Публикация № 856Пустынька    (рубрика: История края)

Н.А. Макаров

Благовещенский монастырь

На низком берегу реки Онега под высоким холмом, примерно в 200 километрах выше города Онега, расположился поселок Пустынька с выбеленной церковью. На этом месте стояла некогда Благовещенская Емецкая, или Ямецкая, Турчасовская мужская пустынь (небольшой монастырь. - Н.М.). Основана она была в конце XIV века. В начале XVI века монастырь посетил инок Антоний, будущий основатель Сийского монастыря (1479-1557 гг.), написавший для братии икону Благовещения, которая позже находилась в Благовещенской церкви села Турчасово, ныне не существующей.

История Пустыньки очень древняя. В результате археологических исследований обнаружена стоянка первобытного человека II-I тысячелетия до н.э. В первом тысячелетии нашей эры эти места были заселены - "чудью заволочской", как называли многочисленные угоро-финские племена восточные славяне; а точнее, одним из этих племен - емью или ямью. Первое летописное известие о еми относится к XI веку. В Никоновской летописи под 1042 год содержится запись: "Иде Володимер, сын Ярославля из Нового города на Емь и победиша их и плениша множество". Новгородские летописи несколько раз упоминают о походах на емь.

Через эти места, вероятно, уже в эпоху новгородской колонизации Севера, в XI-XIII веках проходил Емецкий волок. Отсюда, с реки Онеги, лодки переволакивались через водораздел к верховьям реки Емцы (берет начало в 1,5 км от реки Онега. - Н.М.) и по ней спускались вниз по течению в Северную Двину.

Основанная на Емецком волоку пустынь наладила мосты и гати, за проезд по ним получала дорожный сбор. Монастырь упоминается и в сотной книге Никиты Яхонтова 1592 года. В Писцовой книге Семена Языкова и подъячего Семена Осокина 1615 года отмечалось, что при царе Федоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного, пустынь получила жалованную грамоту. По этой грамоте монастырь владел землями, угодьями и промыслами вверх по реке Онеге на четыре версты от монастыря до речки Пеленьга, а вниз по Онеге на пять верст, до Каркус-порога (Большая Голова), самого большого из Бирючевских (Великих) порогов, и по реке Емце вниз до моста ниже Оленьего брода на версту.

Из Писцовой книги Ивана Воейкова и Третьяка Копнина 1621-1622 годов мы узнаем, что в Смутное время, в 1616 году, монастырь подвергался нападению польско-литовских захватчиков: "литовские люди в той пустыне старцев посекли...". Оставшийся в живых старец Осий собрал малочисленную братию, но монастырь влачил жалкое существование: "пашни паханные худые земли, около монастыря осмина...". Монахам Ямецкого Благовещенского монастыря, мы узнаем из той же Писцовой книги 1621-1622 годов, принадлежали земли и вдали от их пустыни: "Волость Шелекса на речке на Емце, и на Шелексе, и на Истове озере, а в ней... деревня Скомороховская пуста, а в ней два двора пусты Максимка Сергеева, да Ивана Терентьева: пашни перелогом оброчные худые земли, - что дано ново на оброк Благовещенского монастыря... А оброку им с тое пустотные земли платить по шти алтын по 4 деньги на год, да пошлин 2 деньги".

Крестьяне соседних волостей захватывают владения монастыря: "... Пабережские, и Марковские, и Шелековские крестьяне их старцев обижают". Новый настоятель монастырька "черный поп" Кирилл с братией посылают в Москву жалобу. Благовещенская пустынь получила жалованную грамоту царя Алексея Михайловича от 31 июня 1648 года, по которой закреплялись прежние владения монастыря и расширялись они вниз по реке Онеге (впоследствии Кирилловская волость. - Н.М.). По жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 30 июля 1658 года Ямецкий монастырь владел 33 десятинами 227 саженями земли и мельницей. Грамоты эти в 1685 году были подтверждены царями Иваном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем.

Расцвет Ямецкая пустынь пережила в годы управления монастырем строителем иеромонахом Павлом в 1718-1741 годах. При нём, в 1719 году, на месте обветшалой церкви "Благовещения Пречистые, Богородицы древляна" возводится двухпрестольная церковь Благовещения. Храм имеет необычный парадный вид: высокий четверик сруба церкви служит постаментом для возведения мощной бочки. Вторая, меньшая размером, бочка поставлена над пятистенной апсидой. Бочка как завершение встречается крайне редко в деревянном зодчестве. На Севере России такое архитектурное решение было распространено лишь в районе среднего течения реки Онеги (ныне Плесецкий район. - Н.М.).

Благовещенская церковь представляет исключительный интерес - это единственный сохранившийся образец клетской церкви с бочковидной кровлей. Такая кровля была широко распространена в Древней Руси, особенно в хоромном, теремном строительстве. Над храмом некогда возвышалась главка, а перед входом в церковь на столбах висело четыре колокола. В начале XX века церковь украсилась иконостасом. Храм - с одним алтарем, внутри обшит холстом и окрашен. Нижняя, теплая, Благовещенская церковь освящена в 1719 году. Верхний, холодный, этаж занимает Вознесенский престол с антиминсом 1725 года. Длина и высота храма составляют по 8 саженей, а ширина - 4. Эту церковь как памятник русского зодчества ввел в научный оборот академик В.В. Суслов в 1888 году в книге "Путевые заметки о Севере России и Норвегии".

Со временем Емецкий волок запустел, перестал быть важным торговым путем - на смену ему пришли сухопутные тракты, связывающие Онегу с Двиной. Уже в 40-е годы XVIII века монастырек приписывается к более крупной Егломской пустыни, а затем к Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю. В 1764 году монастырь на Онеге был упразднен и обращен в Ямецкий приход. Монастырская Благовещенская церковь стала приходской. В 1768 году в приходе уже имелся белый священник. В 1890 году в Ямецкий приход входило четыре деревни: Ямецкая пустынь (Погост), Вахновская, Плешковская, Новая Роспашь. В приходе насчитывалось лишь 60 домов, проживало всего 391 человек.

В 1896 году (по другим сведениям в 1897 - Н.М.) была образована, а "Указом святейшего Синода от 30 октября 1908 года в Ямецком приходе Онежского уезда учреждена Ямецкая женская община, с таким числом сестер, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства". У истоков основания общины стояла послушница Параскева Игнатьевна Вяткина (в 1900-1908 годах - настоятельница, игумения Ущельского монастыря в селе Лешуконском Магдалина. - Н.М.).

С ноября 1900 года Ямецкую общину возглавила послушница Мария Емельяновна Попова, из казачек Каменно-Озерной станицы 1-го Военного отдела Оренбургского казачьего войска. В 1908 году М. Попова Архангельской консисторией была "утверждена начальницей Ямецкой женской общины". В 1909 году она стала монахиней, получив при постриге в церкви Сурского подворья в Архангельске имя Мариамны.

С. Булгаков во втором томе "Настольной книги священно-церковнослужителя", переизданной в 1993 году, сообщает, что в 1910 году (по другим сведениям - в 1908 году. - Н.М.) женская община преобразована в Ямецкий женский монастырь. 16 июня 1917 года монахиня Мариамна была возведена в сан игумении Ямецкого монастыря.

В 1920 году монастырь был закрыт, а на месте обители сохранилась деревня Ямецкая пустынь, а затем поселок Пустынька, ныне Оксовской администрации.

С середины XVIII века жители Ямецкой пустыни работали на лесопромышленников компании Онежского лесного торга, а также славились как отважные лоцманы и лободыры (плотогоны) при прохождении Бирючевских порогов. В декабре 1895 года была открыта церковно-приходская школа (Пустынская начальная школа была закрыта в 1970 году. - Н.М.).

До 1926 года Ямецкая пустынь входила в Онежский, а затем в Архангельский уезд. С 1929 года - в составе Плесецкого района.

С 30-х годов прошлого столетия на месте деревни возник поселок Пустынского лесопункта Пабережского леспромхоза (поселок Пустынька).

С 1919 года административно подчинялась Пабережскому Совету, а с 1959 года поселок Пустынька - в составе Оксовского Совета, ныне поселковой администрации.

... Стоит на прекрасно выбранном месте поселок с еще более прекрасным памятником архитектуры - Благовещенской церковью (ей более 280 лет!). Кто вдохнет жизнь в пустынь? Как сохранить нашу историю, наши корни, память о наших деятельных предках?

Н. МАКАРОВ, кандидат исторических наук, доцент Поморского госуниверситета.

Плесецкие новости / 12 февраля 2002 (17)

http://www.arhpress.ru/plesetsk/2002/2/12/9.shtml

Н.А. Макаров






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2015-11-07





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: