Публикация № 975Водный туризм    (рубрика: О байдарках)

Морской каяк

История появления морских каяков

Спасибо древним жителям Арктики, которые первыми придумали каяки еще тысячи лет назад до нас. Им нужно было как-то рыбачить и охотиться на морское зверье, чтобы прокормить свои племена, поэтому однажды смышленые эскимосы соорудили из дерева или кости (из чего точно, они уже и сами не помнят) корпус лодки и обтянули его кожей моржа, которого съели вчера на обед. Чтобы не замерзнуть в воде Северного ледовитого океана, мастера сделали лодку полностью закрытой, оставили только круглое отверстие по центру деки, чтобы туда мог сесть охотник. Изобретение удалось на славу, быстрое и маневренное, оно получило свое другое использование через много-много лет.

Эскимосский каяк. Фото с сайта popmech.ru.

Новое применение эскимосскому каяку нашел в 19-м веке любознательный англичанин Джон Макгрегор. Взяв за основу древние конструкции, он сделал подобную лодку из дерева и парусины и на ней отправился в плавание по просторам рек и озер матушки Европы.

Джон Макгрегор в своем каяке. Фото с сайта chipbruce.wordpress.com.

Технологиям положено совершенствоваться, вот и каяк как, безусловно, полезная технология со временем менялся и даже размножался. Сначала придумали разбирать каркас, чтобы удобно перевозить и быстро собирать и разбирать на месте, а уже в начале 20-го века немецкая фирма Klepper подхватила эту идею и стала производить на продажу складные каркасные каяки, дав им название «foldboat», которые выпускаются до сих пор, но уже из современных материалов.

Сборка Foldboat. Фото с сайта sportsartifacts.com.

А теперь о размножении. Можно с уверенностью сказать, что и каяки эскимосов, и каяки предприимчивых немцев – это наши обожаемые сияки. Именно они стали прародителями модных ныне лодок для экстремальных спусков и спортивных соревнований. Меняя конструкции традиционного каяка, люди придумали плавсредства для whitewater каякинга — способа получить приличный выброс адреналина на бурной воде.

Прозрачный каяк «Molokini». Фото с сайта alibaba.com.

Попытки разделить каяки на классы приводили умников по части водного туризма к разным вариантам. Вот самый понятый из них.

1. В первой группе – самые интересные для нас каяки под общим названием сияки (для путешествий по спокойным рекам, озерам и морям). Это когда «ветер в …, а я гребу и получаю удовольствие». По внешнему виду сияки можно распознать по длинному корпусу с заостренными носом и кормой, это для лучшей ходкости, но немного хуже отражается на маневренности таких лодок.

Сияк Plasmor. Фото с сайта expemag.com

Для пущей точности морские каяки делят еще на три подвида:

Прогулочные каяки

Это почти как в старой песенке «Мы на лодочке катались, не плыли, а целовались…», только целоваться, как правило, приходиться с солнцем или ветром. Такие каяки подходят для расслабленного катания на спокойных речках и озерах. За счет умеренной длины ими легко управлять даже самым «чайным» «чайникам». Обводы корпуса дают хорошую устойчивость, а большой кокпит помогает буквально «впрыгивать» в лодку и «выпрыгивать» из нее. Сюда же можно присовокупить такой тип каяков, как sit-on-top (с полностью замкнутым корпусом). Особенность в том, что вместо обычного места для гребца внутри лодки, в этом плавсредстве есть только небольшое углубление, поэтому складывается ощущение, что сидишь почти на поверхности. Такие каяки чаще используют на пляже для развлекательных кратковременных «погребушек».

Каяк сит-он-топ.

Непосредственно морские каяки

…Эта территория зовется акватория… Да, большие открытые акватории лучше всего покорять на чисто морских каяках. Отличить их можно по длинному узкому корпусу с прямой килевой линией и сильно заостренной к носу и корме ватерлинией, что дает хорошую скорость и большую устойчивость на курсе, но требует наличия приличного опыта у каякера. Новичку с таким «зверем» справиться будет сложно. У сияка кокпит всегда закрытый и часто присутствует руль.

Морской каяк Wilderness Tempest 170.

Туристические и экспедиционные каяки

По логике, этот вид каяков надо поставить между прогулочными и морскими. По длине они больше, чем прогулочные, но меньше, чем морские. Ходкость, соответственно, тоже занимает срединное положение. Экспедиционные каяки, в отличие от туристических, больше по вместительности, чтобы можно было взять с собой больше снаряжения и продуктов. У таких каяков кокпит тоже закрытый, а корпус прочнее, чтобы мог противостоять, например, бурному течению или волне. Встречаются каяки для экспедиций с люками на носу и корме, чтобы быстрее загружать снаряжение.

Некоторые же туристические каяки подходят даже для сплавов по горным рекам, но только, если у речки умеренная степень сложности.

Mein Prijon Seayak. Фото с сайта picasaweb.google.com.

2. Здесь каяки, которые нам менее интересны, но все равно скажем пару слов о них. Вторая группа – каяки для экстремальных сплавов на бурной воде, или, как еще говорят, на «белой» воде. Эта та категория туризма, когда инструктор лодки на сплаве говорит команде: «Ребята, я, вообще-то, плоховато вижу, как услышите шум впереди, вы мне скажите».

Так вот такие каяки делятся на ванны для сплава, родео (фристайла) и слалома. Главное, что нужно на «белой» воде, — это маневренность и прочность, поэтому каяки для нее делают небольшой длины, малообъемного корпуса с круглыми носом и кормой. Лепят все это, как правило, из крепкого полиэтилена.

Whitewater kayaking. Фото с сайта wikimedia.org.

3. Специфические каяки для спортивных гонок на гладкой воде. Поскольку подразумевается соревнование, то главное тут – скорость, а значит длинный, узкий и легкий корпус. И вообще, выбирая каяк, спортсмены не могут проявить творчество и руководствуются исключительно регламентированными параметрами.

Что же такое морской каяк?

Морской каяк, он же сияк (знающие английский сразу догадаются, что сияк получился от слияния sea и kayak), - это лодка, на которой плавают по прибрежным частям морей, озер и даже океанов.

А еще морской каяк – это удовольствие, спорт для спортивных и не очень, это способ познания природы и самого себя как части этой природы.

Немного высокопарно? Что делать, но так оно на самом деле. К разговору о «высоком» мы еще вернемся, а теперь по существу.

Сияк – разновидность современных лодок для спорта, туризма и отдыха под названием морской каякинг. Этот вид досуга в последние десятилетия сделал своими поклонниками жителей ни одной западной страны, добрался он и до России. Люди садятся в каяки, берут в руки двулопастное весло и путешествуют по большим и малым водным пространствам Карелии, Забайкалья, Приморья, Камчатки. Список можете дополнить вы.

Сияк как гребная лодка отличается от своих собратьев, например, от родео- или сверхкоротких каяков для экстремальных сплавов, приличной длиной (5-5.3 м), основным материалом изготовления (полиэтилен или композиты), большей скоростью и устойчивостью на курсе, чуть меньшей маневренностью, зато большей вместительностью, максимальным комфортом для сидящего в нем плюс зачастую присутствием, как у самодовольных яхт, руля и паруса.

Из многообразия каяков сияки выбирают те, кто не рвется к покорению буйных рек, сумасшедших порогов и водопадов, те, у кого экстрим уже отыграл давно или не играл вовсе. Заядлыми сиякерами становятся те, кто выбирает спокойные долгосрочные и кратковременные путешествия по гладким водам озер, морей и океанов, по малонаселенным дотошными людьми районам, нетронутым цивилизацией местам. Сидя именно в сияке можно заглянуть туда, куда закрыт доступ другим каякам, байдаркам и, тем более, разным там лодкам с мотором, нарушающим экологию и девственность природы.

Красота: ты гордо гребешь, мышцы работают, сияк плавно, но быстро, скользит по водной глади, а вокруг живут, занятые своими делами, гроты, утесы, песчаные, каменные и ракушечные берега, птицы, рыбы и кто-то еще, с кем ты еще не встречался. Эх, согласитесь, заманчиво.

А еще, о сиякинге очень уж красиво написал Ralph Diaz в своей книжке «Complete Folding kayaker»: «Популярность спорта, связанного с путешествиями на каяках и более широко известного как морской или прибрежный каякинг, быстро растет...

В отличие от whitewater каякинга, с которым его иногда путают, удовольствие от морского каякинга более глубокое и продолжительное. Вы можете наслаждаться этим занятием несколько часов у побережья моря, на озере или спокойной реке. Или можете растянуть удовольствие на дни и недели, путешествуя вдоль береговой линии вдали от дома, полностью оторвавшись от цивилизации. Не обязательно быть молодым для занятия каякингом, начинать можно в любом возрасте. Многие впервые берутся за весло, когда им за пятьдесят. И для тех, кто подчиняется своим стремлениям, морской каякинг быстро становится делом всей жизни. В морском каякинге полное равенство полов, около половины новичков — это женщины.

Здесь не нужны мачо, чаще требуются мозги, а не мускулы, вознаграждается трезвый ум и выносливость, а не сила и быстрота реакции. Иногда морской каякинг может показаться опасным, хотя, как правило, он не привлекает безрассудных искателей острых ощущений. Чтобы наслаждаться им, не обязательно рисковать. Морской каякинг позволяет погрузиться в созерцание и испытать удовольствие часов или дней исследований и открытий».

Так что, дерзайте!


Источник:

http://sea-kayak.ru/tags_tech?page=2&tag=%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%B8






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2016-02-24





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: