Публикация № 768Улитино    (рубрика: Работы учеников Ярнемской школы)

© Иванова Яна

Метрические книги



Метрические книги церкви Преображения Господня Турчасовского прихода

Турчасовский «тройник» - Преображенская церковь (в центре), Благовещенская церковь и колокольня

В прошлом учебном году в нашем музее, во время экскурсии я увидела две очень старых, ветхих и, как мне показалось древних, книг. Они были рукописными. Почерк человека, который делал записи, был весь в завитках, непонятный, но очень красивый. Меня поразило то, что одна из книг очень старая - 1778 года.

Сначала я и подумать не могла о том, какие сведения хранятся в этой книге. Поэтому для участия в краеведческих чтениях я выбрала темой своей работы именно эти метрические книги Турчасовского прихода церкви Преображения Господня.

Цель моей работы: изучение содержание метрических книг и определение их исторической ценности.

С 1702 года указом Петра I на священников приходов были возложены обязанности оформления ведомостей о родившихся и умерших. Через 20 лет было установлено вести при церквах метрические книги, в которых велись записи о рождении и крещении, заключении браков, и о смерти прихожан. Метрики велись в переплетённых, прошнурованных и пронумерованных книгах. Власти требовали, чтоб любая запись совершалась немедленно после требоисправления (крещения, венчания, отпевания) самим священником или его помощниками – диаконом, дьячком или пономарём. По истечении года подлинник метрической книги, скреплённый подписями всех священно- и церковнослужителей, передавался в духовное правление, а копия оставалась на хранении в приходе – в ризнице со всевозможной бережностью от гнили и пожаров. Метрические книги XVIII-XIX веков стали выдающимся памятником отечественной статистики, незаменимой при изучении вопросов народонаселения.

В нашем музее имеются метрические книги церкви Преображения Господня села Турчасово 1778-1814 гг. и 1833-1845 гг. Каждая метрическая книга состоит из нескольких частей. После каждой записи идут подписи священников и церковнослужителей.

Часть первая называется «О рождающихся». В ней указывался месяц и день рождения, пол, имя ребёнка, кто его родители, их сословие, вера, в какой деревне они живут, число крещения, кто его крестил и кто были восприемники, т.е. крёстные отец и мать. Если младенец рождался вне брака или муж находился в долгой отлучке, то ребёнок считался уже до смерти незаконнорожденным, об этом делалась специальная отметка. В книгах 1778-1814 года из родителей указывается только отец: а в книгах 1833-1845 года указывались оба родителя. Для обряда крещения отцом новорождённого приглашались восприемники – крёстные отец и мать, они были главными действующими лицами, принимали ребёнка из купели. К ним церковь предъявляла высокие требования: они должны быть благонравными, проявлять усердие в делах церкви, знать молитвы, регулярно соблюдать пост, исповедоваться, причащаться. В народе восприемники считались вторыми родителями, опекунами и покровителями ребёнка. В них часто выбирали кого-либо из родственников, уважаемых и состоятельных. В бедных семьях обязанности восприемников нередко исполнялись членами этой же семьи. Церковь приняла обряд восприемничества не сразу, долго противилась народному обычаю, но затем пошла на уступки, допустив к обряду крещения сначала одного восприемника того же пола, что и ребёнок, а затем и второго.

Запись 1806 года: «февраля месяца 3 числа деревни Селища Никоновскаго крестьянина Тимофея Григорьева Онохина дочь Анна, крещена в церкви священником Фёдором Матфеевым сего февраля 6 числа. При крещении восприемницей была девка Матрёна Иванова Иконникова».

Запись 1841 года: «Февраля месяца 10 числа Прилуцкаго прихода деревни Клещепольской крестьянина Иосифа Петрова Прищемихина и законной жены его Марфы Дмитриева, оба православные, сын Алексей. Восприемник Турчасовского прихода диакон Алексей Матфеев Фирсов. Таинство крещения совершил местный священник Герасим Федоров с дьячком Флегонтом Шангиным».

При крещении родители редко просили дать ребёнку то или другое имя, обычно священник давал ребёнку имя того святого, память которого празднуется в день крещения или ближайший к нему. Он выбирал имя по святцам. Разрешалось выбирать имя и родителям.

По книгам Турчасовского прихода мы определили, что самым популярным именем для мальчиков было имя Александр, затем Федор, Андрей, Василий, Иван, Михаил, Семён, Пётр, Яков, Прокопий, Григорий, Афанасий, Константин и Николай. А для девочек - Анна, затем Параскева, Ульяна, Варвара, Анастасия, Мария, Пелагея, Наталья, Елизавета, Матрёна, Агриппина, Акулина, Елена. Очень редко встретились имена Владимир, Дарья и Екатерина, что показалось нам удивительно. Из причудливых, не характерных имён встретились единичные Васса, Сусанна, Фекуса, Сосипатр, Мидродора, Платонида, Ксенофонт, Олимпиада, Евтихия, Автоном, Конкордия, Горгоний, Аполлоний и Феоктиста, причём большая их часть давалась незаконнорожденным.

Часть вторая метрической книги посвящена бракосочетанию. Заполнялись здесь сведения о дате венчания, сведения о женихе и невесте (место проживания, сословие, имена, который брак, вероисповедание, их возраст), кто совершал таинство, и кто были поручители.

Примеры из метрических книг

1841 год:

«Января месяца 27 числа города Онеги мещанин Иван Алексеев Логинов православного исповедания первым браком 24 лет и деревни Вандинской крестьянина Ивана Михайлова Шайтанова дочь девица Параскева православного исповедания первым браком 20 лет. Венчание совершил священник Герасим Федоров, диакон Алексей Фирсов, дьяк Флегонт Шангин и пономарь Василий Петров. Поручителями были по жениху Турчасовского прихода крестьяне Ефим Алексеев Каменев, Матфей Григорьев Каменев; по невесте того же прихода крестьяне Иеремиа Алексеев Фирсов и Андрей Яковлев Талецкой».

1836 год:

«Июня месяца 29 числа Турчасовского прихода отпущенный по билету отставной военнослужитель на свою родину Николай Стефанов Серебреников, холост, 41 года и того же прихода деревни Евдокимовской крестьянина Андрея Наумова Корепина дочерью девицей Марфою, 28 лет обвенчаны в церкви Преображения Господня. Со стороны жениха поручители Турчасовского прихода крестьяне Иван Иванов Дятькин и Стефан Петров Рятцын, по невесте того же приходу крестьяне Григорий Иванов Попов и Михаил Иванов Валявкин. Таинство совершили священник Герасим Конанов, диакон Алексей Фирсов, дьячок Флегонт Шангин».

Возраст вступавших в брак разный: от 16 лет до 57. Встречаются и вторые браки, но чаще у мужчин. Больше всего венчаний приходится на январь и февраль, время между постами.

Третья часть книги содержит сведения о умерших. Здесь указывается месяц и число смерти, звание, имя, отчество и фамилия умершего, место его жительства, кто исповедовал и приобщал умершего, кто совершил погребение и где место захоронения. У детей указывается сословие, имя, отчество и фамилия отца.

Основными причинами смерти были: «от родимца», «от горячки», от лихорадки», «от чахотки», «от поносу». Умирало очень много младенцев, они составляли большую часть всех умерших. Например, в 1839 году умерло 32 ребёнка до 1 года от родимца и поносу (всего умерших 55), в 1840 году умерло 26 младенцев (всего умерших 45). Родимец или родимчик – болезненный припадок с судорогами и потерей сознания. Горячка и лихорадка – высокая температура с жаром и ознобом в течении длительного времени, чаще, наверное, простудного характера. Чахоткой, кровохарканьем в то время в народе называли туберкулёз. Каждый год одна-две женщины умирало после родов. У людей пожилого возраста указывали, что умерли они «в расслаблении» - от паралича, «от водяной болезни» - отёков, «от кровяного удара» - инсульта. Редкой была смерть «по старости». Единичны случаи смерти «от натуральной оспы», «от кори». Странной кажется указанная причина смерти жены крестьянина деревни Означевской Степана Дмитриевича Лебакова тридцатилетней Ксении Ивановны – «от истерики». Хоронили людей на приходском кладбище возле церкви.

После каждого года составлялась сводная ведомость:

а так же прибавочная записка, в которой указывались лица, которые прибыли в приход из других мест по причине замужества или после долгой отлучки:

По метрическим книгам можно узнать сведения о семьях, пронаблюдать их историю. Мы постарались проследить историю семьи Серебрениковых. Отставной унтер-офицер Николай Стефанович Серебреников после службы женился на девице Марфе Андреевне Корепиной. Ему был 41 год, невесте 28 лет. Обвенчались они 29 июня 1836 года. У них родилось шестеро детей: Иван 31 октября 1837 года, Яков 23 октября 1838 года, Анастасия 17 декабря 1839 года, Константин 22 мая 1841 года, Васса 6 августа 1842 года, Евфимия 16 сентября 1843 года. Из них трое умерли в младенчестве, не дожив до года от родимца: Иван, Анастасия и Константин.

По записям в метрических книгах можно узнать имена священников, служивших в те годы в Турчасовском приходе в церкви Преображения Господня: 1782 год - Андрей Попов, 1808 – Федор Матвеев,1802 – Василий Петров, 1808 – Федор Матвеев, 1810 – Иван Матвеев, 1831 – Андрей Молчанов, 1833 – Герасим Конанов. 1838 – Александр Конанов, 1840 – Герасим Федоров.

В заключении я хотела бы сказать, что работать с метрическими книгами было очень интересно. В записях этих книгах можно найти своих предков, узнать об их семейной жизни. Из них очень многое можно узнать о населении, какие болезни были распространены в то время, от каких болезней умирали, о священниках, которые делали записи, в какое время кто служил в церкви, какие имена давали детям, в каком возрасте женились и выходили замуж. Я бы с удовольствием продолжила изучение этих книг в дальнейшем.

Список литературы:

1. Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. Молодая гвардия,2000г.

2. История приходской жизни на Севере. www.nason.ru

3. Метрические книги Турчасовского прихода церкви Преображения Господня.

4. Русские обряды и обычаи. Под ред. Юдиной Н.А. Издательский дом «Вече», 2005 г.

Словарь слов и выражений

1. Приход - церковная община, принадлежащая к одному храму.

2. Требоисправление - осуществление священником крещения, венчания, причащения и других потребностей прихожан храма.

3. Диакон - священнослужитель первой из трёх степеней священства.

4. Дьячок - низший духовный сан в православной церкви, помощник священника при совершении церковной службы.

5. Пономарь - низший церковный служитель в православной церкви.

6. Исповедование - покаяние в грехах перед священником.

7. Приобщение - причащение, христианский обряд, в данном случае при смерти и похоронах.

8. Унтер-офицер - звание младшего командного состава в царской и некоторых других армиях, а также лицо, носящее это звание.

Научный руководитель: Корнева Ольга Владимировна

© Иванова Яна






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2021-01-29





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Владимир,  E-mail: vla5263@yandex.ru


Спасибо! Очень интересно! В каком году произошла смерть Ксении Ивановны жены Степана Дмитриевича Лебакова. Посмотрел на карте и не нашел деревни Означевская (Осначевская), видимо деревни такой уже давно нет, подскажите возле какого действующей сейчас деревни она находилась




Илья,  E-mail: 1987iel@gmail.com


Владимир, эта деревня - часть Турчасова между храмами и собственно Посадом; она отмечена на плане села, который можно посмотреть на странице: Турчасовофотогалереяраздел "Карты".




Илья,  E-mail: ...


Турчасово, фотогалерея, раздел "Карты"




Владимир,  E-mail: vla5263@yandex.ru


Спасибо!




Кучина Людмила,  E-mail: Kuchina.la@ya.ru


Спасибо за большую проделанную работу! А можно узнать, где сейчас эти книги? И можно ли найти данные о моих предках. Уткин Петр Афанасьевич1882гг. р. Его жена Шайтанова Мария Васильевна1885 г. р. Проживали в д. Вандинская или в д. Крисчевке.




Василий,  E-mail: geovas7@yandex.ru


Людмила, вам отвечено личным сообщением на указанный вами адрес электронной почты.







Ваше имя: Ваш E-mail: