Карельская

www.OnegaOnline.ru Карельская Фотогалерея Слайд-шоу
переход:   

 Карельская

Деревня Карельская (Плесецкий район), известная также как Карельское, расположена в среднем течении реки Онеги, на правом её берегу, в 76 км от Плесецка и в 11 км от Конёва. До конца XIX века это были две отдельные деревни – Большекорельская и Малокорельская, первая из которых располагалась на Петербургском тракте, а вторая – ниже по Онеге, в стороне от дороги, под горой у реки.

Онега у Карельской сужается, сжимаемая берегами словно в горловине воронки, а затем разливается на два рукава. Течение здесь бурное, основное русло проходит под левым берегом, где вода с шумом перекатывается через порог. Посередине реки - остров, за ним, ниже по течению – ещё два небольших островка. В весеннее половодье их, как правило, затопляет. Правый берег в центре деревни, подточенный за тысячелетия быстрой рекой, представляет собой отвесную известняковую скалу.

История этих мест насчитывает несколько веков. Народная память сохранила предания о чуди белоглазой, обитавшей в здешних краях: так, ещё в XIX веке жители показывали в окрестностях Карельской ямы, называя их чудскими (1). Бережнодубровская волость, к которой первоначально относилась деревня Карельская, упоминается впервые в середине XVI в., но не исключено, что русские поселения здесь возникли гораздо раньше. Первые же документальные сведения о деревнях встречаются в Писцовой книге Устьмошского стана Ивана Воейкова и Третьяка Копнина (1622 г.), где Большекорельская значится как «деревня Ивашковская над Корельским порогом», а Малокорельская в ту пору именовалась Пиминской (Харитоновской). Там же названы имена жителей, от одного из которых – Докучайки Федосьева, возможно, берёт начало род Докучаевых (2).

Жители деревень были прихожанами бережнодубровских храмов, расположенных в 9 км выше по реке на другом её берегу. Уже в начале XVIII в. здесь стояла часовня в честь святых великомучеников Флора и Лавра (3), день памяти которых (31 августа н. ст.) в Карельской отмечался как престольный праздник. В конце XVIII-начале XIX вв. у главной дороги, между Большекорельской и Малокорельской строится новая часовня Флора и Лавра, сохранившаяся до наших дней. В XIX в. к часовне пристроили притвор и звонницу, увенчанную куполом со шпилем, обшили всё здание тёсом и окрасили.

В деревне Малокорельской была кузница. В 1891 г. открыто земское одноклассное училище, попечителем которого долгое время был Михаил Прокопьевич Панкратов (4). После революции оно было преобразовано в школу I ступени.

В 1911-1913 гг. посередине между деревнями Карельской и Новинами была построена церковь Илии Пророка с тёплыми приделами в честь Собора Пресвятой Богородицы и Св. Иоасафа Белгородского. 27 февраля 1914 г. при Ильинской церкви открыт самостоятельный Корельский приход (5). В 1918 г. священником в приходе служил Григорий Басалаев, псаломщиком - Иоанн Востряков, церковным старостой был Андрей Суровцев, а позднее - Яков Суровцев (6). После закрытия храм использовался в качестве склада; некоторое время там размещался клуб. Церковь сгорела в 1997 или 1998 г.

На 1925 год в Карельской насчитывался 91 дом и 427 жителей (7).

В советское время здесь располагались молочно-товарная ферма, свиноферма, птичник. В 1990-е всё это было разрушено. Деревня пришла в запустение, постоянных жителей почти не осталось.

Основные фамилии (на 1834 г.):

Большекорельская: Суровцевы, Докучаевы, Емельяновы, Копыловы, Агеевы, Петровы, Поздеевы, Малыгины, Ундозёровы, Богдановы.

Малокорельская: Пантелеевы (Пентелеевы), Казанины, Докучаевы, Сметанины, Харитоновы (8).

Илья Леонов.


Примечания:

(1) Рассказ о ямах впервые приводит в церковной летописи Н. А. Васильевский, священник Бережнодубровского прихода. Также эта история неоднократно упоминалась и в «Олонецких Губернских Ведомостях».

(2) Подробнее см. в Статистических данных.

(3) Та часовня Флора и Лавра при деревне Большекорельской упомянута в Переписной книге Каргопольского уезда 1712-1713 г. (РГАДА.Ф.350.Оп.1.Д.167.Л.131).

(4) Памятная книжка Олонецкой Губернии, 1913 г. С. 82.; 1916 г. С. 74. Дата открытия училища основана на косвенных сведениях из Ведомости о церкви Рождества Богородицы Бережнодубровского прихода за 1895 г. (ГААО.Ф.1342.Оп.2.Д.194.Л35об.), где указано, что священник Н. А. Васильевский состоял законоучителем при нём с ноября 1891 г.

(5) Олонецкие Епархиальные Ведомости, 1914. № 10. С.235.

(6) ГААО.Ф.Р-2649.Оп.1.Д.118.Л.19., Ф.Р-786.Оп.3.Д.38.Л.13.

(7) ГААО.Ф.Р-2656.Оп.1.Д.8.Л.49. См. Статистические данные.

(8) ГААО.Ф.1007.Оп.1.Д.105. (Пилюгина А. В. Сакральное пространство Бережной Дубровы: из истории рода Ордомских. – Вологда, 2017).


Новые публикации (2 из 2). Выбор по дате последнего изменения.
Статистические данные (2022-12-24)
Паспорт Ильинской церкви, 1974 г (2022-03-23)

Новые фотографии
Часовня Флора и Лавра в 1972 г.
Часовня Флора и Лавра, вид с юго-востока
Крыльцо и притвор со звонницей
Общий вид часовни среди деревенской застройки
Вид с северо-востока
Расписное небо в часовне
Грань неба с изображением апостола Луки
Часовня Флора и Лавра в 1980-е гг.
Вид часовни с востока