Публикация № 802Онега    (рубрика: История края)

Евгения Ромшина

Пешком по старому городу

Приглашаю жителей Онеги на прогулку по старому городу. Или, как сказали бы научные сотрудники нашего музея, - на топонимическую и историческую экскурсию по городу 20-х годов XX века. Поскольку я - житель Верховья, то и зову прогуляться по этой части города.

Начнём экскурсию с Каменной Горы. Почему она так называется? Если на неё посмотреть со стороны города, то можно увидеть много валунов, камней. Видно, потому так и назвали. На горе - бор сосновый, перед ним - Боровое поле. Тут жители Онеги сеют рожь, ячмень, овёс.

Пойдем вниз по дороге к реке. Дорогу Андозерской в просторечье называют, так как ведёт она через Каменную Гору в большое село Андозеро (а село большое, в нём даже есть церковь). Мы же спускаемся к. реке. Направо и налево - Берёзово. Тут тоже поля, полоски, засеянные хлебом. Дальше налево Каска будет. Там хорошие горы: лысые, песчаные (зимой с них хоть направо, хоть налево - ух, как здорово прокатиться). Дорога наша пересекает другую гору - Высокой называют ее жители. Далеко с неё видно - до моря.

Направо, на горе, овины, гумна Гаревских, Ларионовых. В них осенью зерно молотят. А впереди, на угорышке, на перекрёстке с Порожской дорогой - часовенка. (Порог - большое село вверх по Онеге, в нём тоже церковь есть, каменная).

Верховье, фото нач. ХХ века

Часовенку Приполовенской называют. Чистенькая, беленькая, аккуратная, но, говорят, вместительная. Два раза в году здесь народ собирается по большим церковным праздникам. Приполовенье (на третьей неделе после Пасхи, в среду) - праздник Верховья. Всенощная и молебен, а потом - крестный ход на Дальний талец. Праздник Сборным называется, собираются гости со всего города - и с Низов, и с Погоста.

Талец, фото нач. ХХ века

Дальний талец - это святой колодец с родниковой водой на берегу реки Онеги. В святой колодец монеты бросают, воду пьют, глаза омывают, здоровья молят...

Давайте и мы подойдем к этому роднику жизни. Умоемся, воды попьём, отдохнем немного. А я расскажу, как в этих местах молодежь веселилась.

На берегу, выступом к реке, полянка. Чуть дальше к лесу - качель. Тут по праздникам народу собирается! Гармони на разные голоса поют, народ веселят. Парни да девчата на качелях качаются, дух захватывает! А кто повеселее да побойчее - в «ляпы» играют с берёзовыми.

Ну, а без танцев ни один праздник не обходится: вальс, полька, падеспань, краковяк, кадриль. До полуночи веселье.

Отдохнули? Дальше-то куда пойдем? По Среднему или по Соборному проспекту? К нам прямо лицом дом Фомина Василия Кузьмича стоит. Он всех гостей города первым встречает. Высокий, с крутой, длинной лестницей снаружи, с въездом на сарай.

Лучше берегом пойдем. Тут дома стоят ровненько - лицом к реке. Есть крыши двускатные, а есть и с «вышками», понаряднее. На берегу бани, одни повыше, теремками, другие - ближе к воде.

Верховье, берег реки, фото нач. ХХ века

Кренёвы, Денисовы, Кузнецовы, Степановы... Впереди мост через ручей Лепетухинский. На мосту под вечерок молодежь собирается. Слышите, гармонь играет? Кто-то частушки поет:

У Шалайка - балалайка,

У Барона - граммофон,

У Фили Крюкова – тальянка

По всему Верховью звон!

«Шалайка» - прозвище Николая Качурина, «Барон» - Фёдор Денисов (граммофон у него у окна стоял всегда), Филя «Крюков» - Филипп Ларионов. У многих прозвища, видимо, потому, что много одинаковых фамилий. Вот Ларионовых только в Верховье три-четыре семьи, не прямых родственников даже.

Несколько домов пройдём, вот он - дом «Крюковых». Константин Лаврентьевич Ларионов - хозяин большой семьи, где четыре сына и все – «Крюковы». А следующий дом - того самого «Шалайки» (Качуриных). И мостик перед домом тоже Шалайковым кличут. Улочка тут узенькая, вроде Верховкой называется, и домов-то на ней один-два и обчелся! Бережком пройдём немного, послушаем на угорышке гитаристов. Это Шошины, Чухаревы - родственники-музыканты вышли отдохнуть с гитарами. Хорошо играют. Допоздна засиживаются.

Дом Василия Ивановича Шошина тут недалеко, на улице Фоминской. Построен в 1904 году, а стоит, как новенький, высокий, нарядный, обшитый, крашеный желтой краской. Ограда какая-то непростая выдумана у хозяина. Дом на два крыльца: парадное и хозяйственное. Народ здесь бывает нередко, ведь живет тут главный лесничий города. Не просто мужик важный, в Питер даже ездит. У него - одна из культурнейших семей города.

Идем дальше по Соборному. Только через мост прошли, что Фоминским называется - белый кирпичный дом.

Дом В.П. Харева, фото 2004 г.

Хозяин его - Василий Петрович Харев - владелец кирпичного завода в Онеге. Он поставляет кирпич всему городу. Отличается кирпич тем, что крупнее и шире, а ещё надпись-клеймо имеет «Харев». Из него строят купцы себе дома, склады.

Немного прошли, вот те на - кабак! Это в доме Акимова, судовладельца-рыбака. Вход - крылечко прямо с улицы. Кабак известный в городе. Но можно тут и хлеба купить, и бубликов, и карамели. Даже каргопольские глиняные свистульки бывают. Дальше - дома Рассказовых, Антипиных, Третьяковых. А на углу Кипровской улицы дом двухэтажный, добротный, белой краской покрашен - Ануфрия Троицкого, богатого человека. По берегу есть ещё старые домишки, немного их, но славны лишь тем, что много ребятишек в семьях: пятеро, семеро, у Боровского - аж 12.

Дом Рассказовых, фото 2004 г.

Но вот двухэтажный дом братьев Ушинских, Семена и Василия, возвышается посреди болотины низкой. Братья держат свою рыболовную артель. На Поньгозере промышляли.

На берегу чуть подальше - дом, куда довольно часто заходят жители Онеги. Живет в нём отменный фотограф Александра Ивановна Барышева, попросту Барышиха. Прямо на дому фотография. Любят онежане у неё фо¬тографироваться. Усадит, рассадит каждую семью или компанию по-разному, со вкусом, с интересом. Очень вежливая, культурная женщина. Наверное, в каждой семье есть фотографии, сделанные её руками.

А рядом с нею живет сапожник, тоже известный на всю Онегу, - Григорий Иванович Саприк. Какая судьба его с такой фамилией к нам на Север забросила - не знаю, но то, что он всю Онегу обувает - это точно. И туфли, и ботинки. Сошьёт хромовый сапожок - будь здоров! А тапочки даже из тресковой шкуры, сообразит...

Но вот мы с вами идем дальше по Соборному проспекту, и слева видим необычный для нашего города дом - Никандра Савича Павлова, управляющего казначейством. Большой, с эркером впереди, сзади два этажа, окна большие, крыша железная... Привольно живет тут семья Павлова!

Мы не заметили, как перешли ручей, Кипров называется. Берёт он начало в сенокосных соргах, что под Каменной Горой. К реке Онеге торопится. Отделяет этот ручей часть города, что Верховьем называется, от другой ее части - Низы. Поднимемся на горку, назвали которую Петушиной, и остановимся у дома, что слева. Тут живет охотник-межвежатник Андрей Иванович Корнилов. Богатый охотник, к нему даже ненцы-охотники на оленьих упряжках бывали...

Соборный проспект, фото нач. ХХ века

Немножко отвлечемся, и расскажу я вам одну историю, что вот тут, на Петушихе, произошла...

Немало рассказывал охотник Корнилко ребятам про лес, про охоту, пообещал и медведя показать. Вот случилось: заломил медведицу. Шкуру домой привез. Ребят созвал: «Идите смотреть! Когтищи! Зубищи!». И поведал охотник, что лошади, очень медвежьего запаха боятся, особенно, запах медведицы. Решили, ребячьим делом, проверить. Сделали, как Корнилко научил: натерли нитку о медвежью шкуру, чтоб запаху набралось, и протянули её через улицу. Спрятались. И стали ждать.

А по этой улице часто ездили гужбане - товар развозили на лошадях по складам с пароходов. Вот и стали поджидать, кто появится. А вдруг, откуда ни возьмись - свадебная карета! Кони - на дыбы! Коляска - набок! Жених с невестой - в пыль дорожную. Ребята в подворотнях трясутся от страха: что будет? А потом и вообще деру дали с этого злополучного места. Так и не понял тогда никто, что с конем случилось...

Быль эту мне один человек рассказал, но просил имени не называть, стыдно. Ведь как потом узнал: хорошие люди были жених и невеста, Федор и Зинаида, известные в нашем городе люди, на лыжах хорошо ходили. Но что ж поделаешь, коли, любопытно было: правду ли Корнилко говорил.

С Петушихи-горы вид на Троицкий собор открывается. Домов тут после пожаров немного уцелело. Но это уже будет другая экскурсия. Послушаем вечерний звон колоколов и разойдемся. До свидания!

Эту экскурсию мне помогли провести жители Верховья нашего города Л.В. Гаревских, С.С. Ларионов, Э.С. Шошина, М.М. Степанова, В.И. Кренёва, К.К. Касаткина, Э.Н. Педерсен, А.И. Смагина, А.И. Ипатов, В.В. Феклина, В.П. Сбруина.

P.S. Прошу старожилов города извинить меня за неточности, если таковые оказались в тексте, ведь я из другого века, можно сказать…

Е. Ромшина / Онега / №91 / 27.08.2000.

Фото из фондов ОИММ.

Примечание от редакторов сайта: За достоверность сведений предоставленных в данной публикации, администрация сайта ответственности не несёт. Некоторые факты дореволюционного времени могут быть либо выдуманы автором, либо искажены, т.к. записывались со слов жителей, которые родились после Октябрьской революции 1917 года, и данные факты могли слушать от своих родителей. С годами информация могла обрасти какими-то дополнениями, и к настоящему времени обросла сведениями, которых могло не быть вообще.

Евгения Ромшина






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2019-04-13





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: