дальше на нашем пути, чаще бранят, чем хвалят. Вот и опять план первого квартала они «с треском завалили». Но давайте представим себе, что СМУ в Онеге не было, и нет, зачеркнем 31 год его существования. Что тогда? А тогда, как в дурном сне, исчезнут «черемушки», четыре завода - гидролизный, железобетонных изделий, молочный и кирпичный в Анде; цех сушки, склад экспортных пиломатериалов, жилье и дом быта на ЛДК; почти все производственные и жилые постройки карьера Покровское, многие дома в Маложме, две крупнейших городских школы и три детских комбината, станция Онега, мясокомбинат, магазин с рестораном и магазин со столовой, профилакторий автохозяйства, новые склады горторга, райрыболовпотребсоюза и ОРСа Онежского леспромхоза, спортивный пансионат «Онега», телеретранслятор, городская баня, недостроенные дом культуры, санэпидстанция и гостиница…

Перечень этот далеко неполон. Так давайте, браня строителей, помнить и о том, что они много сделали, что среди них десятки мастеров своего дела, таких как каменщик В.А. Харин, штукатур-маляр Л.Т. Зарапина, плотник А.В. Зиновьев, плотник-бетонщик Н.П. Сорокин, что в год 60-летия Октября они планируют сдать в эксплуатацию рекордное количество объектов: бытовой корпус гидролизного завода, очередной 70-квартирный дом и школьный интернат со столовой в «черемушках», детский комбинат и котельную на Привокзальной, склад «Сельхозтехники», фруктохранилище, дом правосудия (рядом с милицией), 16-квартирный дом и реконструированный дробильно-сортировочный завод в карьере Покровское.

У хайнозерских лесозаготовителей, нижний склад которых примыкает к территории гидролизного завода, свои проблемы: выполняя главное задание - по вывозке древесины, они сейчас не достигают 100 процентов по некоторым другим. Но работать хайнозерцы умеют и еще как! Всему району известны бригадир-вальщик В.И. Зотов, экипаж лесовоза А.Д. Родионов - П.К. Катков, раскряжевщик Иван Желудев, слесарь А.П. Крылов, Появившись в 1958 году, лесопункт стал самым крупным в области, лучшим в районе. Начав с 50 тысяч кубометров, он дает теперь, ежегодно около 320 тысяч. Наладив производство технологической и гидролизной щепы, он, подчеркну, использует древесину комплексно.

5.

Еще 100 метров, и вот финиш нашего пути - последний дом проспекта, под номером, заметьте, 282. Конец - не начало, этот дом двухэтажный, 12-ти квартирный (частных односемейных, кстати, здесь не бывало).

Квартиры №№ 1 и 2 на стук не отзываются: время предвечернее, все жильцы от мала до велика, видать, на своей работе. Из третьей слышится: «Да, пожалуйста». Анна Максимовна Зарубина охотно рассказывает о себе, своей семье, о доме. Она второй год на пенсии, всю жизнь проработала на ЛДК, закончив в 1936 году школу ФЗО. Была бракером, затем начальником ОТК, старшим бракером. Муж, солдат с первых дней 41-го, штурмовавший Берлин, тоже работал на комбинате, но рано ушел из жизни, детей поднимала одна, и никто их не хулит. Дочь, глядя на мать, закончила ГПТУ, стала бракером, сыновья выбрали иные дороги: один шофер-автобусник, другой рабочий гидролизного завода Все уж обзавелись семьями, и она нянчит внучат, возит их летом на «дачу» - в опустевшую родительскую избу, которая стоит в Кянде на веселом месте у самой реки… Квартиру эту дали в 1962 году, как построили комбинатовский дом. Почти все соседи работают на ЛДК, все хорошие, и дом хороший, спокойный, непьющий…

Теперь вам еще ясней, видимо, в чем главное сходство начала, конца и середины проспекта при всех их различиях. В том, что и там, и тут живут потомственные рабочие люди.

Ну, вот и все. Нам - расставаться с проспектом Ильича, а ему - расти и хорошеть. Скоро многоэтажные дома шагнут к улице Победы, в будущем году от промышленной зоны ляжет к клубу ЛДК широкая асфальтовая дорога, генплан обещает дома иной планировки, стадион и многое другое.

Так какой же он, этот проспект? Самый многолюдный и оживленный, самый индустриальный и перспективный, короче, самый главный в нашем городе. И оттого он больше других заслужил право носить имя великого Ленина.

Советская Онега, 21.04.1977

В. Шубин






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-01-16





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: