Публикация № 988Бережная Дуброва    (рубрика: История края)

Н. К. Попов-Дубровский

Так жили бережнодубровцы

С давних времён на ручьях Бережной Дубровы существовали мукомольные мельницы с толчеями. На Кузнецовском ручье было 4 мельницы, перерабатывавшие зерно не только кузнецовских крестьян, но и жителей плёсских и красновских деревень. Особняком стояли 4 мельницы на Ореговском ручье.

Все кузнецовские мельницы находились в общем пользовании бережнодубровцев, ореговские же принадлежали зажиточному, предприимчивому крестьянину Михаилу Луговскому, извлекавшему доход от размола зерна, привозимого из окрестных деревень.

... Бережнодубровские крестьяне, как исконные хлеборобы, относились к охоте, как к делу невыгодному, отвлекающему от земледельческих забот. Потому из 250 домохозяев в селе не больше, как человек 15 имели ружья и иногда охотились на птицу и мелкого пушного зверя. Охотников-промысловиков не было.

... Развилось отходничество на заработки. Мужики уходили бурлачить на сплав леса. Путь был неблизкий. Уходили в Питер и, нанявшись в бурлацкие артели, поднимались в верховья рек, скатывали брёвна из свалок в воду, гнали их россыпью (молем) по течению рек до запаней, после сплотки к концу лета попадали в Петербург. Получались из многих отличные сплавщики.

С половины XIX века бурлачество в Бережнодубровской волости и соседних: Красновской, Конёвской, Заднедубровской и Плёсской – приняло большие размеры. Оказалось много крестьян, втянутых в «Петербургский сплав», оторванных от земледелия. К этому понуждала нужда, подати. Бережная Дуброва становится биржей труда. Богатые десятники, братья Дмитрий, Егор и Степан Ермолины, подкреплённые денежными суммами петербургских лесопромышленников, нанимали на сплав всех, кто искал хомут на свою шею. Действуя каждый отдельно, Ермолины набирали артель мужиков по 30-40 и ранней весной уводили бурлацкие артели на речки бассейна Невы, на «Петербургский сплав», к хозяину лесной биржи столичному купцу Громову.

Что породило бурлачество? Ежегодные недороды полей, падёж скота, пожары. Заработков на месте не было. Работы в городах открывались с наступлением весны. Вот и приходилось земледельцу от своих полевых работ уходить на дальний сплав, несладкие харчи и дешёвые заработки, оставляя своё хозяйство на стариков, женщин и подростков.

Крестьянин-середняк бурлачил в крайнем случае, держался за соху и борону.

Такие потомственные бурлаки как Андрей Бурсин, Андрей Варварский, братья Алёшины и Канашовы, были и безлошадными, и бескоровными. Тяжело жилось их семьям. На бурлацкий заработок можно было только прокормиться, купить недорогую обновку-одежду. Обзавестись лошадью, коровой и сельхозинвентарём бурлак не мог. Бурлаки признавали: «Плачешь, да бурлачишь».

В девятисотые годы, когда от Вологды на Архангельск пролегла железная дорога, поонежские бурлаки ходили зарабатывать деньги на станции Междудворье, Лепша, Шалакуша, Плесецкая, пилили дрова для топок паровозов. Заработки были скудными, кратковременными. Вечно нуждающийся бурлак брал с собой и 12-13-летних сыновей. Оторвавшись от дома и материнского попечения, подростки смолоду надрывали здоровье.

Н. К. ПОПОВ-ДУБРОВСКИЙ

Строитель Коммунизма, 1973 г.

Об авторе:

Николай Константинович Попов (псевдоним - Дубровский) родился в 1885 г. в Бережной Дуброве в семье мелкого торговца. В 1904 г. записался добровольцем в армию, участвовал в русско-японской войне. Побывал в Китае, Японии, Дании. Возвратившись в Россию, жил в Смоленской губернии, в Саратове, а после революции вернулся в Бережную Дуброву и принимал участие в создании местного Совета, являлся членом комитета бедноты, позже - Бережнодубровского волостного исполкома. Немалый вклад внёс он и в развитие потребительской кооперации в волости. В 1930-х - 40-х гг. жил на Кавказе, после Великой Отечественной войны - в Молдавии, у дочери. В 1955 г. вышел на пенсию и жил у сына в Ржеве. Умер в 1966 г.

Всё это время Николай Константинович не порывал связи с родными местами и неоднократно посещал Бережную Дуброву. В одну из таких поездок и возникла идея написать историю родного села. Воспоминания о жизни Дубровы до и после революции, о быте и обычаях жителей, материалы из церковной летописи, исторические документы из архивов легли в основу рукописи "Бережнодубровская старина", выдержки из которой опубликованы в этой статье. Более подробно о Н. К. Попове и его рукописи - см. Торопов И. Бережнодубровская летопись // Строитель Коммунизма, 1973., 31 марта, 3 апреля.

Н. К. Попов-Дубровский






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2016-04-01





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: