Публикация № 949Водный туризм    (рубрика: Инструкции, документы, руководства...)

Г. Я. Рыжавский

ВОДНЫЕ ПОХОДЫ НА БАЙДАРКАХ

Сидеть в байдарке желательно низко, опираясь на спинку. Руки расставлены несколько шире плеч. Корпус неподвижен. Ноги должны иметь упор. Весла следует погружать в воду не полностью. Проводку надо делать возможно более длинной. Весло не стоит поднимать высоко, не надо его сильно сжимать, движения должны быть свободными, ритмичными.

Байдарка должна быть загружена равномерно с небольшим дифферентом на корму. Водонепроницаемые упаковки подвешиваются под декой вдоль фальшботов, между шпангоутами. Креплениями могут служить резиновые кольца или матерчатые ленты, пропущенные через привальные брусья и верхний пояс стрингеров.

Корпус и нос загружаются экономично и плотно так, чтобы при перевороте байдарки вещи не «поплыли». Остальные вещи и предметы привязывают.

При достаточной высоте мосты, мостки, кладки, тросы проходятся просто, если учитывать скорость и направление течения, которое может снести байдарку на препятствие.

При обносах не обязательно полностью разгружать байдарку. Хорошо применять пояса, охватывающие байдарку и плечи несущих. Одной рукой держат байдарку за шпангоут, второй удерживают пояс, идущий с плеча. Частично разгруженную байдарку могут перенести 4 человека, неразгруженную 6 человек на трех поясах. Если в группе 8 человек, то двое могут дополнительно поддерживать нос и корму. При этом нагрузка на корпус байдарки относительно равномерная.

Встреча байдарки с тросом, корягой, топляком, металлом в воде не сулит ничего хорошего. Здесь нет трудностей: необходимо внимание.

Движение через препятствия.

Наиболее простые препятствия — это быстрины, мели, перекаты, отдельные надводные и подводные камни, заросли водорослей или камыша, коряги, сваи, остатки опор, металлический лом, провод, топляки. Более сложные — завалы, заломы, пороги, плотины, нависшие над водой кусты, большие волны при ветре на открытой воде. Кусты над вогнутым берегом грозят опрокидыванием при навале на них. Надо заблаговременно осуществлять движение к выпуклому берегу. Опасны завалы на быстрой воде. Встречи с ними следует избегать заблаговременно. Песчаные мели и перекаты неопасны для байдарки. Надо лишь правильно определить, куда сваливается основная вода, где корыто переката или мели.

При определенном навыке отличить глубокое место от мели легко. Вода над мелью светлее. Она рябит при безветрии или образует мелкую волну. Над глубокими местами вода темнее, волна длинная и более крупная, здесь течение быстрее. При прохождении быстрин следует избегать навала на вогнутый берег. К завалам на реках с быстрым течением (более 5 км/час) нельзя подходить близко. Пристав к берегу, надо разведать проход. Внезапный выход на завал грозит поломкой, втягиванием байдарки с людьми под бревна. В крайних случаях приходится покидать байдарку, выбрасываться на бревна.

Подводный камень обнаруживается по кругам над ним, если он сидит глубоко, или по впадине и буруну ниже камня. Камень, близкий к поверхности, образует ниже бурун — вершину треугольника с расходящейся струёй потока. Во всех случаях опасна посадка байдарки на препятствие. Этого допускать нельзя. При прохождении между камнями, где требуется изменение направления движения, надо учитывать снос байдарки течением.

В общем техника прохождения препятствий сводится к тому, чтобы при маневре, учитывая скорость и направление течения, избежать столкновения с препятствием, не быть залитым водой и перевернутым.

Препятствием могут быть единичные камни, группа камней и пороги, представляющие наибольшую трудность при прохождении. При крутых поворотах и изгибах русла прохождение еще больше затруднено. Препятствия проходят поочередно, следя за ходом головной «лоцманской» байдарки. Для того чтобы байдарка управлялась, она должна иметь собственную скорость относительно потока: положительную при гребле или отрицательную, если табанить.

В сложной обстановке при обходе препятствий на крутых поворотах, при быстром течении, чаще приходится табанить, этим легче достигается маневр и уменьшается опасность повреждения судна при столкновении с препятствием. На перекате, наиболее часто встречающемся препятствии, линия движения зависит от расположения мелкого места (корыта), ложбины и гребня переката, где мелкая вода отделяется от глубокого места. По форме береговых отмелей, по «свалу» воды можно определить расположение переката и наметить ход байдарки.

Наиболее трудны для прохождения и опасны пороги, особенно если они имеют «шиверные» участки, где среди камней, беспорядочно разбросанных в русле стремительно несется вода, разбиваясь о камни и образуя стоячие волны. Линия движения здесь будет ломаной. Пройти по чистой воде при сильном скосе на препятствия и ограниченности маневра нелегко.

Порог — один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями. Порог может иметь несколько направлений главного сброса воды — сливов. Слив имеет форму треугольника, обращенного вершиной вниз. Боковые стороны треугольника — это струи от камней. Ниже вершины треугольника идут стоячие волны. Сложные пороги надо предварительно разведать, наметить ход, запомнить ориентиры, учитывая, что с воды они меняют свои очертания. Трудность прохождения порога определяется руслом реки, его изгибами и поворотами, уклоном и количеством воды.

По средней линии треугольника, образуемого струями, русло чище и глубина больше. Здесь же, на главной части потока, образуются наиболее мощные стоячие волны. Проходить вершину треугольника можно при относительно маломощных потоках, стоячих волнах высотой до 1 м. При высоте стоячих волн больше 0,5 м байдарка должна быть задраена фартуком. На мощных потоках больших рек при прохождении вершины треугольника можно быть залитым волной, прижатым к берегу на повороте. Поэтому на мощных порогах треугольник является лишь воротами, входить в которые нужно ближе к одной из сторон и, перейдя основной спад, выходить через эту сторону треугольника. Надо сильно грести под углом к струе и, пройдя ее наполовину, вновь развернуться параллельно главной струе. Если не удается выйти из струи, то идут параллельно главной струе, входя в стоячие волны носом.

Входить в порог нужно в стороне треугольника, ближней к выпуклому берегу.

На мощных порогах приходится иногда идти через вершину, если другого пути нет и выход из треугольника невозможен из-за многочисленных камней или других препятствий. Идя среди высоких стоячих вод, надо иметь большую скорость и сильно грести, выдерживая линию движения. При больших скоростях опасны стоячая вода, противотоки, водовороты. Просматривая порог, учитывайте возможность обратных течений в уловах ниже порога. Если нос байдарки с ходу попадает в стоячую воду на выходе из треугольника или в противоток, то она может развернуться лагом и опрокинуться. Поэтому байдарка должна идти параллельно струе или под небольшим углом к ней.

Большие перепады можно преодолеть при условии, если есть свободный проход, так как на них приходится развивать большую скорость, чтобы не подставить корму под мощный поток.

На шиверах нет резких перепадов воды и больших стоячих волн, но в них сильно засорено русло и нет четких сливов. Шиверы бывают протяженными, что при отсутствии четких сливов в сильно захламленном русле создает значительные трудности при прохождении. Трудности возрастают, если при прохождении шиверы и порога нельзя пристать к берегу, трудно произвести разведку или сделать 'обнос из-за крутых скалистых отвесных берегов. Пороги и шиверы встречаются на участках реки со значительным падением. На реках часто встречаются системы островов («разбоев») с различными протоками, где можно сесть на мель, зайти в глухую протоку и, что особенно опасно, попасть на завал. Завалы часто образуются на входах в неосновные протоки, на мысах островов, на поворотах. Завал нужно своевременно заметить и пройти как можно дальше, так как часто вода сильно тянет к нему. На поворотах русла у вогнутого берега образуется сильное прижимное течение, которое при навале на берег образует отраженные стоячие волны, косые валы под острым углом к стержню потока. Байдарке грозит здесь навал на берег, заливание волнами и опрокидывание при пересечении косого вала. Идти нужно ближе к выпуклому берегу, избегая больших стоячих волн и пересекая вал под углом 40—50°, сильно гребя, и далее сразу поворачивать параллельно главному потоку.

Сложность прохождения препятствий зависит от устройства ложа реки и мощности водного потока.

Техника сплава на байдарках на мощных многоводных реках по «плотовым лоциям» имеет значительные особенности.

Основными опасностями для байдарки в мощной струе являются валы и потоки с различными скоростями. Байдарка может быть залита, сломана и перевернута.

Противостоять этим опасностям может байдарка с большой устойчивостью в валах и остойчивостью. Устойчивость увеличивается при большой скорости, а для увеличения остойчивости нужна большая масса. Особенность сплава на большой воде — это необходимость выбора линии движения в разноскоростных потоках и мощных валах. Если правильный выбор линии движения определяется опытом, то устойчивость и остойчивость зависят от динамики судна (минимальное лобовое сопротивление, всхожесть на вал зависят от обводов байдарки и формы подвижной части), массы байдарки и скорости (управление только рулем). Быстрая массивная байдарка не только более остойчивая и устойчивая в валах, но и легче противостоит изменению курса в потоках разной скорости и противотоках.

Движение против течения.

На веслах имеет смысл двигаться, если скорость будет не меньше 2 км/час. Если с такой скоростью идти нельзя или для этого нужно очень сильно грести и затратить много сил, лучше переходить на проводку бечевой. На сложных участках с препятствиями приходится проводить байдарку на руках или обносить по берегу.

Кораблик — наиболее простой способ движения байдарки бечевой, требующий меньше усилий, чем другие способы, применим для средних скоростей течения и не очень сложного маневрирования.

Байдарку ведут за два конца двое идущих по берегу. Концы длиной по 20 — 25 м крепятся на носу и корме или в местах вязки узлов носовой и кормовой обвязки.

Скорость движения байдарки тем больше, чем меньше угол между осью байдарки и направлением течения. Изменяя этот угол, отпуская или подтягивая носовой или кормовой конец, можно вести байдарку ближе или дальше от берега, обходить препятствия. Байдарку может вести и один человек, управляя носовым и кормовым концами одновременно. Это тяжелей, особенно при частой необходимости в маневрах. Если при этом зафиксировать руль под небольшим углом, то байдарку всегда будет отводить протоком от берега при натяжении бечевы. Маневр зависит от скорости хода и натяжения бечевы. Подъем на бечеве с рулевым требует оборудования байдарки мачтой в 1—1,5 м, крепящейся на кильсоне, втором шпангоуте и "оттяжками к бортам и к корме. Бечева — капроновый шнур длиной 50—70 м, диаметром 4—7 мм, крепится одним концом к мачте через кольцо на топе у ее основания и продевается через кольцо поводка (бурундука), закрепленного на носу байдарки или на узле обвязки. Поводок, имеющий кольцо с обоих концов, делают регулируемой длины, пропуская его через нижнее кольцо к рулевому. При отпущенном поводке байдарка легче идет от берега, а при выбранном — к берегу.

Бечева крепится около рулевого так, что может быть мгновенно освобождена. Второй конец бечевы тянет буксировщик, идущий по берегу. Рулевой, сидя в байдарке, управляет ею так, чтобы угол между бечевой и осью байдарки был меньшим, что уменьшает усилия буксировщика. При регулируемом поводке можно проводить судно на расстоянии до 25—30 м от берега, имеется свобода маневра, тянущий может спокойно обходить препятствия, но нагрузка на идущего, особенно на поворотах, велика. В тренировочных походах достигают взаимопонимания и правильного взаимодействия экипажа при движении на бечеве. При буксировке байдарок сцепом (две и больше байдарок) рулевой сидит только в первой байдарке. Байдарки связаны короткими концами. Тянут бечеву несколько человек. Эти способы неприменимы на мощных и быстрых реках. Буксировка сцепом применима на участках с хорошим бечевником, где не требуется частых изменений линии движения и переходов с берега на берег. Движение байдарки на бечеве с шестом осуществляют двое. Один тянет бечеву, другой идет сзади, на уровне носа байдарки, и длинным шестом, укрепленным у основания бечевы, обводит препятствия. При движении на бечеве с шестом усилие на бечеве мало, возможности лавирования больше, чем при других способах.

Средняя скорость при движении бечевой различными способами 3—4 км/час: от 1—2 км/час на порогах и перекатах до 5 км/час на плесах с хорошим бечевником.

Движение по большим водоемам.

Основные трудности здесь — плохая погода, ветер, необходимость точного ориентирования. В туман и дождь при плохой видимости трудно ориентироваться по берегам. Нужно пользоваться компасом. В плохую погоду при ветре группе следует идти компактно. Байдарка должна быть задраена фартуком, на волну идти носом или скулой. Переход в отдалении от берегов требует предварительного изучения ориентиров и возможных укрытий, расчета времени движения (в частности, при встречном ветре) с тем, чтобы темнота не застала группу далеко от берега, подготовки байдарок (усиление средств непотопляемости, увеличение прочности, улучшения фартука и др.). При хорошей погоде через большую воду лучше идти рано утром или к вечеру, когда господствующий встречный ветер стихает. Препятствиями могут быть заросли камыша и водорослей, когда затруднено продвижение и ориентирование. На многих озерах и реках берега сильно заболочены и нельзя высадиться на берег. Опасны также сплавнины.

Байдарки, наиболее популярные туристские суда, должны быть подготовлены для плавания по порожистым и мелким рекам: усилен кильсон (шины накладывают иногда и на стрингера и привальные брусья), наклеены прочные протекторы на оболочку вдоль кильсона и нижнего пояса стрингеров, на верхние стрингеры можно наклеить резину потоньше.

Переднюю спинку байдарки «Салют 4,7» надо отодвинуть назад к 3-му шпангоуту: матрос «вылезает из трюма», ему легче садиться и вылезать, легче покинуть при необходимости байдарку. При этом нос можно более полно загрузить снаряжением, байдарка легче управляется. Недостаточно прочный 3-й шпангоут можно усилить, замкнув его сверху приваренной или приклепанной дюралевой трубкой (или деревянной перекладиной). Замкнутый шпангоут не мешает, так как смещенная передняя спинка расположена непосредственно перед ним. Рулевое управление переводится к капитану назад, педали с 1-го шпангоута «Салюта 4,7» снимают. Стремена руля управления крепятся под декой байдарки сзади 3-го шпангоута на резиновых амортизаторах так, чтобы ступни ног в любой момент могли быть освобождены. Фартук должен прочно сидеть на фальшботах, на носу и корме байдарки.

Жесткий обруч из дюралевого прута диаметром около 10 мм, вшитого в горловину фартука, должен иметь яйцевидную форму острием вперед. Обруч следует сдвинуть вперед относительно выреза фартука так, чтобы юбка заходила под обруч спереди вдвое глубже, чем сзади. Горловина фартука с обручем отделяется от плоскости фартука вертикально вшитым хлопчатобумажным ремнем. Передняя часть юбки должна плотно обтягивать обруч и лежать параллельно фартуку. Такая конструкция фартука и юбки обеспечивает легкий срыв юбки снизу при переворотах и выдерживает сильные удары валов сверху: при ударе воды усилие на срыв приложено спереди, а при выходе человека — сзади.

Для сохранения плавучести байдарки при переворотах нос и корму заполняют надутыми волейбольными камерами. Хорошо также поместить под декой вдоль привальных брусьев или между рейками кильсона «колбасы» из велокамер.

Наконец, значительно улучшить ходовые качества байдарки «Салют 4,7» можно, перевернув ее задом наперед. Обязательны обвязки на носу и корме байдарки. К кормовой обвязке каждой байдарки крепится страховочная веревка, намотанная на рогульку с пенопластовым поплавком на конце. Страхующий конец может служить также и чалкой.

Снаряжение и продукты размещаются под декой в водонепроницаемых мешках, размещаемых по всей длине между шпангоутами. Удерживаются эти мешки резиновыми кольцами, продетыми через привальные брусья и верхний ряд стрингеров.

Турист-водник должен иметь спасжилет.


Источник:

http://clubdoroga.euro.ru/mart/ryzav.html

Г. Я. Рыжавский






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2016-02-19





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: