Публикация № 938Водный туризм    (рубрика: О байдарках)

Выбор байдарки

Покупка байдарки – дело нешуточное и довольно длительное. Важно не только посоветоваться со специалистами о выборе байдарки, но и четко понимать, что вам нужно и для чего. Ведь от выбора зависит не только качество отдыха, но и ваша личная безопасность.


При выборе байдарки нужно учитывать несколько важных факторов:


1. Тип воды. Вы должны понять, для каких сплавов вам нужна байдарка? Для гладкой или для бурной воды? Это будут спокойные «семейные» сплавы или адреналиновые приключения на порожистых реках? Как только вы поймете, где будете применять байдарку, то можете переходить к пункту номер 2.

2. Тип байдарки. Важно понять, будет это каркасная, надувная или каркасно-надувная байдарка. От этого параметра зависят и возможности плавательного средства.

• Каркасные – это байдарки, которые состоят из каркаса («скелета»), водонепроницаемой ткани-оболочки («шкуры») и так называемого «фартука», препятствующего попаданию воды в середину байдарки. Каркас этих байдарок обычно изготавливается из металла или дерева. В качестве сырья для деревянного каркаса используется бук или ясень, который достаточно крепок и надежен. Если же каркас из металла, то это должны быть алюминиевые трубки. Деревянные каркасы уступают металлическим в первую очередь тем, что не являются настолько крепкими и прочными. Да и вес дерева дает о себе знать. В свою очередь металлические трубки очень тяжело ремонтировать.

В каркасных байдарках из-за того, что каркас плотно соприкасается со «шкурой» есть риск порвать последнюю об острые камни или ветки упавшего в воду дерева. В таком случае нужно задуматься о том, чтобы укрепить байдарку поддувными бортами. Это специальные баллоны, которые укладываются между «шкурой» и каркасом и тем самым амортизируют удар. Еще один вариант – проложить между каркасом и «шкурой» ПХВ или резину. В таком случае «шкура» страдает намного меньше.

Конечно, каркасные байдарки очень тяжелы и не совсем удобны в транспортировке. Зато каркасная байдарка может служить вам верой и правдой долгие годы.

• Надувные байдарки. Это байдарки без жесткого каркаса, состоящие из двух баллонов. Плюс таких байдарок в том, что собрать их достаточно просто и легко: они надуваются с помощью насоса. Правда, учтите, что баллон не всегда продается вместе с байдаркой. Кроме легкости сборки надувная байдарка к тому же и весит достаточно мало, что является преимуществом в случаях, когда байдарку еще нужно дотащить до воды. Надувная байдарка легко комплектуется и занимает сравнительно мало места. Среди ее минусов – высокая парусность и неспособность «пробить» волну.

Надувная байдарка отлично подойдет и для отдыха с семьей. Одно из ее приятных качеств – это остойчивость. Надувная байдарка более легко проходит те места, которые остальным не под силу. Да и с такой байдарки можно запросто прыгать в воду с бортов и взбираться потом обратно, не боясь, что она перевернется.

Из надувных неплохо зарекомендовали себя байдарки семейства «Щука».

• Каркасно-надувные байдарки. Их отличие от остальных в том, что здесь на собранный каркас натягивается «шкура», которая потом дополнительно надувается насосом. Такие байдарки легче каркасных. Минус в том, что здесь есть риск напороться на что-то острое и сдуть баллон. Такие байдарки отличаются лучшей маневренностью и легкой проходимостью по более мелким местам за счет плоского дна. Благодаря наличию каркаса каркасно-надувные байдарки отлично управляются, а надувные части добавляют парусности. Поэтому эти байдарки удобны для быстрых сплавов. Транспортировать их тоже достаточно удобно. Один из недостатков – длительность сборки из-за большого количества элементов байдарки. Примите во внимание и то, что не все элементы байдарки легко заменить или отремонтировать. Поэтому относитесь к своей байдарке бережно. Из каркасно-надувных байдарок можно присмотреться к байдаркам семейства «Викинг».

• Есть еще так называемые каяки – одноместные байдарки. Они быстроходны, хорошо маневрируют, однако достаточно неудобны в транспортировке. Каяки отлично подойдут для недолгих плаваний с небольшим преодолением препятствий.

Многие туристы-водники хвалят в основном катамараны, занося в минусы байдарок их низкую остойчивость и хрупкость. Но, если подумать, то байдарки более быстрое плавучее средство, а все его недостатки только помогают начинающему байдарочнику лучше понимать атмосферу водного путешествия и чувствовать движение. В таких случаях говорят – «видеть воду».

3. Материал, из которого изготовлена байдарка, должен быть качественным и прочным. Иначе будет очень нехорошо, мокро и опасно. В основном для изготовления байдарок используется тентовая ткань, ткань кордура, нейлон Oxford 600, ткани с ПВХ (поливинилхлорид) покрытием. Для днища будет хороша ткань PVC viniplan. В любом случае, лучше не брать байдарку наобум, а поинтересоваться у тех, кто ими пользуется уже не один сезон, и узнать качество и долговечность ткани.

Конечно, не стоит надеяться, что даже самая прочная ткань сможет долго продержаться. Водное путешествие – это зачастую довольно небезопасная история и риск налететь на острые камни тоже нужно иметь в виду. Поэтому лучше иметь с собой специальный клей для ткани, и материалы, которыми вы будете заклеивать повреждения..

4. Вес байдарки. Насколько тяжела должна быть байдарка. Ведь помимо этого плавсредства тащить в путешествие вы будете еще и рюкзак, и личные вещи, и продукты питания. Поэтому заранее прикиньте, какого веса должна быть байдарка, чтобы вы смогли поднять и дотащить до воды всю вашу туристическую утварь. Вес обычной каркасной байдарки в среднем составляет 25-40 кг (надувных и каркасно-надувных от 5 до 25 кг) . Учтите, что что-то вам придется докупать и устанавливать отдельно. Так, в комплект некоторых байдарок может не входить фартук, который защищает все, что находится в байдарке от брызг и дождя.

5. Определитесь с количеством мест в байдарке: одно-, двух-, трех- или четырехместная. И учитывайте, что чем больше мест в байдарке, тем больше она весит. И еще, что чем длиннее байдарка, тем выше ее скорость. Добавим еще один нюанс: чем больше мест в байдарке, тем более слаженной должна быть работа экипажа судна.

6. Простота сборки тоже играет важную роль в выборе байдарки. Вряд ли вы захотите тратить несколько ценных часов на сбор байдарки. Поэтому прямо в магазине уточняйте и просите продемонстрировать, как байдарка собирается/разбирается. Понятно, что легче всего собрать (а точнее надуть) надувную байдарку. Но если вы все-таки ищете каркасную байдарку, то вам придется потренироваться в ее сборке, чтобы это не отнимало у вас полдня в самом путешествии.

7. В байдарке должно быть удобно! Иначе все свое путешествие по воде вы будете выбирать подходящее положение для тела, а это довольно небезопасно в условиях сплавов. Но не пытайтесь найти байдарку "со всеми удобствами", таких просто не существует. Речь о том, что в байдарке не должно быть слишком тесно. Большинство байдарок рассчитаны на людей со стандартной фигурой и ростом около среднего. Если ваши габариты значительно отклоняются от средних норм - к выбору удобной байдарки надо подойти особенно серьёзно.

8. Грузоподъемность. От этого фактора зависит то, сколько вещей вы сможете поместить в байдарку вместе с собой. Обычный совет - на двоих брать трёхместную байдарку (конечно, если вы собираетесь в настоящий поход, а не покататься пару часиков для развлечения).

9. Обязательные дополнительные траты.

а) После покупки байдарки необходимо приобрести байдарочные весла. По одному на каждого члена экипажа. Какие вёсла выбрать? Есть цельно-дюралевые весла, есть пластиковые (из углепластика, кевлара и т.п.), есть комбинированные. Цельнометаллические практически невозможно сломать (при большом желании их можно утопить). Но весло с пластиковой лопастью несколько легче. Длина весла зависит от многих факторов - ширины байдарки, роста байдарочника, его мускульной силы, глубины посадки... Пока не испытаешь разные, не поймешь какое для тебя в самый раз. С самого первого гребка надо привыкать к работе с развернутой на 90 градусов лопастью. При движении против ветра сразу поймете зачем это надо.

б) Спасжилеты на каждого члена экипажа. Они бывают надувными и с пенопластовым наполнителем. Выходить в водный поход без спасжилетов категорически не рекомендуется. Я бы даже сказал - КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Кроме своего прямого назначения - удерживать байдарочника на поверхности воды в случае "кораблекрушения" - спасжилет с пенопластовым наполнителем очень хорошо защищает спину от ветра, может служить заменой "сидушки" на берегу, кармашки на нем очень удобны для разных мелочей...

в) Если планируется прохождение порогов и прочих опасных участков, то необходимо приобрести защитные шлемы (каски). Шлем, кстати, очень хорошо защищает голову от... случайного удара веслом в тесной байдарке (если решили сэкономить и взяли на двоих двухместную байдарку; для большего комфорта желательно на двоих брать трёхместную байдарку; третье место, в этом случае, служит багажным отделением).






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2016-02-20





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: