Публикация № 774Заижье    (рубрика: История в лицах)

© Бородулина Елизавета

За страницами лётной книжки Орлова Фёдора Андреевича

*

Введение

Накануне празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы задумались, а что мы знаем о своих родственниках, воевавших на фронте, и поняли, что знаем очень мало! Мы решили изучить семейный архив. Нас заинтересовала лётная книжка с грифом ГУ Гражданского Воздушного Флота, принадлежащая Орлову Фёдору Андреевичу. В ней имеются названия авиашкол, специальные программы подготовки лётчиков, маршруты боевых вылетов, оценки, зачёты.

Цель работы:

Проследить взаимосвязь роста профессионализма лётчика Орлова Фёдора Андреевича с реформированием Гражданского Воздушного Флота в годы ВОВ и вклад лётчиков-транспортников в победу СССР во Второй мировой войне.

Задачи:

1). Структурировать лётную книжку Орлова Ф.А, составить примерный план спецпрограмм подготовки курсантов авиашкол.

2). Выяснить требования и условия подготовки.

3). Распределить маршруты полётов по цели следования и определить, в районы каких боевых действий летал Орлов Ф.А.

4). Изучить состояние гражданской авиации СССР и переход её на военный лад.

Эти задачи обосновывают методику работы: анализ лётной книжки, писем и документов Орлова Ф.А; изучение военных операций ВОВ, в которых принимал участие Орлов Ф.А как авиатор-транспортник. Литературы по данному вопросу, как в школьной, так и в сельской библиотеке читателям не представлено, поэтому для работы использованы только сведения из энциклопедий по раскрытию некоторых понятий и дат.

Основная часть

Орлов Фёдор Андреевич родился в 1919 году в деревне Заижье Посадной волости Онежского уезда Архангельской губернии. Родители его в основном занимались сельским хозяйством. Отец служил в Царской армии, когда вернулся на родину, работал на лесозаготовках. Мать вела хозяйство и воспитывала ещё четверых детей. Фёдор имел хорошие интеллектуальные способности и стремление к учёбе. Например, для того, чтобы получить среднее специальное образование, решил отделиться от родительского хозяйства, отказываясь от земли и полагающейся ему части имущества. Вот выдержка из письма Фёдора родителям: «Теперь в учебные заведения будут принимать только тех середняков, которые состоят в колхозе, а после раздела, я буду считаться батраком, и поступать мне будет легче». В 1939 году Фёдор закончил Обозерский лесотехникум и получил среднетехническое образование по специальности «техник водного транспорта», после чего был призван в срочную армию.

Международная обстановка конца 30-х годов обострялась и Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности нашей страны, в том числе и в авиации. Приказом Наркома обороны СССР было введено в действие новое Положение о прохождении службы летно-технического состава ВВС РККА. Лётные и технические школы стали выпускать не офицеров, а сержантов. В одну из таких школ и был направлен Орлов Фёдор Андреевич как срочнослужащий (примерно в 1940 г). Обучался он в Авиационной Эскадрилье № 6 г. Черепаново Новосибирской области. В апреле 1942 года Фёдор Андреевич получил воинское звание сержанта технической службы авиации и должность авиамеханика. По данным лётной книжки Орлов Фёдор Андреевич обучался на самолёте У-2 с мотором М-11 и имел следующий налёт: вывозных – 66 полётов, контрольных – 6, самостоятельных – 4, с общим временем – 9 часов 54 мин.

Самолёт У-2 – первый учебно-тренировочный самолёт с двумя кабинами для ученика и инструктора. В предвоенные годы на самолётах У-2 в летных школах и аэроклубах было обучено более 150 тысяч лётчиков. С первых дней ВОВ Гражданский Воздушный Флот испытывал серьёзные затруднения: авиаторам приходилось выполнять задания, характер которых значительно отличался от выполнявшихся в мирное время полётов, требовалось овладение новыми знаниями и навыками. Для обслуживания действующей армии и флота были сформированы особые авиагруппы, отряды и соединения ГВФ. Было обращено внимание на подготовку лётного состава, как в количественном, так и в качественном отношении.

13 мая 1942 года Орлов Фёдор Андреевич был зачислен во 2 звено 1 отряда 1 эскадрилью Курганской авиационной школы пилотов первоначального обучения ГВФ. Обучение в авиашколе проходило по специальным программам наземной и лётной подготовки.

Теоретическая подготовка проходила одновременно с практическими занятиями с инструктором. Тренировочные занятия осуществлялись каждый день, иногда на отработку одного задания, по данным лётной книжки, инструктор давал 10 полётов-попыток. Внимание обращалось на все мельчайшие детали, например, «взлёт – отклоняется влево, заход – недоворачивается, полёт в зону – вираж 30-55˚, срыв в штопор» (выдержки из лётной книжки). Занятия по наземной подготовке велись блоками и оценивались разными специалистами. Глубже изучались темы: материальная часть самолёта; прохождение горизонтального полёта, подъёма, планирования; выполнение парашютирования, штопора, спирали и скольжения; подготовка к взлёту и посадке с боковым ветром и по ветру, полёты строем; вывод из глубокого виража.

После сдачи зачёта по теории (11 декабря 1943 г.) Фёдор Андреевич приступил к прохождению лётной подготовки на самолёте У-2. Особое внимание уделялось полётам из передней и в закрытой кабине, шлифовочным, групповым полётам.

В предвоенные годы в ГВФ не выполнялись полёты в строю. Пилоты быстро овладевали этим искусством. После окончания программы Фёдор Андреевич имел налёт, в несколько раз превышающий тот, что был после окончания школы в Черепаново! Кроме того, совершил полёты: слепые (17), штурманские (6), ночные (28) и др. всего за один год обучения!

Еще одной проблемой ГВФ была катастрофическая нехватка тяжёлых транспортных самолётов, возникали сложности с их ремонтом и переоборудованием. Полёты на невооруженных самолётах в условиях господства в воздухе вражеской авиации были сопряжены с большим риском. У-2 мог поднимать груз только до 300 кг. К весне 1943 года военное положение Советского Союза стабилизировалось. В транспортной авиации возросло количество более мощных транспортных самолётов Ли-2. Самолёт мог нести до 3 тонн груза, вмещал 28 пассажиров и 16 десантников с полной экипировкой. Подготовка курсантов Курганской школы к полётам на самолёте Ли-2 началась немедленно и велась также тщательно и методично. Организовывались Курсы Высшей лётной подготовки (ВЛП), где проводились зачёты по теории и практике.

Авиаторы стремились выполнять максимальное количество рейсов. Показатели зачётов в лётной книжке Фёдора Андреевича просто потрясающие: в основном «отлично», редко – «хорошо». Каждый полёт также характеризовался словесно, отмечалась каждая минута полётов. Ошибки не были уже столь серьёзными, но их исправление и формирование устойчивых навыков пилотирования требовало времени и трудолюбия. Дальнейшие записи полётов и их характеристики в лётной книжке отражают стабильный рост мастерства и профессионализма Фёдора Андреевича. К самостоятельным полётам Фёдор Андреевич был допущен с ноября 1944 года.

ГВФ к осени 1943 года особые авиагруппы переформировал в отдельные авиаполки. Орлов Фёдор Андреевич попадает в 50-й гвардейский авиационный транспортный полк, где с марта 1945 года совершает самостоятельные боевые вылеты на линию фронта по маршрутам Клин – Тула – Каунас – Орша – Любин и др. За один месяц осуществляет по 22 полёта! Дело в том, что благодаря чёткой организации труда сократилось время стоянки самолётов под погрузкой и разгрузкой. Ремонт машин, подготовку их к очередным рейсам технический состав осуществлял и в ночное время, и в полевых условиях. Значительно изменился и подход к понятию «нелётная погода». Главным критерием, определяющим принятие решения на вылет авиаторов-транспортников, стала боевая необходимость. Весной 1945 г Фёдору Андреевичу присвоено звание младшего лейтенанта. В мае 1945 г. несколько раз летал в Германию. (из письма Фёдора Андреевича, датированного 8 мая 1945 г.)

В августе 1945 г. была проведена стратегическая наступательная операция СССР и войск Монгольской народной революционной армии с целью разгрома японской армии, освобождения Маньчжурии и Северной Кореи. До этого советское командование перебросило на Дальний Восток часть высвободившихся на Западе войск и техники (свыше 400 тыс. человек, 7137 орудий и миномётов, 2119 танков и др.). Орлов Фёдор Андреевич с 25 июня по 8 июля совершил 12 полётов по маршруту Клин – Сахонзо с посадками в Свердловске, Омске, Новосибирске и Чите. Фёдор Андреевич принимал в участие в транспортировке лётного состава и грузов при перебазировании Монгольской дивизии (июнь 1945 г.), совершил 19 полётов за неделю! Авиаторы-транспортники одновременно продолжали выполнять тренировочные упражнения на бомбометание, изучать теорию и район полётов. Необходимость этого обуславливалась тем, что операция проводилась на фронте 2700 км, на глубину 200-800 км, на сложной местности. Орлов Фёдор Андреевич принимал участие в Маньчжурской операции с 3 по 30 августа на более крупном транспортном самолёте Си-47 (с напарником). За это время они совершили 79 полётов, причем до 10 полётов за один день! В лётной книжке указаны не только названия баз, основные районы следования, такие как Чанчунь, Венемяо, Халахей и др., но и точки типа 420, 418. Оказывается, что «высадка десанта осуществлялась с транспортных самолётов и бомбардировщиков. Перед их вылетом на аэродром направлялся разведчик Пе-2 под прикрытием истребителей. После подавления огневых точек, разведчик давал сигнал на приход транспортных самолётов, обозначая место точкой». <2>

С начала операции транспортная авиация обеспечивала войска горючим, боеприпасами, продовольствием и даже водой. В целом по воздуху было перевезено 16500 солдат и офицеров, около 2780 тн. горючего, 563 тн. боеприпасов и 1496 тн. других грузов. В дни боевых действий авиаторы-транспортники показали примеры героизма и высокого мастерства. Орлов Фёдор Андреевич приказом по 21 гвардейской авиатранспортной дивизии за №03/Н от 29 августа 1945 г. за образцовое выполнение летно-боевых заданий командования на фронте борьбы с японским империализмом награждён орденом «Красная Звезда».

После окончания боевых действий, Фёдор Андреевич продолжал также самоотверженно трудиться на благо Родины: перевозил грузы и личный состав армии. Это подтверждается указанными в книжке Фёдора Андреевича (с 08.09.1946 г. по 22.04.1946 г.) перелётами по маршрутам: Мукден – Ленинград, Улан-Батор – Чойболсан и др. Не закончились и проверки техники пилотирования, зачёты по теории, которые Фёдор Андреевич сдавал, как всегда, на «отлично».

В ходе исследования мы пришли к таким выводам: реформы ГВФ, несмотря на то, что сопровождались большими трудностями, происходили методично, тщательно; обучение курсантов авиашкол - это огромный ежедневный изнурительного труд обучающихся и командиров для достижения единой цели – Победы СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Заключение.

Данная работа позволила глубже понять рост мастерства и профессионализма летчиков в годы ВОВ, упорство в учении и практической деятельности; осознать состояние и значение транспортной авиации в годы ВОВ, изучить историю отдельных военных операций с участием лётчиков. Работу можно использовать для знакомства с деятельностью ГВФ СССР в годы войны (на примере земляка), т.к. знание истории своей страны начинается с изучения своих «корней». Мы узнали, что в нашем роду есть предки, о которых нужно не только знать, но ими гордиться. Поэтому в дальнейшем мы предполагаем изучить всю свою родословную по сохраненным семьей документам.

Список литературы:

1. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М.М. Козлов и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.

2. Крылья Родины: Сборник / Сост. В.В. Рыбалка, Л.М. Шишов. – М.: ДОСААФ, 1983.

3. Шимановский В.Г. Самолёты. Вертолеты: Науч. – поп. изд. Для детей. – М.: ЗАО «Росмен – Пресс», 2006.

4. Школьная энциклопедия «Руссика» История России. 20 век. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.

Научный руководитель: Бородулина Любовь Валентиновна.

© Бородулина Елизавета






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-03-16





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: